Терновый венец Христа. Справка


Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть - как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.


Тема нового, июньского номера журнала Нескучный сад о путешествиях. Сейчас модно путешествовать по Европе. А знаете ли вы, какие в Европе есть святыни, которых нет в России? Итак – главные святыни Европы в журнале Нескучный сад в июне


Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали - святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» - там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов


Самому древнему паломническому маршруту Европы - пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима»


Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) - один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан


18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:


Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами июньский номер "Нескучного сада". Тема номера - Главные святыни Европы


Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел


Лето еще на закончилось, а стало быть есть еще шанс отправиться в отпуск. Куда? Обзор привлекательных паломнических маршрутов и настоящая паломническая карта венчает наш «сериал» посвященный христианским святыням Европы.


Греческий остров Корфу позволяет совместить летний отпуск на море с паломничеством и средиземноморский загар - с осмотром достопримечательности разной степени древности. Кроме храма святителя Спиридона Тримифунтского и его мощей, на острове множество святынь


Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни - здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней


Святыни Екатеринбурга связаны в первую очередь с нашей недавней историей и семьей последнего русского императора Николая II. В советское время на екатеринбургском (тогда еще свердловском) вокзале экскурсоводы, приглашавшие посетить достопримечательности города, в их числе называли «дом, где расстреляли последнего русского царя».


В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы


Для православных цыган в Греции Успение Пресвятой богородицы является едва ли не более важным праздником, чем Пасха. Со всей Греции Рома стекаются на остров Тинос, чтобы проползти на коленях до храма и получить исцеление от чудотворной иконы


В этом городе родился и правил император Константин Великий. Здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства - Хитон Господень. Здесь пострадали тысячи мучеников. Город, в котором была решена судьба христианства - не Рим и не Константинополь, а маленький немецкий Трир


Во Франции равноапостольную Марию Магдалину почитают и как покровительницу монашества и как покровительницу невест, и потому множество людей совершает паломничество к пещере в горах Сент-Бом, где она молилась в уединении. Нам удалось побывать в этой пещере и увидеть, как из Ниццы туда привезли частицу мощей святой. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Лето – пора отпусков, многие наши сограждане предпочитают проводить свой летний отпуск в Турции, чьи курорты очень популярны у русских туристов. Малая Азия, то есть территория современной Турции – колыбель восточного христианства, земля богатая уникальными христианскими памятниками. Одно из уникальных исторических мест современной Турции – город Изник, или Никея, родина двух вселенских соборов и православного Символа веры, который мы читаем за каждой литургией.

Терновый Венец Христа

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) - христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris ).

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

Христос в терновом венце

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это - несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов - давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя - это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Собор Парижской Богоматери

Адрес: Париж, 6 pl. du Parvis Notre-Dame, metro Cite.
Часы работы: с 8.00 до 18.45 с понедельника по пятницу, 08.00-19.45 - в субботу и воскресенье.

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 - в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу . Из ризницы выходит процессия - рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

Терновый венец Христа, хранящийся в Нотр-дам де Пари (Франция)

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом.

На фото хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками.

Эти перемычки закрывают места рассечения Венца.

Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни.

Однако все части благополучно сохранились.

В Х-ом веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце.

Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи.

В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене.

Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.

До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма.

Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец.

Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа.

На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться - гладкий и нежный.

В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную.

Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры.

Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.

Часть святынь была навсегда утрачена, часть - расхищена и растаскана по всей Европе.

Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа.

Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня.

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры - на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.

Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа.

Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу.

В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения.

В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня.

В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают.

Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Плат Божией Матери

Во французском городе Шартре, в 70 километрах от Парижа, стоит собор, внесенный мировым сообществом в число красивейших храмов планеты.

Он был построен в девятом веке специально для одной из самых удивительных святынь христианского мира - Покрова Божией Матери, который Пресвятая Богородица носила от Благовещения до Рождества Христова.

По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта-Камизия - Святая Срачица по-славянски, то есть туника.

Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения русских князей Аскольда и Дира.

По крайней мере, ее часть.

А если это так, то, вполне вероятно, что Шартрская святыня - эта та Честная Риза, в которой Дева Мария спеленала новорожденного Младенца Христа.

И Византийская и Французская традиция связывают Святую Срачицу с Рождеством, а в истории Церкви известно немало случаев, когда одна и та же святыня разделялась на части и почиталась в разных местах.

Более того, по данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена Императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации.

А в 876 году его внук - Карл Второй, по прозвищу лысый - подарил Тунику шартрской церковной общине.

Через 35 лет во Франции от этой Ризы произошло такое же чудо, как и за полвека до этого в Константинополе.

В 911 году на город напали викинги под предводительством знаменитого Роллона. Епископ Шартра вынес чудотворный Покров Божией Матери на городскую стену и обратился к осаждавшим с проникновенным словом увещания.

Свирепые северяне ушли, не тронув города, а Роллон вскоре принял крещения, точно так же, как в свое время это сделал наш князь Аскольд.

P.S. Покров Божией Матери, хранящийся в Шартре, представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров.

Первоначально его длина составляла 5,5 метра, но во время французской революции духовенство Шартра разделило плат на несколько частей, которые были розданы людям, сохранившим верность Господу в эти кровавые времена.

В 1819 г. самый большой фрагмент плата возвратили в собор.

Хитон Богородицы

Хитон -платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.

Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой.

Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.

Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее(Грузия).

Еще десять лет назад Христианский мир молчал о местонахождении Хитона Божьей Матери.

Просто об этом ничего не было известно. Раскрытие этой тайны, равнозначное чуду, произошло в Зугдиди.

Хитон находился в стенах дворца князей Дадиани.

После развала Советского Союза эту новость первой объявила обществу хранительница сокровищницы Лили Бераия.

В 2000 году произошло новое чудо - на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа.

Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.

Ученые пока не установили, знак ли это Свыше или создание рук человеческих.

Беседу с исследователем Георгием Каландия мы начали именно с истории самой святыни.

После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище. Христианства было передано Греческой Церкви.

Его хранили монахи.

Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери - от него исцелялись болящие.

В келье, где находилась святыня, лежало много больных.

Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон.

Ночью они поменяли ковчежцы.

Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы.

Но в дальнейшем Хитон считался потерянным.

Первые сведения о нем появились в V веке.

До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.

После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман.

В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение.

По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.

Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь.

В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.

Насколько вероятно, что изображение Иисуса Христа сделано рукой человека?

Его изображение обнаружили с помощью кинообъектива операторы студии «Матиане» («Летопись») Гурам Рогава и Давид Асатиани.

В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.

Если бы это было сделано рукой человека, то изображение можно было бы видеть невооруженным глазом.

Что вы ожидаете от научного исследования?

Необходимо провести серьезное научное исследование в самых престижных европейских лабораториях.

Для этого нужно изъять два миллиграмма пыли из ткани Хитона и для подтверждения возраста провести углеродный анализ.

Если подтвердится, что Хитону действительно две тысячи лет, споров будет меньше.

Необходимо также провести электромикроскопическое исследование заснятых нами фотопластинок, а также биологическое исследование.

О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий.

Как они отразились в исторических источниках?

Первое чудо зафиксировано в 632 году.

Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.

Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом.

Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…

Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря.

В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно.

Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом - в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.

В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него».

Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил.

Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе (ныне - Стамбул).

В каких условиях сейчас хранится Хитон?

Я не согласен с мнением, будто Хитон Божьей Матери не должен храниться в музее.

В одном из исторических источников прямо написано, что осматривать Хитон без разрешения никому нельзя.

Поэтому и оправдано нахождение Хитона во дворце Дадиани.

Видеть Хитон мог только Император, и то всего три раза в год.

Это была очень высокая честь.

На этом этапе постановлением грузинской Академии Наук вообще запрещен всякий перенос Хитона.

Сегодня он находится на том же месте, которое Леван Дадиани назвал Башней Девства, и содержится в необходимых для него температурных условиях.

Напомню, что Ватиканский музей позволяет показ Туринской Плащаницы лишь раз в десять лет.

Не скажу, что и у нас должно быть то же самое, но факт: в сегодняшних условиях перенос Хитона раз в год сопряжен с большими хлопотами.

Верующие могут прийти в церковь Влахернской Богородицы, которая расположена рядом с хранилищем Хитона.

Если мы допустим всех желающих прикладываться к Хитону, то, возможно, это уникальное сокровище Христианства рассыплется у нас в руках.

P.S. После фиксации факта появления изображения Иисуса Христа на Хитоне интерес к Христианской святыне и количество желающих увидеть эту реликвию день ото дня возрастают.

Сюда приезжают больные.

Приезжают иностранцы, которые своими глазами желают видеть одеяние, которое носила Сама Пресвятая Богородица.

В связи с этим как-то особенно чувствуют себя и жители Зугдиди, которым выпала такая честь в Уделе Божьей Матери.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

Хитон Спасителя

Хитон Спасителя находится в Германии

По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь.

До наших дней сохранилось два хитона, возможно принадлежащие Спасителю.

Один находится в городе Аржантёй (под Парижем), другой в немецком городе Трир.

Аржантёйскую реликвию считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Споры не умолкают и по сей день.

Туника - древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон - широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже).

Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям.

Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы.

Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными.

Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой.

Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей.

В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови.

По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина.

Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию.

Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне.

В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии.

После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход.

В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах.

Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь.

Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа.

В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа.

Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V—VІ, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314—335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой.

В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХІ веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир.

Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора.

Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах.

Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370-380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню.

Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана.

В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах.

Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом.

Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году.

Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа.

В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960-1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище.

В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал.

Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло.

Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога.

Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя.

Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других - серебряный и золотой - последовательно вставленных друг в друга.

Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа.

Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок».

На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая.

С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани.

Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть.

Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном І из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь.

Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХІХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года.

Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир.

Многие чудесно исцелились.

Число паломников — 1 925 310.

В тот год Папа Лев ХІІІ официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам.

В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва.

Оно прошито золотыми нитями из Китая».

Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни.

Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.

Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя».

И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

P.S.Есть два предания, связанных с местонахождением Хитона Господня.

По преданию Грузинской Православной Церкви, эта святыня была принесена из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Другое предание восходит к святой равноапостольной Елене, матери императора Константина.

Пребывая на Святой Земле, она отыскала там многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа, в том числе и Его Хитон.

По распоряжению святой Елены, этот Хитон был перевезен в любимый ею Трир и оставлен там.

В настоящее время обе святыни — и грузинская, и трирская — равно почитаемы.

P.S.S.Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.

Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.

Терновый венец Иисуса Христа: значение и история

Терновый венец – одно их оружий, которым издевались над Христом римские воины. Об этом написано у трех из четырех Евангелистов:

«и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29)

То есть, римляне сплели Ему венец именно затем, чтобы унизить, а не только ради боли. Все атрибуты этого момента свидетельствуют о том, что над Господом смеялись, это было такое развлечение. Плевали ему в лицо, били по голове, надели багрового цвета верхнюю одежду, дали в руки трость, короновали венцом – изображая жалкое подобие атрибутов земных царей, — и смеялись над Царем, который сотворил и небо, и землю, и их самих. «Радуйся, Царь иудейский». Что может быть обиднее и подлее. Словно сам сатана развлекался вместе с ними, и солдаты, сами того не понимая, упивались дьявольским весельем, сделав из обыденных для них пыток, которые были положены для всех, кого вели на распятие, — наслаждение. Это была крайняя степень поругания, словно опасаясь упустить хоть что-то, возложили терновый венец – как заключительный штрих к невыносимой тяжести мучений.

12 страстных Евангелий – те отрывки из Четвероевангелия, которые посвящены непосредственно страданиям – читаются накануне Пасхи. Пожалуй, это самая торжественная служба, превзойти которую может лишь Воскресение Христово. Безумство для мира – как страдания могут быть поводом для торжества, как это может быть блистательным и славным, когда случилась самая позорная смерть из мыслимых, самая унизительная. Когда оплевывали, неистово терзали свои же соплеменники. «Кровь Его на нас и на детях наших» — сказал иудейский народ. Только спустя тысячелетия мы начинаем понимать, как сбывается это отречение. Только зная эту фразу, понимаешь, как могло выйти из ада такое немыслимое зло как Освенцим…

Но христиане верят и твердо знают, что Бог перетерпел такие страдания ради нас, чтобы спасти и научить всякой добродетели. Очень полезно помнить об этом чаще: как можно обижаться, зная это? Как оставаться черствым и надменным, когда ты видишь Его Таким, заставленным терпеть невыразимые муки – тут и камень станет как теплый воск.

Где хранится терновый венец Иисуса Христа

Одна из величайших святынь христианского мира находится в красивейшем месте. Славный город Париж хранит святыню в великолепном готическом Соборе парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Не многие знают, что кроме знаменитых витражей и химер, скрытая от посторонних глаз, здесь находится святыня такой величины, что перед ней меркнут все достижения поистине шедеврального готического искусства. Что и говорить, даже не все парижане знают об этом.

До X века Терновый венец Христа, как и большинство христианских святынь, хранился в Константинополе. После захвата латинянами он оказался в венецианском банке. В 1238 году король Людовик IX выкупил святыню из банка, куда ее поместил под залог латинский завоеватель Византии Балдуин II, за половину годового дохода всей Франции – 135 тысяч ливров. Он встретил Венец за 40 км от Парижа и, сняв королевские регалии и обувь, нес ее на плечах. За его любовь к Богу Людовика IX прозвали Святым.

Во время революции святыню, пытаясь спасти от обезумевшего Парижа, разрезали на три части. Все они уцелели. Венец помещен в футляр из хрусталя с золотым орнаментом, по уровню разрезов находятся непрозрачные скобы.

Спаситель в терновом венце: икона

Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.

Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?

Терновый венец — мученичество, страдание, пытка, терзание, боль. Происхождением словосочетание обязано Библии, точнее Новому завету. Считается. что лавровый венец, венок из терна, возложили на голову Христа римские солдаты перед казнью, чтобы добавить ему мучений. Об этом рассказано в трех Евангелие: от Матфея, от Марка, от Иоанна

Евангелие от Матфея, 27

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

Евангелие от Марка, 15

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его

Евангелие от Иоанна, 19

1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам

    Тёрн, или Терновник, или Слива колючая - кустарник высотой 3,5-4,5 метра. Ветви покрыты колючками. Разрастаясь образует густые колючие и труднопроходимые заросли. На Ближнем Востоке терновник высаживают в качестве ограды. Ветхозаветные предания гласят, что Моисею, бежавшему из Египта, явился из горящего тернового куста сам Бог

    Матфей, Марк, Иоанн, а так же Лука — ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы. Их ещё называют евангелистами, потому что они - авторы четырёх канонических Евангелий (благих вестей)

Кто есть апостолы?

В деле своего общественного служения Иисус избрал учеников. Они называются святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал истины христианства. Апостолы были с Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты его жизни. Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве свидетелей его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.
Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти. Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов. Апостолы, то есть «посланники, послы»; их задачей было разрешать человека от грехов, крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что такое канонические Евангелие?

Это те евангелие, которые признает христианская церковь. Они признаны таковыми и внесены в Новый Завет в 325 году первым Никейским собором, созванным при поддержке римского императора Константина Великого. Кроме канонических Евангелие существуют ещё Апокрифические Евангелия

Что такое апокрифические евангелие?

Это раннехристианские тексты (различные евангелия, послания, откровения), не признанные «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшие в библейский канон, например Евангелие от египтян, Евангелие от ессеев, Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие от Фомы

Что такое библейский канон?

Это совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными. Книги, входящие в библейский канон, составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. В библейский канон входят книги Ветхого завета и Нового завета. Книг Ветхого завета 41, книг Нового завета 27

Что значит для христианской церкви Первый Никейский собор?

Никея (сегодня город Изник в Турции). Первый Вселенский собор в истории христианства. Провозглашено окончательное отделение от иудаизма, приняты символы веры, выходным днём назначено воскресенье вместо иудейской субботы, определено время празднования Пасхи, осуждены ереси, в том числе арианская

    Символ веры — формула вероисповедания: Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого….

Похожие публикации