В каких странах работает площадка indiegogo. Что надо знать, если вы мечтаете о краудфандинге

Около месяца назад, параллельно со стартом кампании на Indiegogo, я написал на Хабрахабр статью Тяжкое бремя одинокого Indie . За прошедшее время я получил большое количество положительных отзывов и слов поддержки в отношении игры над которой я работаю, и от хаброюзеров, и просто от людей которые видели (успели в первую неделю) проект на индигого. Так почему же, не смотря на такой положительный feedback, кампания по сбору средств была полностью провальной?

Предлагаю вам насладиться собранной мною коллекцией замечательных грабель, на которые я наступил.

Причина номер раз: Стартовый интерес

В момент создания страницы на индигого, никто, ничего, нигде не знал о проекте. Более того даже про меня самого никто не знал, потому, что, я не пользовался никакими социальными сетями. До публикации статьи на хабре у меня за неделю набралось 150 просмотров видео, на следующий день после публикации уже 23 тысячи. После этого всё остановилось.


На равнинах безызвестности, возвышается до небес, чудовищная гора «Хабр» (статистика Greenlight Concepts)

Стартовый интерес спадает очень быстро, и в итоге сходит на ноль. Да, первый день самый важный, информация о старте вашей компании должна появиться на как можно большем количестве ресурсов. Но! Не менее важно планировать каким образом вы будете поддерживать интерес к вашей компании на протяжении необходимого времени. Это может быть, к примеру, развивающаяся серия статей, наподобие «Как мы делаем то-то. Часть 1 - Идея», и потом «Часть 2, продолжаем/заканчиваем/дополняем», и т.д. И лучше абстрагироваться от технических сторон, не расписывать «каким алгоритмом противник вычисляет кратчайший путь до укрытия», а просто рассказать людям интересную историю - почему у нас в игре всё так-то и так-то, как мы к этому пришли, и что с этим можно делать.


Про одного из существ. Две недели пытался начать хотеть закончить это видео, хотя работы на пол дня

Нужно заранее распланировать и договориться, на каких ресурсах вы будет размещать информацию о своём проекте. Хотят ли журналисты с этих ресурсов деньги за написание статьи, или вы самостоятельно должны написать для них статью? Если хотят денег, то в какие сроки они подготовят статью про ваш проект? В этом случае имеет смысл дать им всю информацию ДО того как вы начнёте компанию.

Причина 2: Доверие

В качестве примера вот пара самых успешных кампаний по сбору средств в игровом сегменте на сайте Indiegogo. Сразу оговорюсь - мы сейчас говорим не об оценке самих проектов или их авторов, а только о том на чём строились их кампании.


просил $240,000 на разработку игры для тачпадов получил $644,301


просили $250,000 получили $258,476. 1.43 - 2.00 кандидаты в Badroom (не смог удержаться, извините)

Обе эти кампании можно сократить до одной фразы: - Мы не художники, не аниматоры, ни композиторы, ни программисты, мы никогда не работали в игровой индустрии и мы вообще не знаем, как делать игры – но нам нужны деньги, чтобы сделать игру, которая будет самой лучшей на всём белом свете за всё время до и всё время после.
Так может сказать абсолютно любой человек (особенно политик).


Спустя пол года топовые комменты под одним из видео. Фанатская любовь

Тем не менее, у этих ребят получилось собрать необходимую сумму, потому что была большая фанатская база из нескольких миллионов подписчиков на их каналы на ютюбе. Были люди, которым было просто «по приколу» поддержать этих ребят, а не потому что они что-то там гениальное изобрели.

Моей ошибкой в первые дни было то, что всё было подано в напускной «таинственной манере». Что вроде как я рассказываю о чём-то интересном, но при этом ничего конкретного не говорю. Это моя ошибка как автора, потому что, зная, что именно больше всего будет интересно людям в игре, я старался это приберечь на сам выпуск игры. И это неправильно, потому что всё стало похоже на обещания. Не нужно никакой таинственности, она вызывает только лишнее недоверие. Обращение лаконичное, по теме, основано на фактах и сформировано оно должно быть в такой форме, чтобы человек его прочитавший смог не сильно напрягаясь пересказать другу или знакомому. Если чего то нет в проекте в рабочем состоянии - то надо говорить «Будет вот так круто!» но никак не «Хотелось бы, попытаться, и если получится, с вероятностью, наверно, это всё зависит»

Причина 3: Способ оплаты

PayPal не работает с Казахстаном - сам деньги принимает, но в страну не высылает. Из-за этого возможность поддержать проект была только через кредитную карту, то есть у тех, у кого есть счёт в банке. У всех он есть? Нет. Многие захотят вводить данные своей карты на сайте? Нет. А как много людей пользуется пэйпалом? Подавляющее большинство, и в том числе те же держатели карт.


После этого момента я можно сказать забил на всю эту компанию и как следует выспался

Единственный способ решения этой проблемы для меня был: Открыть компанию в своей стране, поехать в другую страну (с которой PayPal работает), открыть там филиал своей компании, открыть счёт в банке привязанный к филиалу моей компании, подписать декларацию о снятии двойного налогообложения (иначе выходит около -50% на налоги!), вернуться к себе в страну, дать взятку объяснить налоговой, что у меня есть счёт в банке другой страны, показать им декларацию дать взятку. И только после этих танцев PayPal стал бы более ласков. Как вы понимаете - это несколько месяцев минимум, и во время идущей компании делать это было уже поздно. Значит что? – NO PROFIT!

Несколько человек так мне и написали – Собрались платить, и тут выяснилось, что только с кредитной картой. Прости, ничем тут помочь не можем.


Да ладно, ничего страшн… БЛИИИИИН!!!(

Ну и конечно же, как способ сбора денег, надо было выбрать вариант «всё или ничего», а не «гибкое финансирование» которое позволяет получить любую собранную сумму. Суть такая: «всё или ничего» - это инвестирование, «гибкое финансирование» - это попрошайничество. Если боитесь, что не наберёте необходимую сумму, просто ставьте самую минимальную. Гибкое финансирование - звучит вроде как подстраховка, но оно так не работает. Человеку проще дать вам деньги, зная, что если с проектом что-то не то (и это может выявить мнение масс) - он получит деньги назад. А тут выходит так: - «Ага… я сейчас дам свой заработанный за год в каменоломнях доллар, а проект не наберёт необходимую сумму. То есть я выкину вееееесь свой капитал на ветер. Нет спасибо, лучше куплю жвачку „

Причина 4: Неудачное время для начала кампании

Новый год. И тут множество мелких факторов. Всем весело – но у игры мрачная тематика. Все тратят деньги на подарки. Общее настроение «Хочу что-то для кого-то», а краудфандинг это больше «Хочу что-то уникальное для себя». В этот период никому нет особого дела до «помощи» кому-то, у всех куча своих проблем которые они хотят решить до начала нового года. И самое главное в этот период идут огромные скидки – то есть у людей выбор, что купить: Hitman: Absolution за 3 (ТРИ!) доллара, или непонятно чего за 10 (ЧЁ?!!) долларов и при этом неизвестно, когда ты это получишь, и вообще получишь ли. И вообще я хочу, чтобы была красная шапочка Санта Клауса! Это модно.


Хапи ну ер! Подарки, няшки и вкусняшки

Причина 5: Не было фокусировки

У меня не было сайта на котором бы собиралась вся информация. Не смотря на то, что вроде как аккаунты YouTube, Facebook, Google+, Twitter – связаны, на них полный бардак. Особенно на Google+ какие-то круги, шмуги и вообще не понятно что. Я один раз зашел на свою страницу Google+ (которая создаётся автоматически) и в страхе вышел, чтобы не заработать шизофрению.

Серьёзно. Что за слоны и свечки на МОЕЙ странице?! И ещё этот… насыщенный дизайн пустого пространства

То есть вся информация по проекту вроде как есть, но у неё не было исходящего центра. По идее это должна была быть страничка на IndieGoGo, но это не сработало (из-за «Причины 7» в том числе). Вся информация должна быть взаимно-пересекающейся. Чтобы с любого места будь то твиттер, или ютюб можно было попасть в любое другое, будь то страничка на индигого, или просто твоя почта. В итоге получилось, что первые две недели кампании я возился со всеми эти аккаунтами, страницами, своим сайтом и разбирался как это работает.

Причина 6: Язык

В школе я учил французский, английский я учил в основном по фильмам. Так что очевидно, что какая-то часть моей писанины, это что-то безграмотное на уровне «Я такую восхотел делаю игра, что ты аж надавай мне сюда денежный капитал, бескомпромиссно ускоренно!». Это конечно утрированно, но суть именно такая. Безграмотность вызывает только недопонимание, сомнение и неодобрение. Нанимайте переводчика. Это очень важно - вести диалог с людьми, которые заинтересованы твоим проектом. Для меня это стало самой большой проблемой - вроде как есть что сказать, но КАК это правильно сформулировать на английском?

Причина 7: Навигация на сайте

Одна из самых (не могу подобрать другого слова) идиотских причин, это то - что даже если вы знаете, что проект есть на сайте индигого – вы его там не найдёте. Я не знаю почему, но за всё время кампании я свой проект видел только во вкладке «New This Week» (англ. «новые на этой неделе»). То есть, через неделю после появления на сайте - проект куда-то исчез, и узнать о нём можно было только по прямой ссылке из внешнего источника, или забив в поиске на сайте название проекта.


Даже во вкладке “Final Countdown», когда оставались последние дни/часы проект ни разу не появился

Нет никакой «истории старых проектов» и нет вкладки «ВСЕ текущие проекты». Я не знаю на основании чего некоторые проекты попадают на первую страницу, а другие нет. Потому, что, даже в момент пика интереса к моей страничке на главной её не было, все её находили по прямой ссылке или через гугол. Под «главной страницей» я подразумеваю раздел «Gaming», а не стартовую страницу Indiegogo. Короче как в той шутке «Видишь суслика? - Нет! - И я не вижу. А он есть!».

Выводы

Всё очень просто – я поторопился, я был один, и потому не справился. Во время самой кампании нужен был ещё как минимум один маркетолог со знанием английского, и чтобы он сидел и писал везде и всюду, и отвечал на письма и коменты, а я бы параллельно подготавливал недостающий материал (видео, скриншоты, объяснения). Оглядываясь назад, я понимаю, что у меня не было никаких шансов. Всё это уже говорилось в других статьях. И не то чтобы я был каким-то упёртым, который не прислушивается к другому мнению, или не анализирует чужой опыт, просто, когда ты один не всегда получается адекватно оценить происходящее. Невозможно в одиночку выполнять такой объём разноплановых работ и учесть все нюансы.

Личное субъективное мнение о индигого

НЕНАВИСТЬ!!! Только для инновационных идей, и для чего-то «исключительного». Уверен что лучше всего пойдут проекты связанные с экологией, всякие социальные штуки и жизни-улучшайзеры. То есть в сравнении можно сказать, что кикстартер больше идёт под развлечение, а индигого под то чем может заинтересоваться вся планета (я имею в виду планета «Земля»). Если у вас игровой проект - ищите пути на кикстартер.


Человек всё делал сам… ШЕСТЬ ЛЕТ! Многие говорят что с кикстартером был бы другой расклад.

Все больше предпринимателей - и начинающих, и вполне опытных - рассматривают краудфандинговые площадки вроде Kickstarter или Indiegogo как источник финансирования для своего проекта, и конкуренция на этих площадках растет. Но то, что люди пытаются - еще не значит, что им удается.

The Next Web расспросил о подводных камнях Клея Хьюберта, фаундера и СЕО Spindows и создателя KickstarterHacks. В качестве эксперта по краудфандингу он уже помог 26 предпринимателям привлечь суммарные средства порядка $2,1 млн.

Существует два основных типа краудфандинга, и они предназначены для двух очень разных типов стартапов. Платформы типа Kickstarter и Indiegogo работают по принципу вознаграждения - в обмен за поддержку проекта в финансовом эквиваленте, участники получают награду (чаще всего, это сам продукт). Такие кампании больше всего подходят для творческих команд, которые хотят собрать достаточно денег на завершение проекта, - как правило, это $50 тыс. или меньше.

Есть также платформы вроде Fundable.com, которые основаны по принципу долевого участия, где за взнос аккредитованный инвестор может получить часть акций компании. Они подходят для стартапов, которые ищут от $50 тыс. и выше.

Нужно понимать, что $50 тысяч в данном случае - это только приблизительный ориентир, просто $10 тыс на приведение в порядок документации и $5 млн на аналитическое SaaS-приложение - это разные вещи.

Когда люди находят интересные проекты - они часто делятся находкой с друзьями. Это такой элемент первооткрывательства. Но еще лучше Kickstarter или Indiegogo работают как эксклюзивный интернет-магазин, предлагающий купить предмет, который вы нигде больше не найдете. Часы Pebble привлекли $10 млн не потому что их создатель хороший парень (хотя это и правда так) - они привлекли эту сумму, потому что пользователи хотели часы Pebble. Pebble сделал удивительный продукт и блестяще рассказал историю этого продукта. Это и есть ключ к успеху краудфандинговой кампании.

Какие ошибки люди совершают чаще всего при запуске кампании? Есть несколько ключевых ошибок, которые повторяются снова и снова. Самая большая - когда думают, что маркетинг сам о себе позаботится. Но пресса любит писать о многомиллионных проектах, а проект на $30-50 вполне может обойти стороной. Правда в том, что интерес к вашей кампании вы должны создавать самостоятельно. Kickstarter и IndieGoGo делают большую работу по продвижению интересных проектов, но большая часть мнений и средств (как правило, 80-90%) приходит из-за пределов платформы. Как в любом хорошем онлайн-маркетинге, вы должны представлять себе конкретные сегменты аудитории, которые отчаянно нуждаются в вашем продукте. Если вы считаете, что он нужен "всем" - возвращайтесь к работе. Вы не сможете сделать что-то, что нужно всем без исключения, вам нужен уникальный продукт для определенной аудитории. В идеале, аудитория создается заблаговременно при помощи емэйл-рассылок, блога и соцсетей. Вам необходимо создать маркетинговый план еще перед запуском, потому что после запуска - это уже слишком поздно. Часы тикают.

Вторая большая ошибка - то, как люди оценивают свое вознаграждение. Когда вы покупаете что-то на сайтах вроде Zappos, клиентские риски практически нулевые: Zappos инвестирует в бесплатную доставку и отменное обслуживание клиентов. Вы не Zappos. Многие краудфандинговые проекты так и не запускаются, а те, что запускаются, часто значительно опаздывают с доставкой. В случае коллективного финансирования существует неотъемлемый клиентский риск. Чтобы его минимизировать, основатели проекта должны устанавливать стоимость продукта ниже рекомендованной производителем розничной цены.

Пять советов для запуска кампании:


  • Создайте уникальный и интересный продукт

  • Заранее подготовьте заинтересованную аудиторию (для этого нужны месяцы, если не годы)

  • Расскажите историю, которая сумеет стать вирусной. Спросите себя, будут ли люди делиться этим роликом, даже если они не вложились в проект?

  • Создайте маркетинговый план

  • Установите планку вознаграждения ниже рыночной цены. Добавьте на каждом уровне как можно больше ценности


Краудфандинг, безусловно, подходит не всем. Kickstarter имеет очень конкретный перечень категорий и принципов, которым должны соответствовать проекты, а если ваш проект им не соответствует, Kickstarter - неверный выбор. IndieGoGo в этом вопросе более гибок, есть и другие платформы, но краудфандинг вообще подходит не для любого проекта. Продукты, которые не являются новыми и уникальными, вряд ли сгенерируют необходимый для успеха кампании интерес. То же можно сказать о кампаниях, не определившихся с конкретной аудиторией.

Краудфандинг может предоставить проекту ряд преимуществ и помимо сбора денег. Есть довольно много предпринимателей - например, Дэвид Эллнер из Panna, - которые использовали Kickstarter для проверки рыночного спроса, а потом привлекали венчурный капитал. Успешный краудфандинг также может создать или подогреть ажиотаж вокруг проекта.

Печально, что провалилась кампания Canonical на Indiegogo , но они сделали две критических ошибки. Во-первых, поставили слишком высокую цель ($32 млн - астрономическая сумма для краудфандинговых проектов). Но их вторая ошибка еще хуже первой - они предпочли фиксированный фандинг гибкому. В отличие от Kickstarter, который предлагает всё или ничего, на Indiegogo в случае неудачной кампании можно получить хотя бы то, что удалось собрать (с выплатой чуть большего процента площадке). Canonical предложили инновационный продукт и хорошо рассказали историю, они создали сильное коммьюнити и собрали более $12 млн - и это очень много для краудфандинга. Выбрав гибкий фандинг, они могли бы забрать деньги и вывести Ubuntu Edge на рынок. Однако теперь более 20 тыс. пользователей просто заберут свои деньги назад.

Начиная с меньшей цели или выбрав гибкий вариант финансирования, Canonical с их Ubuntu Edge могли добиться огромного успеха.

Наверное, в нашем гик-сообществе уже не осталось людей, которые не слышали про краудфандинговую площадку Kickstarter (мы даже подготовили специальный про финансирование там проектов). Но сегодня я бы хотел рассказать про её главного конкурента – Indiegogo. Познакомить вас с принципами роботы сайта и его главными достоинствами и недостатками?

В чем разница?

Indiegogo – это такая же краудфандинговая площадка, как и Kickstarter, но с небольшими отличиями. В случае с Kickstarter есть только два варианта развития событий: проект собирает установленную сумму и получает все деньги (минус комиссия сайта и Amazon, где-то 10-13%) или же проект не находит должного финансирования и все средства возвращаются на счета людей. Всё, третьего не дано. На Indiegogo правила другие (администрация там более лояльная). В случае успешного продвижения стартап получает все деньги (площадка забирает себе только 4%), если указанную сумму не удалось собрать, то средства тоже можно получить, но при таком раскладе комиссия составляет уже 9%. А вот третья схема работы появилась недавно (летом этого года), называется она – пользователи могут “жертвовать” деньги проекту, даже если кампания по сбору уже закончилась.

Как я уже говорил, администрация на Indiegogo более лояльная, чем на Kickstarter, ведь на второй площадке идёт отбор только потенциально успешных проектов (недавно даже было ). Поэтому стартапы, у которых нет денег на масштабную рекламную кампанию, подготовку качественного видео и обработку других мелких моментов, обычно выбирают именно Indiegogo. Ограничений в тематике нет нигде, но почему-то Kickstarter больше пришелся по душе любителям техники и разных гаджетов. А Indiegogo получил свою популярность за счет личных проектов, благотворительности, музыки, скульптуры, фильмов и других похожих тем. К слову, посещаемость Kickstarter в разы выше.

Немного истории

Впервые сайт увидел мир в 2008 году на фестивале независимого кино Sadness и изначально специализировался только на работе с фильмами. Уже в 2010 году сайт заключил партнерство с MTV New Media, после этого начался создаваться разный контент, основанный на идеях (стартапах), размещенных на сайте. В феврале 2012 года Indiegogo попал в поле зрения Президента США Барака Обамы, который пригласил сайт в проект Startup America для знакомства предпринимателей с базовой моделью краудфандинга. По состоянию на январь 2014 года количество успешных сделок “перевалило” за отметку в 200 тысяч.

Если вспоминать самые успешные проекты за всё время существования площадки, то это, безусловно, Ubuntu Edge (нужно было $32 млн, удалось собрать $13 млн), (нужно было $50 тыс., удалось собрать $1,5 млн), семейный (нужно было $100 тыс., удалось собрать $2,3 млн), (нужно было $200 тыс. удалось собрать $2,8 млн) и, конечно же, который за несколько часов собрал необходимую сумму в $380 тыс., а уже сейчас разработчики наблюдают $1,17 млн на своём счету (и это за 17 дней до завершения кампании по сбору средств).

Схема работы

Какие действия нужно предпринять владельцу проекта, что его опубликовали на Indiegogo? Ничего сложно нет, все делается буквально в несколько шагов. Для начала нужно написать текст, сделать фотографии, записать видео, короче говоря, подготовить всю необходимую информацию про стартап. Также выбрать финансовые и временные рамки. Иногда можно (желательно) обновлять данные на страничке, чтобы инвесторы видели, что ведется какая-то работа. Если вначале выбрать тип краудфандинга “Оставить себе всё”, то деньги, перечисленные через PayPal, попадают сразу на счет владельца стартапа (за вычетом комиссии), а те средства, которые приходят через банк, начисляются только после завершения кампании (к тому же, это может занять до 16 дней). На этом все. Главная задача – рассказать про свой проект максимальному числу людей (через социальные сети, рекламу и прочие средства).

Для Indiegogo не важно, в какой стране вы находитесь, но ограничения по валюте все же есть. Площадка поддерживает: доллары (США, Канада), евро и фунт стерлингов. Некоторые компании (очень хитрые) используют площадки такого рода для “прощупывания” реакции на их продукт – смотрят на количество предварительных заказов, отзывы и уже тогда применяют полученную информацию для улучшения своих товаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Большинство предпринимателей, которые рассматривают краудфандинг, как средство получения финансирования для своего продукта, выбирают между Кикстартером и Индигого, двумя самыми популярными на данный момент площадками. У каждой есть свои плюсы и минусы.

Конечно, можно много узнать, изучая специфику и различия обеих площадок, но в данной статье проводится сравнение 100 проектов на каждой из платформ, чтобы определить, какая платформа больше подходит для вашего продукта.

Был проведен анализ самых кассовых проектов на Кикстартере и Индигого. И вот, какие закономерности были замечены.

  • Kickstarter отметился 115 проектами, которые собрали более миллиона долларов. И все 100 проектов из выборки соответственно также преодолели планку в один миллион.
  • На Indiegogo, 41 проект собрал более $1 миллиона (включая проект Ubuntu Edge , с огромными сборами, но недостигнутой целью). Остальные же проекты из Топ-100 на Индигого собрали от $336,000 до $993,311.
  • Самые успешные проекты на Kickstarter и Indiegogo собрали в сумме $20,339,000 and $12,814,000 соответственно.

Однако, вы удивитесь, обнаружив интересную тенденцию, которая говорит о том, что Индигого растет быстрее, чем Кикстартер. На графике ниже можно увидеть этот тренд по количеству проектов из Топ-100 в зависимости от года.

Indiegogo выдает отличный рост количества проектов, которые собирают более одного миллиона долларов:

  • 3 в 2012
  • 6 в 2013
  • 20 в 2014
  • 12 в 2015 (7 месяцев)

Область же, в которой Кикстартер доказал свое лидерство, относится к количеству бэкеров на проект. Для ста лучших проектов площадки это в среднем 24,928 бэкеров на проект против 11,468 на Индигого. Также стоит отметить, что среди 100 лучших проектов Кикстартера 16 были запущены авторами, у которых уже были за плечами успешные проекты.

Говоря о самых популярных категориях проектов, можно отметить, что на Индигого 64 проекта из кассовой сотни отсеется к Технологиям, 7 — Кино и по пять — Дизайн и Интернет. На Кикстартере же доминируют Игры (43 проекта), Технологии (31 проект) и Дизайн (15 проектов).

Но боле всего удивительна география авторов наиболее успешных проектов. Так как у Кикстартера есть ограничения по странам с которыми он работает, очень сложно узнать точную «родину» стартапа, так как многие пользуются услугами посредников и деловых партнеров.

Тем не менее, на Кикстартере географическое распределение супер-успешных авторов таково:

  1. США (83 проекта)
  2. Великобритания (7 проектов)
  3. Япония (3 проекта).
  1. США (79 проектов)
  2. Канада (5 проектов)
  3. Великобритания (4 проектов).

Вывод

Числа, описывающие самые успешные проекты на обеих платформах действительно захватывающие. Глядя на них, многие потенциальные авторы приходят к нам с мыслями в духе: «хотим набрать пол миллиона долларов для начала».

Но надо помнить, что успешные проекты, которые создают основную шумиху вокруг краудфандинга, составляют менее 1% от общего числа запускаемых проектов. Чтобы попасть в клуб 100 нужно потратить несколько месяцев на усиленную подготовку проекта, еще до его запуска, чтобы подготовить сильную команду и эффективный план действий.

Похожие публикации