Верховая езда в дамском седле. Его величество Седло: разбираем конструкцию и строение Времена брежнева какие седла для лошадей

Датировка эволюции женского седла - не точная наука. Очевидно, что годами после введения новшеств, многие женщины еще ездили на старых седлах и некоторые сельские и провинциальные мастера, в отличие от мастеров в модных городах, все еще делали их в устаревших вариантах.

Таким образом, много лет после того, как были изобретены третья лука(поддержка для прыжков) и балансирующий ремнь для большей безопасности езды, дам в 1850 г. и после можно было видеть в седлах моделей, появившихся до 1830 г. Конечно, у многих седел 1870-ых, 1880-ых, и двадцатого века не было балансирующих ремней - возможно, больше из эстетических соображений, чем по каким-либо иные причинам - и их седла были свидетельством тому, как размещались луки на более ранних моделях.
Тем не менее, большинство женщин хотели быть модными и современными, и хотели, чтобы такими их видели окружающие, и большинство седел может быть разнесено по соответствующим этапам их истории.

От средневековья к Елизаветинской эпохе

История возникновения женского седла берет свое начало в IX веке и когда-то благородную посадку «по-дамски» называли королевской. Мы можем представить его по гравюрам, картинам, греческим вазонам и древнеримским барельефам. В начале оно представляло собой просто мягкую седельную подушку, привязанную к спине лошади, для того, чтобы ее жесткий хребет не беспокоил всадницу. Они могли иметь ухваты для рук, стремена и кожаные ремни для прикрепления к мужскому седлу. Чаще всего средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.
Позднее подушка трансформировалась в громоздкое неуклюжее сиденье с высокими спинками, в котором прочно привязанная к нему дама могла лишь любоваться окрестными пейзажами, да спиной слуги, ведущего под уздцы ее скакуна.Ранние варианты выглядели как небольшие мягкие сиденья и уже в 9 веке к ним была добавлена небольшая опора, которая называлась планшет. Теперь всадница имела возможность увереннее держаться в седле и контролировать движения лошади, а не просто быть пассажиром

Потом прародитель бокового седла дошел до Анны Богемской, которая, как считается, привезла его в Англию в 1383 г. в год замужества с Ричардом II, хотя в соответствии со статьей в журнале Мир Женщины (Woman"s World) в 1889, некий Mr. Wright свидельствовал, что видел англо-саксонские гравюры по дереву, с седлами, в которых ездили женщины.

До прибытия Анны Богемской широко использовались седельные подушки, и это продолжалось до XVIII столетия. Ранние боковые седла, такие, как у Анны Богемской, были не больше чем плоским сидением с платформой для ног, известной как "planchette"("дощечка", фр.), и в отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности на них можно было ехать только очень медленно, часто лошадь при этом вел слуга.
Отсюда появилось "кресло" для верховой езды, с ухватом, или рогом, с одного или обоих концов седла. Дама, все еще сидя полностью сбоку, могла облокотиться о поддерживающую планку сзади, и седло могло использоваться на любой стороне лошади. Такие седла использовались вплоть до XIX века включительно.

Изобретение второго рога, за который дама держалась правой ногой, в XVI в., приписывается Катерине Медичи. Таким образом, впервые в истории дама в седле оказалась лицом вперед, хотя гравюры 1497 г. и 1504 г. Альберта Дюрера показывают дам в седлах, сидящих лицом к линии движения задолго до изобретения второго рога Екатериной Медичи. Кто бы не был ответственен за новый дизайн, он означал более безопасное положение в седле, и давал женщинам возможность самостоятельно управлять своими лошадьми, позволяя им ездить с большей скоростью.
Королева Елизавета I Английская выезжала в дамском седле на церемониальные мероприятия, и, как изображено на некоторых гравюрах, так же на соколиные охоты. Естественно, это "седло королев" стало считаться правильным для дамской езды, и леди, выезжавшие в мужских седлах осуждались за их недостаточную нравственность.

Cедло Елизаветы с рогом в виде лебединой шеи;

XVI и XVII века

Седла XVI и XVII вв. были по большей части вариациями плоских сидений, хотя теперь более обращенными к голове лошади, некоторые имели планку для спины, некоторые нет. У большинства был центральный рог для ноги и достаточно часто второй рог слева. Поскольку в XVIII столетии женщины все чаще ездили лицом вперед, дощечка Planchette, такая полезное при езде полностью сбоку, стала уступать место стременам различной форме.


Ранние боковые седла были неудобны как для лошади, так и для ездока, несмотря на богато украшенные попоны и другие драпировки.

Практически не делалось усилий, чтобы закрепить седло - чаще всего были только хомут для закрепления на шее лошади и подхвостник. Седла строились на каркасе мужских седел и металлеская основа для рогов просто прикреплялась болтами спереди.
Седла того времени часто чем-нибудь покрывались или обшивались. У богатых дам они могли быть очень дорого и искусно отделаны. Красные бархатные и серебряные украшения для дамского седла, проданные на аукционе Сотбис в Лондоне в 1998 г. включали в себя чепрак, отделанные бахромой стремена, отделку седла серебряными нитями, кистями и бахромой, кожаную уздечку с бархатной и серебряной отделкой и подхвостник. Седло было сделано для жены сэра Томаса Вайза, Высокого Шерифа Девона в 1638 г., и, вероятно, использовалось для церемониальных событий, а передняя часть попоны имела даже украшенные бахромой кобуры, поскольку использование пистолетов дамами было обычно в то время для самозащиты на опасных дорогах Англии XVII в.
Подобным образом украшенная попона дамского седла хранится в английском Exter Rougemont Museum of Cloth и она относится к середине или концу XVII в.. Она так же сделана из красного бархата с вышивкой серебряными нитями и аппликациями из атласа. По всем краям отделанная шелковым и серебряным плетеным шнуром, она также имеет стилизованные украшения в цветочных мотивах по углам. Седло подбито натуральной шерстью и обточено цепными стежками, по краям отделано широким плетением. Чепрак сделан из грубой хлопковой ткани.

Для некоторых конный спорт и все, что связано с лошадьми, является и работой, и увлечением. Именно в этом виде спорта можно постоянно открывать нечто новое. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Например, дамское седло, столь распространенное у европейской аристократии в XVIII-XIX веках, в наше время является настоящей экзотикой.

Для женщин, посадка на одной стороне лошади уходит корнями к глубокой древности. Обычная езда верхом для леди считалась признаком неприличия. Так ездили в основном мужчины, дамы были просто пассажирами, сидя за кавалерами и придерживаясь за талию. В эпоху рыцарских турниров, массовых конных охот и торжественных парадов неугомонные аристократки хотели всегда быть в центре внимания.


Мастера раннего средневековья сконструировали специально для них сиденье, которое невероятно отличалось от современного седла. Это было кресло, поставленное на лошадь - высокая спинка, мягкое сиденье, и обе ноги женщины стояли на специальной подставке. Управлять, сидя боком, было совершенно невозможно, поэтому богатых дам водили специально выученные слуги.


Рисунки женщин, едущих на одной стороне скакуна, наблюдаются в росписи греческих ваз, в скульптурах и кельтских мотивах, увековеченных в камне.


Сначала дамское седло было очень неудобным. Всадница сидела боком и не видела дорогу впереди. Благодаря Анне Богемской, которая отправилась в 1382 году в путешествие по всей Европе в боковом седле, чтобы выйти замуж за Ричарда II, в Англии появилось новая манера езды. Корпус дамы развернулся параллельно плечам скакуна. Такая посадка позволяла лучше контролировать лошадь и усилила маневренность.


В старину настоящие английские леди ездили верхом весьма необычным способом, свешивая обе ноги на один бок лошади. Такая езда была очень опасной. Но в 1830 году француз Jules Pellier изобрел новое дамское седло, позволяющее развернуть корпус всадницы и повысить надежность. Для облегчения посадки в дамском седле появились рога, сначала один, а через два столетия второй. Постепенно седло становилось более комфортным. Дощечку заменили стремена различной формы. Дамы успешно освоили быстрый аллюр, и даже прыжки. Это позволило принимать участие в любимейшем развлечении знати всех времен, пышных и красочных псовых охотах. Правда, амазонок допускали лишь до начала гона. Лишь в XIX веке страстная охотница императрица Элизабет Австрийская нарушила устой и стала преследовать добычу вместе со всеми кавалерами.


Всадница садилась боком, одну ногу закидывая на верхнюю луку, при этом коленом другой ноги поддерживая себя во время езды за нижнюю луку. Не все дамы имели возможность ездить именно таким образом. Элегантно сесть в такое седло без посторонней помощи очень сложно. Для этого даме требовались ассистенты. Активное развитие дамской верховой езды наблюдается в XVIII веке, становятся модными конные прогулки, появляются турниры и показательные шоу. Для всадниц создаются особые наряды - амазонки. Комплект состоял из блузы, длинной широкой юбки, жилета, жакета, шляпки, перчаток и особой обуви.

Королева Елизавета II на одной из самых обожаемых лошадей по кличке Бурмис начинала традиционный осмотр войск перед церемонией выноса знамени в дамском седле более 17 лет. С 1986 года, после отправки лошади на «пенсию», королева начинает парад в экипаже.



Конструкция и строение седла

От привычного, дамское седло отличается наличием двух рогов или крыльев, так называемых лук, что дает возможность наезднице крепко держаться на лошади. Верхнее крыло служит опорой для правой ноги, а нижнее крыло держит левую ногу и действует, как упор при прыжке через препятствие.


Особенность строения дамского седла — наличие двух лук

Средний вес старых боковых моделей в полном снаряжении составляет около 12 килограмм. Сегодня мастера работают с облегченными материалами - пластик для производства ленчика и поролоновый наполнитель, уменьшая, таким образом, вес почти в два раза. Основная подпруга, применяемая в боковом седле, должна быть широкой и надежной. Запор подпруги находится под лукой и срабатывает в экстремальной ситуации, освобождая путлище. В современной и усовершенствованной модели дамского седла наездница чувствует себя наиболее комфортно.


Верховая езда в дамском седле

Правильная посадка играет значительную роль в защите животного от травм и обеспечивает безопасность всаднице. Поскольку обе ноги наездницы находятся на одной стороне лошади, надо правильно сбалансировать положение туловища в седле, иначе придется подтягивать подпругу, что доставит лошади дискомфорт и затруднит дыхание. Правую ногу всадницы фиксирует верхний рожок, а нижний рог служит для опоры левой ноги выше колена. Небольшое расстояние между рогами подходит для невысоких женщин. Мобильные рожки самые удобные и годятся для дам любой комплекции. Седло должно надежно крепиться на спине лошади, чтобы не уходило в сторону при езде. При индивидуальном телосложении скакуна, седло может смещаться назад, в этом случае подкладывается подперсье для лучшего преодоления подъемов.


В дамское седло садятся с помощью ассистента или подставки. Для начинающих удобнее будет сесть на лошадь, как при посадке на обычное седло, а затем перекинуть правую ногу. При посадке с помощником, который встает на одно колено, всадница опирается левой рукой на его плечо, а сцепленные руки ассистента служат упором для левой ноги наездницы. Амазонка должна сидеть в седле прямо, немного отворачивая назад правое плечо, чтобы корпус находился параллельно плечам скакуна. Правую ногу перекидывают через верхний рог. Левая нога, как и в привычном седле, располагается в стремени. При дамской езде правый шенкель служит заменой хлыста, а левой ногой оказывается противодействие и наоборот.


Поводья берут по обе стороны от правого колена, руки согнуты в локтях. При дамской езде используется только одно стремя. Левая лодыжка должна свободно двигаться, а пятка опускается для правильного баланса и точного контакта с животным. Носок правой ноги смотрит в сторону шеи скакуна и держится свободно. Первые шаги начинаются ездой направо, действуя сразу хлыстом по правую сторону и левым шенкелем, не теряя баланса. При переходе на легкую рысь, всадница приподнимается, опираясь на правое бедро. При этом бедро и колено левой ноги прижимаются к боку животного. Начинающей всаднице лучше перейти на более удобный для езды в дамском седле галоп.


Для перехода на прыжки и преодоление препятствий лучше всего подходит опытный и послушный скакун. Сначала препятствием служат небольшие камни или палки, дальше ставятся кавалетти. В эти моменты важно следить за спиной (она должна быть ровной) и делать правильный наклон, не отрываясь от седла. Наклон делается именно в тот момент, когда лошадь начинает отталкиваться от земли. Во время прыжка левое плечо направлено в сторону правого колена. Важный момент прыжка - упор правой ногой.


Шпоры и кнут используются в качестве вспомогательных средств для верховой езды, но шпора присутствует только на левой ноге. Вожжи должны быть одной длины.

Существуют основные принципы посадки в боковое седло:

  • правая нога держится раскованно на верхнем роге седла;
  • основная масса фокусируется бедром правой ноги;
  • левое бедро выставляется вперед, помогая корпусу правильно сбалансировать вес;
  • спина полностью выпрямлена, с разворотом параллельно плечам скакуна;
  • колено левой ноги прислоняется к седлу, при этом пятка смотрит вниз;
  • голова не опускается, взгляд устремлен вперед;
  • левая нога держится в стремени свободно, без надавливания, для сохранения баланса;
  • крылья седла не сжимаются коленями;
  • руки сгибаются в локтях и прижимаются к талии, движение кистей рук свободное;
  • резкими движениями натягивать повод нельзя;
  • немного удлиненный повод дает лошади большую свободу движения.

Современная дамская езда

Если раньше езда в дамском седле была данью моде и традициям, то сегодня - это хобби, и по этой дисциплине не только ездят верхом, но и проводят различные соревнования. Дамская езда позволяет производить различные действия: выезжать на охоту, прыгать через барьеры, соревноваться практически по тем же дисциплинам, что и в обычных видах спорта.


Сегодня конный спорт переживает взлет популярности. Существует немало конных клубов, готовых обучить новичков азам мастерства, организовать прогулки или конные походы.

В Англии и Германии есть много различных классов для дамской езды. Это и конкур, и выездка разных уровней, езда в исторических костюмах и даже есть специальные классы для маленьких детей на пони в маленьких дамских седлах.


Видео — Верховая езда в дамском седле

Плюсы и минусы езды в дамском седле

Для начала стоит рассмотреть положительные стороны дамской езды:

  • дамской ездой могут наслаждаться представительницы прекрасного пола в любом возрасте. Это вполне комфортно и для маленьких принцесс, и для почтенных дам;
  • при боковой посадке наездница не натягивает повод, а производит это мягче, чем наездник в привычном седле;
  • имея только начальный опят верховой езды, любая дама сможет овладеть мастерством медленного и быстрого аллюра. Всего за несколько уроков всадница осваивает азы дамской езды. Тому, кто никогда раньше не ездил в дамском седле, научиться гораздо проще, чем тому, кто имел опыт обычной верховой езды. Проще всего это умение дается детям. Маленькие леди 5-6 лет - самые лучшие ученицы;
  • умение дамской езды - это явный признак статуса. В наше время дамская езда снова обретает популярность. Горячими поклонницами верховой езды становятся не только коронованные особы. Страсть королевы Великобритании Елизаветы II - лошади и скачки. Она великолепная наездница и пример для подражания современным барышням;
  • прекрасные всадницы производят неизгладимое впечатление. Амазонки элегантно смотрятся в исторических костюмах, специально созданных для дамской езды, и не оставят равнодушным ни одного зрителя;
  • такое увлечение - это еще один шанс показать свои возможности в любых видах конного спорта.


Что касается отрицательной стороны, некоторый дискомфорт в дамской езде присутствует. Всадница в боковом седле не достаточно хорошо ощущает скакуна. Наездница сидит выше, чем при обычной посадке, и ноги не прижимают лошадь с двух сторон, но эти «недостатки» дают амазонке избежать неожиданных движений животного. Есть мнение, что боковая посадка приводит к сколиозу, но в усовершенствованной модели дамского седла корпус амазонки расположен параллельно плечам скакуна при ровной спине. У женского седла немного другой баланс, поэтому нужна хорошо обученная, чувствительная лошадь.


Делаем седло своими руками

Плохо подогнанное седло доставляет болевые ощущения лошади. Всадник почувствует дискомфорт через поведение животного. Поэтому седла делают под заказ или самостоятельно для определенной лошади и наездника. От качественно изготовленного седла зависит здоровье лошади и комфорт всадника. Его размеры должны точно соответствовать всем габаритам. Хорошо сделанное седло дает наезднику необходимую поддержку, безопасность и контроль над животным. Процесс требует определенных навыков. Для уверенных в своих силах предлагается небольшой мастер-класс.


Основные параметры седла

Перед началом работы следует обратить внимание на важные факторы:

  • излучина седла должна абсолютно соответствовать изгибу спины животного;
  • седло не должно быть тесным (зауженное седло давит на мышцы, нарушая циркуляцию крови);
  • седло не должно быть свободным (чересчур широкое седло сильно давит на позвоночник, вызывая боль);
  • внутри седло обивается однородно, без складок.


Ленчик

Ленчик является главной составляющей частью седла. Он может быть деревянным или, в современном варианте, из пластика. Как правило, это пара деревянных дощечек, соединенных стальными дужками. Тут без точных измерений не обойтись.


Для начала надо вооружиться необходимыми материалами и инструментами:

  • ножницы;
  • толстая проволока длиной около 130-150 см;
  • листы фанеры и картона;
  • доски или ДСП;
  • гвозди, клепки, молоток;
  • войлок и поролон.

Цены на ручные заклепочники

Ручные заклепочники

Шаг 1. Теперь можно снимать мерки с лошади, то есть проволокой из нержавейки сделать каркас. Для этого проволока прикладывается к наивысшей точке холки и точке передней части дуги ленчика (на 4 пальца вниз от лопаток), и с легким надавливанием формируется контур спины лошади.

Шаг 2. Полученный каркас аккуратно снимается, и все измерения переносятся на плотный картон. Это станет шаблоном будущего ленчика.

Шаг 3. Для вычисления передней луки ленчика делается образец. Его вырезают по лекалу и наклеивают на плотный материал. В намеченных точках закрепляют клепками и раздвигают стороны шаблона на обозначенную ширину. Изготовленный шаблон прикладывается к спине лошади для проверки.

На этом этапе важно полное повторение контуров спины скакуна.

Внутренняя и внешняя обивка

Поролон укладывают в несколько слоев и, приложив к шаблону, вырезают по контурам ленчика. Для полочек изготавливается войлочная подкладка. Поролоновая обивка должна быть немного больше ленчика. Далее на ленчик крепится основа седла (ДСП или фанера, выпиленные по лекалу) и к ней с помощью гвоздей набивается поролон. Гвозди, для надежности конструкции, должны заходить в каркас ленчика.


Внешне обтягивать седло кожей достаточно сложно в одиночку. Ее может заменить плотная ткань (рогожка, ковролин). Каркас обтягивается выбранным материалом.


Подпруги

Вспомогательные крепления, то есть подпруги, держат седло при езде. В магазинах они продаются по доступной цене, и лучшим вариантом будет их именно купить. Для их изготовления требуются дополнительные знания и умения. В конце работы пристегиваются стремена, и можно проводить испытание изделия.

Если во время пробной поездки скакун чувствует себя великолепно, то с выполнением задачи вы справились. Однако, решившись на изготовление седла собственными руками, лучше позвать на помощь специалиста, а еще правильнее — отдать эту работу мастеру своего дела.


Сегодня не просто найти функциональное дамское седло, так как оно не находиться в массовом производстве. Заказать изготовление качественной модели стоит немалых денег. Принципы средневековой женской скромности устарели, но воссозданная форма дамской езды, возрождает элегантность ушедшей эпохи.

Видео - Как делают английские лошадиные седла

Лошадиное седло является самым важным снаряжением для верховой езды. Его можно назвать неким проводником между лошадью и наездником. Комфорт животного и человека зависит от правильности формы конного снаряжения. Важным является не только правильно надеть седло на скакуна, но и правильно подобрать его. Так как этот элемент способен оказывать влияние на движение и здоровье животного.

Если неправильно выбрать конное снаряжение, животное будет испытывать дискомфорт при езде, что в дальнейшем может отрицательно сказаться его на физическом здоровье. Встречались случаи, когда неправильно подобранное седло становилось причиной травм спины у скакуна .

Стоит более подробно разобраться в том, какие существуют виды верховых снаряжений, а также из чего они состоят.

Основные разновидности

Седло является самым древним снаряжением для верховой езды. Изначально в качестве него использовались простые небольшие накидки с ремешками. В настоящее время снаряжения имеют правильную конструкцию и форму . Об этих важных моментах заботится сама наука. Современные виды ориентированы на комфорт и здоровье лошади и наездника. Существует множество различных видов этого снаряжения верховой езды, которые применяются в разных конных дисциплинах, учитывая уровень сложности, нагрузку на спину и время нахождения всадника верхом.

Основные виды конного снаряжения для скакунов:

Галерея: седло для лошади (25 фото)

















Если говорить о современных конных снаряжениях, они имеют весьма сложную конструкцию. Основная часть – ленчик, от которого зависит форма снаряжения. Рассмотрим остальные составляющие на примере ковбойского седла:

Как сделать седло своими руками?

Лошадиное седло можно назвать неким сидением с подушками для человека, которые позволяют смягчить удар во время езды верхом. Сразу стоит отметить, что сделать своими руками его весьма непросто, так как для этого потребуются специальные материалы, которые отличаются своей износостойкостью. Если такие материалы имеются, для изготовления можно воспользоваться следующей инструкцией.

Материалы и инструменты:

Пошаговая инструкция:

  1. конное снаряжение должно подходить по размеру для лошади. Поэтому необходимо снять мерки со скакуна. Делается замер самой высокой части холки, замер расположения полок на 4 пальца ниже лопатки, замер окончания холки до 18-го позвонка. Также необходимо сделать формирование загиба спины при помощи проволоки;
  2. перенести замеры на бумагу и вырезать их. Это станет каркасом для деревянной части и ленчика;
  3. вырезать 2 полки из деревянной доски или листа фанеры. Соединить между собой с помощью проволоки. Сделать в полках отверстия для подпруги;
  4. вырезать из деревянной доски ленчик и придать ему гладкую форму;
  5. прикрепить его к полкам гвоздями;
  6. сделать обивку, вырезая по нужной форме поролон и прикрепляя его к каркасу;
  7. приструги и подпругу лучше купить готовыми;
  8. обтянуть каркас кожей или прочным кожзаменителем;
  9. пристегнуть стремена.

Таким образом можно сделать седло для лошади своими руками .

Уходит корнями в глубокую древность. Имя того изобретателя, который первым придумал покрыть спину лошади, не сохранилось, но эта идея буквально изменила ход истории. Лошадь и прежде была незаменимым компаньоном в походах, военных и переселенческих, но маневренность всадников была ограниченной, а длительность переходов - незначительной. С изобретением сёдел начался расцвет конницы, а значит новых открытий и завоеваний.

По мнению историков, именно резкие стремительные набеги варварских племен сильно подорвали могущество Римской Империи. Конница нападала и моментально отступала, а римские воины, которые не знали о существовании сёдел, могли преследовать её недолго и только по прямой.

Из глубин древности

Первые упоминания о седле встречаются у ассирийцев. Около 3 тысяч лет назад эти азиатские племена придумали ходить в разведку и преследовать врагов не на громоздких колесницах, а верхом на маневренных лошадях. Уже 2,5 тысячи лет назад они стали стелить на спину животных большую попону или привязывали подобие подушки. Она помогала удерживаться верхом, управлять движением, защищала спину скакунов от потёртостей. В бою такая конструкция была неудобна: всадник сидел, плотно обхватывая конский корпус ногами, и ему передавались все колебания при скачке. Прицелиться из лука было трудно, да и управлять несущейся на полном скаку лошадью и одновременно целиться - задача сложная даже для искусных воинов. Поэтому перед боем ассирийцы спешивались и сражались на земле или передавали поводья пешему помощнику.

Чуть позже, в VIII веке до н.э., к идее попоны пришли скифы (Рис.1). Они в совершенстве овладели искусством управления коленями, поэтому могли вести дальний бой, не спешиваясь. Но при ближнем бое по-прежнему спускались на землю, иначе отдача от удара копьем или мечом могла легко вышибить всадника из седла.

Рисунок 1

Средневековье

Вновь о сёдлах вспомнили во времена раннего Средневековья, когда на сцене истории появились рыцари. Массивные, закованные в латы наездники на лошадях в металлическом облачении часто не могли сами двигаться. Если такую «консервную банку» вышибали из седла, рыцарь оставался беспомощным, пока не подоспеют оруженосцы и не водрузят его обратно на лошадь. Что самое обидное, падали рыцари не только от вражеских ударов, но и ударив сами, ведь по законам физики сила действия равна силе противодействия. Выход из ситуации нашли, изменив конструкцию сёдел. Их стали делать глубокими с окованной железом деревянной передней лукой и высокой спинкой, доходящей до середины корпуса. Массивная передняя лука прикрывала с боков ноги и бёдра рыцаря и могла доходить до груди, ездок держался левой рукой за скобу на луке, чтобы не вылететь из седла. (Рис.2) Высокая спинка прикрывала промежность и филейную часть, которые для удобства были прикрыты только лёгкой кольчугой. (Рис.3) Дополняли амуницию длинные стремена, так что закованный в латы воин буквально стоял в седле, и выбить его оттуда было сложно (Рис.4).

Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4

Вместе с тем, плотно сидящему в седле массивному рыцарю было неудобно атаковать. Хотя высокая конструкция седла была рассчитана на то, чтобы лошадь не мешала использованию оружия, но общий вес снаряженного всадника выдерживали немногие. В битву приходилось брать с собой трёх лошадей (дестриэ) и двух-трёх оруженосцев.

Новое время

Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла - сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.

Азиатские сёдла - без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.

Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку (Рис.5). У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться. Ближе к 19 веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.


Рисунок 5

Современность

В 20 веке кавалерия постепенно отошла на задний план. В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств. К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.

С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке. За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале 18 века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены. Сегодня различают более десятка их типов седел: , троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.

Не так давно в моду вернулись американские ковбойские сёдла. Изначально они были предназначены для работы со скотом, поэтому строение их отличается от привычных нам английских: они больше прилегают к позвоночнику животного, захватывая и область плеча. Благодаря такой конструкции они менее травматичны для мышц спины, лошадь может проводить под ковбойским седлом до 5 часов. В Америке, на родине ковбоев, сёдла различаются по типам в зависимости от задачи владельца: заездить молодую лошадь, поймать бычка, выполнять рутинную работу на ранчо. У нас ковбойские виды спорта пока развиты мало, поэтому сёдла используются в туристических походах или у частных коневладельцев

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Седло для лошади является важнейшим элементов, необходимым для комфортной езды верхом. Поскольку для его изготовления требуется много ручного труда и высокий уровень мастерства, этот предмет амуниции является самым дорогим. В древности всадники использовали в его качестве обычную попону, которую крепили к животному с помощью ремней. Со временем конструкция все больше усложнялась в угоду удобства человека.

Видов седел достаточно много. Это связано с тем, что верховые лошади используются по-разному. Конструкция этого важного элемента верховой амуниции и его правильная подгонка напрямую влияют на посадку наездника и, соответственно, на движения животного.

Основу любого седла составляет твердый каркас (лошадники называют его ленчик).

Его обычно делают из дерева, иногда – из металла. В прошлом использовалась только береза, но сейчас для изготовления ленчика применяют пластмассу и клееную древесную плиту. Именно от формы ленчика зависит, как будет выглядеть готовое седло, которому окончательный вид и форму придают при помощи шерстяных либо синтетических материалов. На заключительном этапе седло обтягивают высококачественной кожей, что значительно увеличивает его цену.

Какие бывают виды седел?

Разные конструкции и формы седел предназначены для разных целей. В основном различия связаны с применением в разных видах конно-спортивных соревнований (скачки, конкур, выездка и так далее). Кроме того, седла делятся на профессиональные и ученические.

Седло универсальное

Как понятно из названия, самый распространенный тип. Его можно использовать для любого вида верховой езды – от обычных неспешных прогулок до спортивных соревнований и конной охоты. Такие седла часто удешевляют за счет применения в их изготовлении недорогих синтетических материалов, что делает их более доступными по цене

Спортивные виды седел

Основными видами среди таких седел являются скаковое, выездковое, конкурное и троеборное.

Скаковое. Во время скачек посадка жокея похожа на обезьянью. Он практически все время стоит в стременах, не касаясь ягодицами седла. В связи с этим конструкция предусматривает почти плоское сидение и сильно укороченные путлища. В настоящее время самой популярной является конструкция Джеймса Слоуна, который был первым, кто проехал с такой посадкой. Кроме того, скаковые седла бывают тренировочными и для самих соревнований. Конструкция – одинаковая, но второе – более легкое.

Выездковое для прыжков не подходит. Его конструкция предусматривает езду по плоской ровной поверхности. У него более прямые и длинные крылья, что дает возможность плотно прижать шенкель к боку животного. Кроме того, у такого седла более длинные приструги, а подпруга, наоборот, укорочена.

Конкурный тип отличается более выступающими крыльями, что дает возможность наезднику в время прыжка лошади упереться ногой и, тем самым, сохранить равновесие.

Троеборное во многом похоже на универсальное и, в принципе, вполне подходит для большинства видов езды верхом. В настоящее время большой популярностью пользуются седла конструкции Мэри Кинг. Они позволяют перемещать коленные подушки, изменяя и корректируя форму.

Для игры в конное поло седла имеют особую форму. Сидения у них – практически плоские, а коленных и бедренных валиков – просто нет.

Дамские

Этот вид элемента амуниции относится к разряду демонстрационных. Такое седло было разработано с одной лишь целью – чтобы женщина на лошади смотрелась максимально элегантно и красиво.

Идея его создания родилась в эпоху Средневековья, с его строгими нравами. В тем времена этикет не позволял дамам расставлять ноги пои езде, и они держали их с одной стороны лошади.

Дамское седло для лошади

Современные эмансипированные женщины ездят в обычных седлах, а дамские в основном используются на различных костюмированных шоу и показательных выступлениях. Левая нога дамы при этом находится в стремени, а правая – лежит на передней луке седла. Чтобы избежать соскальзывания наездницы, сидение обивается либо замшей, либо оленьей кожей. Многие говорят, что ездить в нем – не самое удобное занятие.

Охотничье

Тоже относится к группу демонстрационных аксессуаров, так как по назначению практически не применяется.

Эта конструкция отличается увеличенной глубиной сидения и более выпуклыми коленными подушками. Это делает посадку максимально устойчивой. Ранее, когда лошадей активно использовали на охоте, всаднику часто приходилось бросать поводья, чтобы выстрелить в зверя. Кроме того, такая конструкция была удобна для преодоления препятствий.

Главная цель таких конструкций – чтобы всадник мог максимально долго не слезать с лошади.

В эту группу входят следующие виды седел:

  • походное;
  • пастушье австралийское;
  • кавалерийское;
  • ковбойское;
  • военное;
  • парадное.

В походном, к примеру, увеличено количество набивочных материалов. Это позволяет значительно снизить нагрузку на спину животного.

Седло охотничье

Пастушье заботится о комфорте не только лошади, но и человека.

Особняком стоит ковбойское седло. Его основное отличие – очень высокая (по сравнению с задней) передняя часть. Это дает возможность наезднику удерживаться в нем при резких остановках. Кроме того, у такого седла – только одна подпруга и довольно глубокое сидение. Такая форма наилучшим образом подходит для комфортной езды на длинные дистанции.

Главное отличие военных седел – их высокая прочность, которая достигается тем, что для их изготовления используют металл.

Как сделать седло для лошади своими руками

Дело это – весьма кропотливое, требующее определенных навыков и умений. При изготовлении учитываются сфера будущего применения и габариты животного. С нуля сделать седло новичку очень сложно, поэтому лучше все-таки его купить.

Ну, а если все-таки хочется попробовать свои силы в этом непростом ремесле – дадим несколько полезных советов.

Ленчик

Ленчик – начало начал любого седла. Ранее его делали из дерева, сейчас нередко отливают из пластмассы. Лучше всего подобрать готовый, сделанный мастером в заводских условиях. Если такой возможности нет – придется попробовать сделать ленчик самому.

Перед началом работы снимите мерки с лошади. Для этого нужно взять нержавеющую проволоку и прямо на спине животного сформировать из нее каркас. Для этого положите проволоку на холку и, слегка надавливая, сформируйте из неё форму лошадиной спины. После этого кладем полученный контур на картон и обводим его. Это и будет заготовка для будущего макета.

Полученные контуры вырезаем и уже их прикладываем к спине коня. Это нужно для проверки правильности размера и формы. Все сошлось – идем дальше.

Проводим необходимые замеры: самая высокая точка холки; место под переднюю луку; точка, где кончается задняя лука; спинной изгиб.

Сейчас ленчики делают в основном из дерева или клееной фанеры, из которых при помощи специальных инструментов вырезают общую форму. Поскольку в ней – много изгибов, понадобятся также наждачная бумага и лобзик.

Готовый ленчик еще раз прикладываем к спине и проводим окончательную подгонку.

Внутренняя обивка

Берем поролон, складываем в несколько слоев и вырезаем по форме ленчика. Края обивки должны немного выступать.

После этого к ленчику крепится фанерная форма, а уже на нее – поролоновая обивка. Прибиваем гвоздями с тем расчетом, чтобы они дошли до самого ленчика.

Внешняя обивка

Осталось лишь сделать внешнее покрытие. Для этого обычно используются либо кожа, либо кожезаменитель.

С кожей работать сложно. Её сперва необходимо распарить, и только потом подогнать по форме и размеру и натянуть. Если опыта кожемяки у Вас нет, можно использовать другой прочный материал – плотную грубую ткань либо шерстяной коврик. Правда, такая обивка потребует частой замены, так как будет быстро стираться.

Похожие публикации