Урок литературы симонов сын артиллериста. НПК по литературе "Забытые произведения школьной программы" К.Симонов "Сын артиллериста"(презентация)


А у майора Петрова Был Лёнька, любимый сын, Без матери, при казарме, Рос мальчишка один. И если Петров в отъезде,- Бывало, вместо отца Друг его оставался Для этого сорванца. Вызовет Деев Лёньку: -А ну, поедем гулять: Сыну артиллериста Пора к коню привыкать!- С Лёнькой вдвоём поедет В рысь, а потом в карьер. Бывало, Лёнька спасует, Взять не может барьер, Свалится и захнычет.




Прошло ещё два-три года, И в стороны унесло Деева и Петрова Военное ремесло. Уехал Деев на Север И даже адрес забыл. Увидеться – это б здорово! А писем он не любил. Но оттого, должно быть, Что сам уж детей не ждал, О Лёньке с какой-то грустью Часто он вспоминал.


Десять лет пролетело. Кончилась тишина, Громом загрохотала Над Родиною война. Деев дрался на Севере; В полярной глуши своей Иногда по газетам Искал имена друзей. Однажды нашел Петрова: «Значит, жив и здоров!» В газете его хвалили, На Юге дрался Петров. Потом, приехавши с Юга, Кто-то сказал ему, Что Петров, Николай Егорыч, Геройски погиб в Крыму. Деев вынул газету, Спросил: «Какого числа?»- И с грустью понял, что почта Сюда слишком долго шла.


А вскоре в один из пасмурных Северных вечеров К Дееву в полк назначен Был лейтенант Петров. Деев сидел над картой При двух чадящих свечах. Вошел высокий военный, Косая сажень в плечах. В первые две минуты Майор его не узнал. Лишь басок лейтенанта О чем-то напоминал. -А ну, повернитесь к свету,- И свечку к нему поднес. Все те же детские губы, Тот же курносый нос. А что усы – так это Сбрить! – и весь разговор. Лёнька?- Так точно, Лёнька, Он самый, товарищ майор!.


Значит, окончил школу, Будем вместе служить. Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить.- У Лёньки в глазах блеснула Непрошенная слеза. Он, скрипнув зубами, молча Отер рукавом глаза. И снова пришлось майору Как в детстве, ему сказать: Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.


А через две недели Шёл в скалах тяжелый бой, Чтоб выручить всех, обязан Кто-то рискнуть собой. Майор к себе вызвал Лёньку, Взглянул на него в упор. -По вашему приказанью Явился, товарищ майор. -Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине.


И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?- Так точно, ясно. -Ну, так иди скорей. Нет, погоди немножко.- Майор на секунду встал, Как в детстве, двумя руками Лёньку к себе прижал.- Идешь на такое дело, Что трудно прийти назад. Как командир, тебя я Туда посылать не рад. Но как отец… Ответь мне: Отец я тебе иль нет? -Отец, - сказал ему Лёнька И обнял его в ответ.


Так вот, как отец, раз вышло На жизнь и на смерть воевать, Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать, Раньше других я должен Сына вперед посылать. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была.












Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утром Донеся первый сигнал: -Все в порядке. Добрался. Немцы левей меня, Координаты три, десять, Дайте скорее огня! Орудия зарядили, Майор рассчитал всё сам, И с рёвом первые залпы Ударили по горам. И снова сигнал по радио: -Немцы правей меня, Координаты пять, десять, Скорее ещё огня!


Летели земля и скалы, Столбом поднимался дым, Казалось, теперь оттуда Никто не уйдет живым. Третий сигнал по радио: Немцы вокруг меня, Бейте четыре, десять, Не жалейте огня! Майор побледнел, услышав: Четыре, десять – как раз То место, где его Лёнька Должен сидеть сейчас. Но, не подавши виду, Забыв, что он был отцом, Майор продолжал командовать Со спокойным лицом: «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. Радио час молчало, Потом донесся сигнал: -Молчал: оглушило взрывом. Бейте, как я сказал. Я верю, свои снаряды Не могут тронуть меня. Немцы бегут, нажмите, Дайте море огня!


И на командном пункте, Приняв последний сигнал, Майор в оглохшее радио, Не выдержав, закричал: -Ты слышишь меня, я верю: Смертью таких не взять. Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Никто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. Всюду валялись трупы, Раненый, но живой Был найден в ущелье Лёнька С обвязанной головой. Когда размотали повязку, Что наспех он завязал, Майор поглядел на Лёньку И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой.




Вот такая история Про славные эти дела На полуострове Среднем Рассказана мне была. А вверху, над горами, Всё так же плыла луна, Близко грохали взрывы, Продолжалась война. Трещал телефон, и, волнуясь, Командир по землянке ходил, И кто-то так же, как Лёнька, Шёл к немцам сегодня в тыл год

СОГБОУ « Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIIIвидов»

К.М.Симонов

Сын артиллериста Итоговый урок 7 класс


1 . Образовательная: формирование навыков работы над текстом: выразительного чтения, понимания содержания.

2. коррекционно- развивающие:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, логики мышления, внимания, памяти;

- развитие навыков коллективной деятельности

3. воспитательная: - воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, мужеству защитников Отечества .


Симонов

Константин Михайлович

1915-1979


Прототипы героев поэмы «Сын артиллериста»

А. М. Лоскутов - отец Леньки.

И.А. Лоскутов -

Ленька

Е. С. Рыклис - майор Деев.





Всю жизнь и после войны К.М.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:

« Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думать о мире и особенно хорошо помнить уроки войны ».



Межмуниципальная научно-практическая конференция обучающихся

«По страницам забытых литературных произведений»

Презентацию выполнили учащиеся 5-6 классов МОУ Лучинниковская ООШ: Лебедева Василиса, Калашникова Светлана, Лопатина Алена, Шарова Полина,

Руководители: Макарова Е.В., Смирнова О.А.


УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

Какое произведение о Великой Отечественной войне вы помните со школы?

РОДИТЕЛИ

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ


Константин Симонов «Сын артиллериста»


Цель:

выяснить, реальные или вымышленные события описаны в стихотворении и были ли у героев прототипы?


Задачи:

Познакомиться с биографией поэта К.Симонова

Познакомиться с поэмой «Сын артиллериста», послушать аудизаписи

Найти литературу по истории создания поэмы и изучить её

Сделать выводы по изученному материалу


" Ничто нас в жизни не может вышибить из седла."


Константин Михайлович Симонов – русский(советский) писатель 1915 – 1979 гг.

  • 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
  • «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны»

(«Автобиография»)


г. Петроград

г. Рязань

г.Саратов.

г. Москва


Работоспособность

Собранность

Целеустремленность



В конце 1941 г. Константин Симонов был откомандирован редакцией «Красная звезда» в Заполярье.


Здесь и родилась поэма «Сын артиллериста». Все трое стали героями поэмы. Автор изменил лишь фамилии и имена .


Был у майора Деева

Товарищ – майор Петров,

Дружили ещё с гражданской,

Ёщё с двадцатых годов…

И если Петров в отъезде,

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.


Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над родиною война.

Деев дрался на Севере;

В полярной глуши своей

Иногда по газетам

Искал имена друзей.

Однажды нашел Петрова:

«Значит, жив и здоров!»

В газете его хвалили,

На Юге дрался Петров…


О каком же героическом случае идет речь в поэме?

Третий сигнал по радио:

- «Немцы вокруг меня.

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!»


И на командном пункте,

Приняв последний сигнал,

Майор в оглохшее радио,

Не выдержал, закричал:

«Ты слышишь меня,

Смертью таких не взять,

Держись, мой мальчик:

Два раза не умирать».

Никто нас в жизни не может

Вышибить из седла!-

Такая уж поговорка

У майора была.


Раненый, но живой

Был найден в ущелье Ленька,

С обвязанной головой.

Когда размотали повязку,

Что наспех он завязал,

Майор поглядел на Леньку

И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только… совсем седой.


Материалы по истории создания поэмы «Сын артиллериста»

Дневники К.Симонова «Разные дни войны»

Воспоминания главного редактора газеты «Красная звезда» Д. И. Ортенберга»


Что же стало с прототипами героев?

Был тяжело ранен лечился по госпиталям, доканчивал преподавателем в артиллерийском училище и умер своею смертью в 1965 году.

До конца войны прослужил в своем полку. 1945 году воевал на Дальнем Востоке с Японией, освобождал Корею. С 1947 г. служил на Тихоокеанском флоте. Стал полковником, имел свыше двадцати наград.

Умер в 1994 году

Закончил войну полковником, жил и скончался в г.Орджоникидзе.


Итоги нашей работы :

Сегодня в честь Ивана Лоскутова нет памятников, мемориальных досок, ни одна улица не названа в его честь. Но есть поэма Симонова. А это значит, что у нас нет морального права забывать его, и таких же, как он - тихих героев Великой Войны.


ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Открытый урок по чтению

в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Подготовила:

учитель русского языка

Осипова Людмила Александровна

Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

Развитие связной устной речи учащихся;

Развитие чувства уверенности в себе;

Развитие мышления и воображения;

Развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

Развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать и развивать интерес к чтению;

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

I . Орг. Момент.

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

Кто победил в этой войне?

Что несет с собою война? (война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II . Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

Запишите число и тему урока.

III . Повторение.

Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какова тема этого стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

С какой целью майор ее произносит?

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! -

Такая уж поговорка

У майора была.

Объясните поговорку.

Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

Что обусловило их встречу? (война)

Как произошла эта встреча? (с. 216)

Зачитайте.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

Какова реакция Леньки на слова майора:

«Жаль до такого счастья

Отцу не пришлось дожить»

Прочитайте поговорку майора (с. 217).

Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

IV. Основная часть.

Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

Словарная работа.

Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

V . Закрепление.

Чтение стихотворения «по цепочке».

Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька - самый близкий и дорогой ему человек).

«Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

И все-таки посылает его.

Как это характеризует Деева?

О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Прочитайте поговорку (с. 219).

Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

«Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Скажите, страшно было Леньке? (Да)

Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

VI . Домашнее задание. Стр. 218-222.

VII . Итог урока.

Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

Стихотворение читает учитель:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

Звучит песня «День победы».

Награждение участников.

Цели урока:

Знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

Раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

Помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

Развивать навыки самостоятельного анализа произведения;

Воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.

Оборудование:

Портрет писателя, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война";

Запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова;

Посвящение (65 - летию Великой Победы посвящается.)

Что такое война? Это - мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Юрий Севрук.

Ход урока

I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения).

Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война".

1). Беседа.

Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

(тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.)

Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой?

(65 - летию Победы в ВОв над фашистской Германией).

Что вы знаете об этой войне?

Кто с кем воевал?

Какая это была война для нашего народа? (освободительная)

За что воевали?

Кто победил в этой войне?

Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.).

Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

У кого в доме есть живые участники войны?

Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

II. Коммуникативный этап.

Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

"Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран".

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш совреме нник.

Ученик: К. М. Симонов очень много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно.

Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату.

За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

Учитель: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста".

Пауза. Анализ стихотворения в единстве содержания и формы.

Какое настроение создало стихотворение?

Какое впечатление оно произвело на вас?

Какой эпизод больше всего запомнился?

Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их.

Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

(См. с. 373 учебник за 2002 год или с 239 - за 2006 г. "Громом загрохотала Над Родиною война").

Какое художественно - выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р").

Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

(с. 372-373:за 2002г или с.238-239:за 2006 год)

Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

(Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).

Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в дет

Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать.

На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча?

Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления).

"Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл: с. 374:за 2002г. или 240:за 2006 год).

Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

Какова реакция Лёньки на слова майора: "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция?

Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой").

Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек).

А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобра-зительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник, с. 377:за 2002 г., с. 243 за 2006 год.)

А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение на с. 377:за 2002г. или с.244:за 2006 год).

И наконец самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста. С. 378..за 2002 г с. 245:за 2006 год.)

Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи).

О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения)

Итог урока.

1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война").

Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины).

Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев?

2. Комментирование и выставление отметок.

3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся).

III. Посткоммуникативный этап.

1). Ребята, зачитайте посвящение (65-летию Великой Победы посвящается).

Обратите внимание на цветовую гамму. Почему присутствуют два цвета? (красный и чёрный).

2). Что в данном случае обозначает чёрный цвет? А красный?

Учитель: Это действительно "праздник со слезами на глазах". До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках.

Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. :. Спасибо.

Урок окончен. (В исполнении Льва Лещенко (запись) звучит песня "День Победы").

Похожие публикации