"Заметался пожар голубой": анализ. История написания стихотворения

На протяжении жизненного пути Есенин встречал немало красивых женщин. Отношения с ними были разными - от мимолетных увлечений до попыток построить серьезную связь. Есенин пытался найти ту единственную и неповторимую любовь, которая будет с ним до конца его дней. Августа Миклашевская была той, кому поэт посвятил свое произведение под названием «Заметался пожар голубой». Написано стихотворение было в 1923 году.

Тема стихотворения

Как может увидеть читатель, проводящий анализ стихотворения «Заметался пожар голубой», главной темой произведения является любовь к женщине. Образ лирической героини наделен характерными чертами - «волосы цветом в осень», «глаз злато-карий омут». Автор стихотворения отличает свою возлюбленную от других женщин, на которых он когда-то был падким. Именно она перевернула всю его жизнь, и теперь он готов отказаться от ругани и хулиганства.

Продолжая анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой», школьник может упомянуть, что эта женщина заставляет его позабыть даже о родных краях, поэт готов полностью подчиниться чувству любви. Но Есенин называет сердце возлюбленной «упорным», из чего читатель может сделать вывод, что она не разделяет его чувств. Поэт безропотно просит даму сердца обратить внимание на его чувства. Робость эта, возможно, связана с особенностями его отношения к женщинам в прошлом - возможно, лирический герой заставлял их быть рядом. Но теперь настал особый случай, когда он ждет снисхождения и понимания от любимой.

Художественные средства

Анапест - размер, использующийся в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем используется перекрестная рифма. В стихотворении можно найти немало эпитетов («злато-карий омут», «пожар голубой»). Есть также сравнения («как запущенный сад», «волос цветом в осень»). Все эти художественные средства помогают создать целостный образ лирического героя, а также его возлюбленной. Экспрессивный и яркий язык отличает произведение «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения также показывает, что для большей образности поэт использует прием повторения - рефрен можно найти в начале и в заключительной части произведения, слово «был» открывает первые две строки второй строфы, словосочетание «как умеет» повторяется в двух строках четвертой строфы.

Порочный круг, прерванный любовью

Каждое слово из этого произведения наполнено своими скрытыми смыслами. Стихотворение имеет кольцевую композицию - у него совпадают последние строки первой и заключительной строф. Это может символизировать бесконечность жизненного круга, о котором поэт говорит в своем произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что этот круг может иметь несколько значений. Во-первых, так поэт говорит о бесконечных похождениях порочной жизни, в которых он вращался до встречи с возлюбленной. Из них он не видел никакого выхода до той поры, пока не встретил женщину, пробудившую в нем светлые и возвышенные чувства.

Во-вторых, это может свидетельствовать о безвыходности ситуации, в которой оказался сам поэт, что также можно указать в анализе стиха «Заметался пожар голубой». Ведь возлюбленная не спешит разделять его чувства. Автору остается одно - ненавязчиво убеждать ее в том, что он сможет составить ей достойную пару, пожертвовав ради нее разгульным образом жизни.

Помимо этого, с помощью такой композиции поэт задает общий тон своему произведению, расставляет акценты. Например, с помощью слов «В первый раз я запел про любовь» Есенин подчеркивает, что это поведение для него несвойственно. И если лирический герой действительно хочет поменять что-то в своей жизни, начать поступать по-другому, значит, для него действительно что-то значат чувства.

Осознание жизненных ошибок и пороков

Образ женщины, которой посвящено произведение, сравнивается с золотой осенью в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем есть еще один философско-элегический момент. Ведь именно осень является той порой, когда завершается лето, замыкается жизненный круг. «Осень жизни» - это также подведение итогов того пути, который остался за плечами человека. Осознание своих пороков и недостатков как раз и происходит с лирическим героем. В душе лирического героя возгорелся «пожар голубой» из свежих чувств, но вот появляется золотая осень, переливающаяся оттенками увядания. Что-то утрачивает свой первоначальный смысл в жизни поэта. Что-то - наоборот, приобретает с приходом лирической героини.

Новый этап в жизни лирического героя

Это произведение является настоящим отражением душевного состояния Есенина. В душевной жизни поэта, словно в саду, наступает грустная пора. Но этот сад перестал быть запущенным. После прихода лирической героини он уже никогда не будет прежним. То, что когда-то приносило радость автору - попойки и гуляния - уже утрачивает для него былую прелесть. Поэт осознает бессмысленность и ненужность этого, он понимает, что прожигал зря драгоценный дар жизни.

Любимая женщина поэта

Попытка построить семью с Айседорой Дункан потерпела поражение. Брак был на грани после того, как Есенин вернулся из своей поездки в Америку. Уже будучи на родине, поэт повстречал прекрасную соотечественницу - Августину Миклашевскую. Он влюбился в нее с первых секунд встречи. Именно Августине и посвящен цикл под названием «Любовь хулигана», в который входит стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой», анализ которого рассмотрен в данной статье. Поэт еще никогда не испытывал подобных чувств к женщине, которые могли бы изменить его мировосприятие.

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.

Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» - оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность - именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.

Жанр и размер

«Заметался пожар голубой…» - элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм. В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов - например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.

Композиция

В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.

Вид

Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» - кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение - петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.

Значение

  • Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
  • Это безвыходность ситуации - «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине - возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.
  • Особенности

    Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» - следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.

    С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) - символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения - читатель тоже слышит этот символический звон.

    Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть - отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» - слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.

    Образ лирической героини

    Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью - это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней - подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» - означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» - то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то - приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

    Темы

  1. Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём - не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья - таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
  2. Еще одна тема стихотворения - любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении - «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине - в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
  3. Ещё одна тема этого стихотворения - тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
  4. Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом - «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
  5. Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе - «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования - в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.

Смысл

Смысл этого стихотворения - в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой - это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом - это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) - ВВ (3,4) - АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился - значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это - доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении - ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» - они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы - «омут», которое употреблено при помощи инверсии - следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут - наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами - «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Заметался пожар голубой...» замечательное стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к одному из лучших образцов любовной (интимной) лирики. Посвящено данное стихотворение известной актрисе Миклашевской, наряду и с другими из сборника « Любовь хулигана». Кстати, другие образцы стихотворений о любви менее светлые, более резкие и дерзкие, в отличие от данного. В момент написания стихотворения Сергей Александрович вернулся из штатов, и брак с Айседор дал еще большие основания к расставанию. Как утверждала сама актриса, отношения с Есениным у них были только платонические, и после этого романа у поэта были другие женщины, и даже официальный брак с внучкой Толстого.

Композиционно стихотворение представляет кольцо: повтор двух последних строк в первом и последнем четверостишии. Лирический герой ради любви, что является основной темой стихотворения, отказывается от, пожалуй, самой яркой черты своей личности. Ведь всем известно о балагурьном характере Есенина. Стих написан анапестом с перекрестной рифмовкой, рифма чередуется муж/ жен.

Постараемся проследить за динамикой мыслей и чувств лирического героя построфно. Уже в начале лирический герой подчеркивает, что чувство любви такой силы он испытывает впервые, используя при этом метафору «запел про любовь...», и ради него даже готов отказаться от самого важного для человека - Родины.

Примечательно, что любовь - пожар голубой(метафора) жаркий, нежный и легкий, как небо. Сравнение во втором четверостишии «как сад...», лишний раз напоминают нам факты из биографии великого поэта. Лирический герой боится потерять возлюбленную, что она может вернуться к кому-то из прошлого. Мы отчетливо представляем внешний вид адресата стихотворения из 3 и 4 строф, переданный через ряд метафор « злато - карий омут глаз, легкий стан, нежная поступь, волосы цветом в осень». Лирический герой настолько объят страстью, что готов отказаться не только от всего вышеупомянутого, но и от своего назначения - быть поэтом.

Данное произведение достаточно динамично и чувственно, отлично передает внутреннее состояние поэта, его мысли и чувства, его непременное желание полностью раствориться в женщине, быть безропотным и покорным рабом любви.

Анализ стиха Заметался пожар голубой

Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца.

Это стихотворение прямое обращение к своей любимой девушке, которая околдовала его одним лишь только взглядом. Есенин рассказал о своих чувствах так, как умел лучше всего, в строках своего стихотворения.
Первые строчки – взгляд, голубые как небо, глаза мужчины, где вспыхнули яркие чувства. «Заметался» - это слово хорошо отражает душевное смятение, захлестнувшие эмоции.

Поэт пишет о появлении первых чувств, первых переживаний, о первой любви, которая бывает жесткой, разбивая не думая сердца. В строках можно прочесть, что жизнь была пустой, пока не познакомился с Августой, ради которой готов поменять себя, изменить себя, лишь бы только она была рядом.

Поэт пишет о прошлых ошибках и разгульной жизни, обещая бросить все это ради одного только взора, одного лишь только прикосновения к своей любимой девушке. Есенин сравнивает себя с «запущенным садом», и думает, что все изменится в его жизни, если рядом с ним будет его любимый человек. Это и есть главный смысл в его стихотворении «Заметался пожар голубой».

Он готов отдать все ради любимой. Жизнь, его взгляды, мысли, даже творчество, лишь бы только она была рядом с ним. Поэт умел тонко передать свои чувства, ощущения, то, что его окружает сейчас. Слог его свободный, простой, без утяжеления, читается достаточно легко.

Данное стихотворение считается одним из идеальных примеров романтической прозы.

В коротких строках Есенин изложил всю свою жизнь, до встречи с возлюбленной, той, которой могла бы стать, дала б только она согласие на это.

Анализ стихотворения Заметался пожар голубой по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Утро Никитина (5 класс)

    Поэтическое творчество И. С. Никитина - это отражение личного отражения к природе, изображение быта, уклада простого народа, его мыслей в реалистичном виде.

  • Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями Мандельштама

    Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

  • Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс

    Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе

  • Анализ стихотворения Детство Бунина

    Основной темой произведения являются детские воспоминания поэта, передающие ностальгическую чувственную гамму, испытывающую ребенком в жаркий летний день в сосновом лесу.

  • Анализ стихотворения В будущем Брюсова

    Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения

«Заметался пожар голубой...» Есенина С.А.

Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам, мешало своеобразие Айседоры и Есенина. Когда их союз уже почти распался, поэт познакомился с актрисой Камерного театра Августой Миклашевской. В августе 1923 года поэт встретил свою новую любовь, был совершенно очарован молодой женщиной с иконописным лицом и всегда грустными глазами, в которых будто застыли хрустальные слёзы. Буквально на следующий день было написано стихотворение « » , открывшее цикл «Любовь хулигана».

Произведение стало образцом лирического стихотворения. В нём поэт говорит о своей любви и тех переменах, которые она принесла. Здесь он вновь соединяет в одном пространстве прошлое, будущее и настоящее и делится с читателями своими личными ощущениями, мыслями, переживаниями. Посвящается стихотворение любимой женщине поэта - Августе Миклашевской. Поэт обращается непосредственно к ней, рассказывает ей о чувствах, заметных переменах, которые вызваны любовью к ней.

Стихотворение о любви, для любимой

Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена. Есенин вспоминает о своих ошибках, падкости на женщин и алкоголь, безудержном веселье. Признаётся, что готов отречься от всего ради любви к женщине, оставить не только развлечения, но и мысли о родных местах, природе.

Интересно, что в самой первой строфе поэт отмечает, что он поёт о любви впервые. Все его чувства настолько свежи, покоряют яркостью и первозданностью, что ему начинает казаться, что он вовсе не любил до этого момента. Герой признаётся и в прошлых грехах, пустой трате жизни на безудержное веселье, глупые забавы. Он сравнивает себя с запущенным садом, говорит о том, что не в силах был устоять перед разными искушениями, при этом Есенин ставит в один ряд женщин и «зелие». Это ещё больше увеличивает пропасть между его прошлыми увлечениями и новой любовью к Августе Миклашевской. Поэт подчёркивает, что до этого он только терял свою жизнь, впустую растрачивал её, хотя и любил других женщин, увлекался.

Есенин образно пишет о своих чувствах, признаётся, что мечтает бесконечно смотреть в глаза любимой, и привязать её к себе настолько, чтобы она навсегда осталась с ним. Поэт уверяет, что он умеет любить, быть покорным, готов раствориться в своих чувствах без остатка.

Показательно, что в этом новом чувстве Есенин признаёт готовность отречься не только от кабаков, но и от творчества, любви к родимым далям. Он впервые отказывается от скандалов, всей прошлой жизни, хочет идти за любимой куда угодно.

Если попробовать проанализировать идею стихотворения, можно прийти к выводу, что здесь Есенин больше мыслит образами, берёт крайние проявления чувства и ярко воплощает их в своих строках. Смысл произведения вряд ли стоит воспринимать буквально. Безусловно, Сергей Есенин оставался поэтом всегда, он не сумел бы отречься от своего «я», предназначения на земле, творчества и любви к родине. Однако для любовной лирики поэта характерно растворение в чувстве к женщине, поскольку он очень остро ощущает новые эмоции, стремится воплотить в полной мере свою любовь в ярких строках.

Композиция, поэтические средства выразительности

Стихотворение имеет кольцевую композицию , что придаёт ему удивительную гармонию, объединяет все строфы в одно целое. В начале поэт говорит о том, что уже позабылись родимые дали, а завершает произведение словами готовности идти за любимой «хоть в свои, хоть в чужие дали» . Кроме того, в точности повторяются третья и четвёртая строки первой строфы в самом конце произведения. Написано стихотворение анапестом , рифма перекрёстная.

Любовь сравнивается с голубым пожаром, поэт говорит, что сам он был покинут и одинок подобно запущенному саду, глаза любимой кажутся ему злато-карим омутом. Язык яркий, экспрессивный. Например, говоря об оттенке волос любимой, поэт пишет о них: «цветом в осень» . Активно используется повторение как художественный приём: есть рефрен в начале и конце произведения, «был» в начале двух строк второй строфы, «как умеет» в двух строках четвёртой строфы. Всё это придаёт неповторимый динамизм, завершённость произведению.

Сергей Есений всегда слыл любителем женщин. Но при этом любил он всегда искренне. Цикл стихотворений «Любовь хулигана» появился благодаря одной прекрасной женщине и ослепительно-яркому роману. 10 августа 1923 произошла судьбоносная встреча между Сергеем и Августой Миклашевской. Это была не первая их встреча. Но именно этот момент врезался поэту в память и стал толчком для создания первого стихотворения цикла «Заметался пожар голубой...».

Уже на следующий день стихи читались Августе лично в ресторане.

Это стихотворение лирическое. В нем говорится о прекрасном чувстве и о том, какие перемены оно может внести в жизнь хулигана. Образом лирического героя является сам автор, стихотворение посвящено любимой женщине.

Основная тема стихотворения - любовь и ее безграничное влияние на личность. В произведении автор переплетает разные времена: настоящее, прошедшее и будущее, позволяя таким образом окунуться в свой внутренний мир и ощущения. Он решает полностью открыться светлому чувству, отречься от алкоголя, бывшей разгульной жизни, женщин ради одной любимой.

Текст очень образен, лиричен, выразителен. Достигается это чувство благодаря использованию автором большого количества художественных средств выразительности. Здесь есть все: и «глаз злато-карий омут», и «поступь нежная, легкий стан», и волосы «цветом в осень». Стихотворение очень богато эпитетами.

Стихотворение написано анапестом, перекрестной рифмой. Композиция стихотворения - кольцевая, что передает гармоничность размышлений автора. Произведение создает целостный образ: в начале стихотворения говорится о том, что позабыты родные места ради любимой женщины, а в конце - о готовности автора к жизни на чужой земле. При этом последние строки первой и четвертой строфы повторяются:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Автор стремится ярко передать свои эмоции, потому не раз встречается олицетворение «заметался пожар». Эта аналогия придает стихотворению жизни и динамики. Прекрасные метафоры («волос цветом в осень») и эпитеты («легкий стан») добавляют легкость, плавность, мелодичность в произведение. А сравнение («как запущенный сад») придают картине образность и ясность.

Поэтическая фонетика ярко передает общий звуковой «рисунок» стихотворения. Автор использует эпифору, повторяя строки в строфах.

Я думаю, ключевым мотивом не только данного стихотворения, но и цикла в целом, является желание автора начать новую жизнь. С помощью своего лирического героя он обещает читателю и своей возлюбленной начать все сначала. Автор не теряет веры, что данное решение - не конец его жизни, а лишь новый этап, более яркий и счастливый.

Похожие публикации