Свадебный обряд у хакасов. Фольклор, обычаи и прикладное искусство хакасов Быт обычаи и культура древних хакасов

Хакасские традиции и обряды

Забота о будущем поколении и его воспитании является главным

другом человеческого общества.

Многодетная семья почиталась у хакасов. Как гласят пословицы: «Мал

азыраан харынга тох, пала азыраан паарга тох» - «У вырастившего скот сыт

желудок, у вырастившего детей сыта душа». Женщине, которая родила и

воспитала девять, даже разрешалось ездить верхом на ызыхе, т.е. священной

Рождение ребенка было радостным событием не только для семьи, но и

для рода. Поэтому из этого события не делали тайну, хотя говорить открыто о

рождении

человека

остерегались,

услышать не только человек, но и айналар (злые духи). Сообщали об этом

иносказательно, например, окружающие могли поинтересоваться, какого пола

родившийся, спрашивая: «Стрелок или швея?»; «Перед дров (т.е. мальчик)

девочка)?».

Отвечали

иносказательно:

«Родился

налог (т. е. мальчик)»; «Родилось вино (т.е. девочка, ибо ее пропивали за

Пала той («праздник ребенка»).

В тот же день, когда рождался ребенок, а иногда и через несколько дней

приходили гости на пала той («праздник ребенка»). Отец закалывал овцу,

выставлял

(молочная

принести с собой вина. В отличие от обычаев, например, тувинцев, у которых

празднике,

посвященном

рождению

присутствовали

сведениям

Дьяконовой,

праздники,

посвященные

рождению ребенка, его имя наречению, приходили и мужчины, у хакасов

приходили поздравлять родителей и мужчины, и женщины. Выпив вина и

произнеся благопожелания для ребенка, гости одаривали его небольшими

подарками: это могли быть монеты, бусины, раковины каури, пуговицы и т. д.

Иногда гость мог объявить о том, что он дарит ягненка или теленка. Тогда

некоторое

родители

ребенком

отправлялись

подарком.

Праздник пала той не всегда проводился. Иногда семья не могла себе

позволить

родители

приглашали

происходило, как правило, либо в тот же день, когда родился ребенок, либо

через 1 - 4 дня. Если ко времени проведения пала той"я у ребенка отпадала

пуповина,

празднике.

угощения

закалывали самую жирную овцу, матери давали съесть грудинку, жаренную

на углях. Считалось что тогда она будет здорова и сможет выкормить ребенка.

Голова овцы полагалась самому уважаемому старику, а лопатки - сватам или

родителям мужа. Дяде ребенка по матери (тайы) также подавали один из

самых больших и жирных кусков. Он забирал этот кусок мяса к себе домой и,

вернувшись, созывал гостей и устраивал праздник в честь рождения своего

племянника или племянницы.

Праздник наречение имени

специальном

празднике,

посвященном

наречению имени. Он проводился через некоторое время после пала той"я. В

начале этого праздника отец ребенка или повитуха, которая принимала роды,

подносили вино в чашке самому уважаемому человеку и просили его дать

младенцу.

наречения

раздавалось

присутствовавшим, и тогда гости были обязаны преподнести ребенку какие-

раковины

пуговицы

складывались в специальный котел или большую чашу. Монеты складывали

отдельно

воспользоваться

считались

неотъемлемой

собственностью

Пуговицы,

раковины каури привязывались или пришивались к колыбели и служили

оберегами и игрушками для него.

Имя ребенка, как уже было сказано, также выполняло охранительную

функцию. Как правило, ребенка в семье редко называли по имени. Это

происходило

опасения,

враждебно

настроенные

настоящее имя, могут украсть его душу и тогда ребенок заболеет или умрет.

Поэтому ребенка называли или иносказательно, или же словами, которые

отражали термины родства, т. е. мать и отец называли ребенка палам («мой

ребенок»),

обращаются) или тунма (если они старше). Тщательно скрывали имена детей

от посторонних людей. Особенно строго запрет произнесения имени ребенка

соблюдался с наступлением темноты или в чужой местности.

Кiн тойы («торжество отпавшей пуповины»

Прежде хакасы проводили еще один праздник, связанный с рождением

ребенка. На нем проходил церемониал обряда кiн тойы («торжество отпавшей

пуповины»). В этот день (обычно это третий день после рождения) в дом

приходили соседи, пожилые, уважаемые люди, родственники. Закалывался

баран, варилась ритуальная каша потхе. Отпавшую пуповину зашивали в

кожаный мешочек или заворачивали в ткань и хранили в доме, чаще всего в

событием

праздника

являлось

захоранивание

(пала iнезi).

рождения

повитуха

тщательно промывала послед водой, обмазывала маслом и укладывала на

изголовье

происходило

захоранивание последа, которое производили в жилище (в таком месте, где

никто не мог наступить на него, или в той части юрты, где родился ребенок,

кроватью

супругов,

половине

захоранивали послед недалеко от дома, в хозяйственных постройках или

случайно

преднамеренно обнаружить его, не могла вырыть собака и т.д.). Kiн тойы

проводили обязательно, считали, что без этого действия обряда ребенок не

будет долго жить. Для захоранивания специально выкапывалась небольшая

ямка определенной глубины, величина которой зависела от того, ждали ли

еще в семье появления детей. Если женщина решала больше не рожать, то

послед захоранивался очень глубоко. Обычно этот обряд проводила повитуха,

своеобразное

посягательство на послед со стороны бездетных семей.

выстилалось

войлоком

берестой.

мешочке из белой ткани или войлока опускался в нее (предварительно его

окуривали богородской травой, осыпали зерном и табаком). Иногда в ямку,

поверх последа, клали ритуальную кашу потхе. После засыпки землей вокруг

ямки втыкалось в землю или укладывалось девять березовых палочек, их

положить

последом.

интересным сопоставление этого обряда с обрядом сеока Хызыл во время

родового моления таих. Во время исполнения обряда представители сеока

строили своеобразный «дом» из нескольких березок, составляя их в виде

конуса. Такой «дом» являлся центральным культовым сооружением в обряде

олицетворял

единства

символизировал

священное

дерево, которое связывало подземный, средний и верхний миры. Схожий

обряд (постройка символического «дома» из березок) известен у алтайцев во

время исполнения свадебного обряда. Очевидно, что хакасские женщины не

просто захоранивали послед, а строили ему «дом», который должен был

защитить

жизненность

здоровье

смазывали

ритуальной

сваренной

последом

мальчиков некоторые группы хакасов клали модель лука и стрелы, иногда

монетку или астрагал. Мешочек из войлока, по представлениям хакасов,

символизировал собой одежду, которая должна была дать ребенку тепло и

удобство. Обереги (лучок и стрела) охраняли его от воздействия злых сил, а

пищей являлась специально приготовленная каша. Завершался церемониал

повитухи

последом,

обходили

трижды, по ходу солнца. При этом повитуха просила богиню Умай охранять

ребенка, послед (также ассоциировавшийся с ребенком), дать детям а этой

семье здоровье и благополучие.

Кроме этих праздников, известен еще один, посвященный появлению у

ребенка первых зубов, - mic тойы (букв. «праздник зуба»). Приглашенные

гости дарили малышу всевозможные мелкие подарки, говоря при этом, что

они дарятся «на зубы» (по-хакасски тicке). Этот обычай (подарок «на зубы»)

распространен почти повсеместно в Хакасии и поныне, причем не только в

праздник

новорожденным и т. д.

Обряд разрезания путь

самостоятельные

совершали обряд «разрезания пут» (тузамах кизерге). Бабушка брала нож

(если был мальчик) или ножницы (если была девочки)

и пере ногами

малыша на земле чертил крест. Затем троекратно имитировала разрезания

веревочных

благословляла: «Я разрезаю твои путы! Пусть земля, по которой ты пойдещь,

будет твердая как железо, пусть земля, на которую ты ступищь, будет твердая

как медь!»

Обереги и амулеты

«Рубашка»

К числу особых оберегов ребенка относилась и «рубашка» (по-хакасски

она называется хапты - «мешок»), в которой он родился. Ее промывали,

зашивали

небольшой

размером

приблизительно в пол-ладони взрослого человека. Мать хранила хапты в

своем сундуке или в специальной шкатулке. В тех случаях, когда ребенок

возвращения ребенка мать снова прятала «рубашку» в свои сундук. Ребенок,

родившийся в такой «рубашке», считался у хакасов счастливым и удачливым.

уходившие

Отечественной

надевали себе на грудь мешочек с талисманами, у многих из них это был

Пуповина, послед и «рубашка» символизировали жизненность ребенка,

и посягательство на них со стороны посторонних могло быть причиной

несчастья, нездоровья и неудач ребенка, а иногда даже смерти.

Волосы ребенка

Впервые ребенку стригли волосы, когда ему было не меньше года,

считалось,

возраста

прикасаться

острыми предметами. Первые состриженные (их нельзя было выбрасывать)

волосы мать хранила в особом месте зашитыми в мешочек. Обряд кiспiк

(«праздник

чубчика»)

сопровождался

приглашением

родственников, приготовлением угощения из традиционных блюд хакасской

кухни. Стрижку полагалось делать лицам старшего возраста, начинал ее дядя

по матери. После того как дядя ребенка по матери (тайы) сострижет первую

прядь, все остальные гости также состригали по пряди. Полностью утробные

волосы никогда не состригали, стригли с боков по ходу часовой стрелки,

обязательно оставляя часть волос на темени. Состриженные волосы хранили

пуповиной

специальной

шкатулке.

Показывать

предметы

посторонним

показывать

Девочкам после первой стрижки еще два-три раза состригали волосы наголо,

для того чтобы в дальнейшем волосы у них были густыми и здоровыми.

Мальчиков же стригли по мере необходимости. Состриженные волосы нельзя

было выбрасывать, особенно на ветер (считалось, что злые духи и души

умерших людей, которые с ветром приближались к человеку, могут вместе с

волосами захватить с собой и его душу), в воду и в огонь (хозяева воды и

огня, соответственно суг-ээзi и oт-iнe, могли разозлиться на эту семью за то,

что вместо еды люди бросают им волосы). Предпочтительнее всего было

собирать волосы в специальную подушку, которую затем клали в погребение

вместе с хозяином.

Колыбель как особый вид жилища ребенка

Колыбель

охранялась

различными амулетами. Для мальчика к колыбели прикрепляли модель лука

считалось

символом

возникновении

опасности

отправить стрелу в их сторону, отпугнув их этим. Среди тюркоязычных

«лук-стрела»

являлась

распространенным

амулетом

Некоторые

изготавливали специальные серебряные модели «лук-стрела» и пришивали

Например,

мальчики

подросткового

возраста

пришитыми

сделанными

серебра. Считалось, что это охраняет детей от болезней. Для девочки вешали

модель веретена, которая также считалась амулетом богини Умай. Кроме этих

оберегов,

колыбели

обязательно

находились

раковины

кораллы, перья птиц и иногда ветка черемухи.

Специальным

оберегом,

считалась

небольшая

тряпочка, которая привязывалась к ремню колыбели и опускалась на лоб

ребенка. Подробнее об этой тряпочке известно у алтайцев. Л.Э. Каруновская

пишет: «Как сорочка „куiак", в которой родился ребенок, охраняет его во

чреве матери, так тряпочка „Mai-ана" охраняет ребенка от злого духа после

рождения». Судя по тому, что в названии этой тряпочки Mai означает имя

богини Умай, она считалась оберегом или символом богини Умай, культ

которой широко распространен среди тюркоязычных народов. Эта тряпочка

переходила от одного ребенка к другому, а в том случае, когда ребенок

погибал, ее сжигали.

Если ребенок покидал колыбель на какое-то время, мать на его место

клала нож (для мальчика) или ножницы (для девочки). Считалось, что тогда

злые духи не смогут занять место ребенка. Иногда вместо ребенка в колыбель

полагали,

преодолеть

подобную преграду, если правильно выбрано дерево. Это

была черемуха,

которая считалась у хакасов деревом, обладающим очищающей силой.

Сразу после изготовления колыбели ребенка в нее не помещали. По

представлениям

«жилище»

обживания

символизировался

помещением

некоторое

колыбель щенка или кошки. После раскачивания люльки, обычно до трех раз,

щенка вываливали из нее, и только после этого колыбель считалась чистой,

освященной, обжитой, охраняемой богиней Умай, в нее укладывали ребенка.

От злых сил колыбель очищали богородской травой (ею окуривали

колыбель и пространство вокруг нее) и обмахиванием штанами отца. После

этого совершался обряд кормления Умай, приманивания ее в колыбель. Для

этого колыбель обмазывали маслом, сметаной или ритуальной кашей потхе.

очищения,

освящения,

«обживания»

колыбели

распространен и у других народов Сибири. Алтайцы, например, перед тем

как положить ребенка в колыбель, окуривали ее дымом можжевельника.

После этого в нее клали ягненка (козленка) или щенка. По представлениям

алтайцев, акт положения ягненка или щенка символизировал жертву духу

дерева, из которого была сделана колыбель. Если выяснялось, что дух дерева

принимал жертву (животное вело себя спокойно), то ребенок будет расти

здоровым. Животное, которое временно побывало в колыбели, становилось

священным, его запрещалось забивать на мясо, бить.

Сама колыбель тоже считалась оберегом. В том случае, когда все дети,

выросшие в колыбели, были здоровы, если семья была многодетна, тогда ее

передавали другим членам семьи, у которых появлялись дети. Такая колыбель

гарантировала

сохранение

здоровья

индивидуальными были лишь амулеты, которые считались собственностью

ребенка. Когда ребенок покидал колыбель, все пуговицы, раковины каури,

монетки и бусины собирали на прочную нитку и в виде браслета одевали на

руку ребенка. Если ребенок часто болел или умирал, то его колыбель уносили

колыбель.

Предметы,

соединенные

колыбелью,

составляли

несколько

символических

хакасском

материале

черемухи,

колокольчики, коготь медведя, перья птиц. Следующая группа, состоящая из

раковины каури, модели лука и стрелы, модели веретена, символизировала

жизненную силу младенца. Последняя определяла установление социальных

связей младенца с членами сообщества. В нее входили мелкие подарки и

подношения гостей ребенку.

ребенком

присутствовало

обладала

способностью

охранять,

защищать

жизненность

пуповина,

отделенные от тела, сохраняли тем не менее связь с его жизненной силой

(кун), если с ними были совершены необходимые обряды. Колыбель была

изготовлена из дерева, которое считалось чистым и являлось преградой для

сил, настроенных враждебно к ребенку. Кроме этого, колыбель дополнялась

оберегами, задачей которых было, с одной стороны, не дать злым духам

проникнуть в колыбель (нож, ножницы, ветка черемухи), а с другой -

привлечь

удержать

колыбели

покровительницу

«лук-стрела»,

«веретено»,

раковины

пределами

недостаточно

охраняли

собственное имя и амулеты, а также знак на лице ребенка, нанесенный

угольком, взятым из домашнего очага.

перечисленные

предосторожности

тщательно

соблюдались в отношении детей от младенчества до 7 - 10-летнего возраста.

возрастом

жизненная

укрепляется и меньше подвержена воздействию со стороны потусторонних

Рождение

воспитание

хакасского

проходило

выработанных национальных устоев и традиций. Наряду с рациональными

приемами и методами народной медицины и энтопедагогики существовали

суеверные запреты, магические заклинания и другие шаманские воззрения.

развитии

получение

приобретение

колыбели, прорезание первых зубов, первые самостоятельные шаги и т.д.

отмечались своеобразными ритуалами, имевшими глубокий смысл.

Список литературы:

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей.-

Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1996.

Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.,

Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с

русским народом (XVIII XIX вв.) 2012

Соибова Сабрина

Работа рассказывает о традициях и обычаях хакасского и тувинского народа в сравнительной форме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема работы:«Традиции и обычаи хакасского и тувинского народа».

Введение

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республики Хакасия и Тыва – не исключение. Веками хакасы и тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами правил хорошего тона. У хакасов и тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

Нас заинтересовало, как же соблюдаются обрядовые традиции хакасами и тувинцами на сегодняшний день? Необходимы ли в современных условиях знания обрядов и традиций своей национальности? Есть ли сходство в традиционной культуре.

Из данной проблемы и определилась тема нашей работы: «Традиции и обычаи хакасского и тувинского народа».

Цель данной работы: сравнить обряды и традиции хакасского и тувинского народа.

Задачи:

1. Узнать, какие хакасские, тувинские обычаи и традиции были у наших предков.

2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.

Хакасы - древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века.

В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху.

Тувинцы-тоджинцы - коренной народ в горно-таежной части северо-восточной и юго-восточной Республики Тыва. До недавнего времени включались в состав тувинского этноса. К числу коренных малочисленных народов Севера отнесены по постановлению Правительства РСФСР в 1991 г. Самоназвание - тыва. В прошлом известны как сойоты, сойоны, урянхайцы.

1.Драгоценное наследие:

1.1. Поклонение природе. Воспитание бережного отношения:

Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава). Сбор даров природы и бережное отношение к лесным жителям (Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства Рыбак отпустит мальков.)

1.2.

Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.

С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

2.1.

«Старшим место уступай, младшим помощь подавай» «Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут» «Какая лошадь будет видно уже жеребенком, какой человек будет видно уже ребенком»

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка (во время посуду убрать, прекращение работы после заката солнца, закрывать воду, заправлять кровать, не злословить, внешний вид, отношение к скоту). Уважение к родовым традициям (имена) «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы». Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу , из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение. Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: « Чему научатся в гнезде, то и делают в полете». Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

2.2.

Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

3. Духовное наследие

3.1.

Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных - изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку - араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски кöрiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах, место зарождения шаманов.

В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком (девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу

4.Праздники

4.1.

Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника - Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг. , Чыл Пазы в 1990-х гг.

Тун Пайрам – национальный праздник Хакасии. Название «Тун Пайрам» переводится как праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран» . Он ознаменовывал окончание зимы и переход скота на первый зелёный корм. Из первого молока готовили национальный кисломолочный напиток айран и «хакасскую водку» – араку. Праздник проводился на вершине горы.

Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл Пазы переводится как «голова года» . В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась» . Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом.

Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник - шагаа , общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребенка , стрижка волос, религиозно-ламаистские - освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний - национальной борьбы (хуреш ), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр

5. Одежда

Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат) , ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча, а также плис - хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весенне-летнюю м осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную, спортивную. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды - халата - был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани - фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, к-рую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой. Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии. Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой. В непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.

Заключение

Изучив традиции и обычаи мы сделали вывод , что часть их утеряна и требует изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.

Чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

Приложение 1

Таблица традиций и обрядов:

хакасы

тувинцы

Поклонение природе. Воспитание бережного отношения

Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава)

Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы.

При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали.

Охотник оставит детенышей для потомства

Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем.

Рыбак отпустит мальков.)

Запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

Уважение к старшим, забота о младших:

«Старшим место уступи, младшим помощь окажи»

Дай приют старому,

Вытри слёзы малому.

«Жеребенок последу матери ступает»

Жеребёнка не седлай,

А ребёнка не пугай.

Старших будешь слушать, долгими будут дни твои.

«Старших уважай, младших воспитывай»

«Кто не любит детей, тот никого не любит»

Старший в семье всех мудрее,

Младший в семье всех милее.

« Чему научатся в гнезде, то и делают в полете»

Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

Духовное наследие(религия)

Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе

Хозяйка брызгала чай с молоком в сторону тайги, горы и восходящего солнца, реки и молилась

Шаманизм В XIX веке многие были крещены в православие (в некоторых случаях насильственно).

Три религии: православие, шаманизм и буддизм (тибетский буддизм).

Праздники

Тун Пайрам (праздник первого айрана)

Чыл Пазы (хакасский новый год).

Шагаа - это Новый год по лунному календарю.

День Земли(Чир Ине) – проводят ежегодно, чтобы испросить плодородие и богатый урожай

общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские - освящение жертвенного места

В день осеннего равноденствия Уртун тойы (праздник Урожая)

национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр

Приложение 2

Изучив традиции и обычаи хакасского и тувинского народов мы увидели сходства и различия, которые показали в таблице.

Управление образования администрации Назаровского района МКДОУ Павловский детский сад «Солнышко» Работу выполнила Прокопьева Н.Н Хакасы - коренной народ Сибири. В настоящее время Красноярском крае проживает чуть больше 5 тысяч хакасов. Основное занятие хакасов - разведение скота (овец, коров, лошадей, коз). Наряду со скотоводством занимались земледелием, охотой и рыболовством. В старину хакасы шили зимнюю одежду из шкур домашних животных. Зимним головным уборам служили круглые меховые шапки из лисы, бобра, выдры. Демисезонная одежда была сшита из сукна. Жилищем хакасов служила юрта. Решетчатую основу летом покрывали берестой, а зимой- войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху закрывали берестой. Позже хакасы стали строить деревянные юрты. Они были шести-, восьми-, десятиугольными, двенадцати- и даже четырнадцатигранными. Двери устанавливали строго на восток. Национальная хакасская кухня имеет свои неповторимые особенности и традиции. Основной пищей хакасов, как и других скотоводческих народов составляли молочные продукты, растительная пища в летнее время, а с наступлением зимы в пищу употреблялось мясо домашнего скота и птицы, рыба, добытое охотниками мясо и дичь. Традиционные хакасские блюда. Хакасский пресный сыр Пызылах «Мюн»традиционное праздничное блюдо из мяса. Календарные хакасские праздники ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана УРТУН-ТОЙ праздник урожая АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана Чыл Пазы (на русском языке - Голова года или Начало года) Праздник отмечается 22 марта (день весеннего равноденствия) Все ритуальные действия и обряды праздника Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой. Обряд Благодарения Огня. В этот день благодарили Богиню Огня, дарующую тепло и пищу. Огонь кормили чаем с молоком и мясом. Ритуал почитания священной березы. Берёзу трижды обходят, привязывают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание себе и своим близким. Белый – цвет чистоты. Синий – цвет неба и мира. Красный – цвет огня и солнца. Зеленый – цвет леса. В разгар праздника всех приглашают к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры. Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и произносил молитву. ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана Праздник первого айрана (кислый освежающий напиток, приготовленный из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Первый айран считался лекарственным напитком. УРТУН-ТОЙ праздник урожая Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай. АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана Праздник проводили, когда заканчивали заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Хакасский национальный костюм Хакасские красавицы издавна предпочитали яркие цвета, избегая, пожалуй, только желтого, который ассоциировали с болезнью. Платья шили широкие и длинные. Рукава напоминали крылья. Поэтому в древности хакасов называли "крылатыми людьми". Праздничные женские платья, мужские рубашки, верхнюю одежду, головные уборы, обувь украшали многоцветной и яркой вышивкой. Хакасские мастерицы вручную расшивали предметы одежды неповторимым своеобразным орнаментом. Хакасские орнаменты Наиболее распространёнными деталями вышивки являются следующие формы: 1. Трёхлепестковый цветок. 2. Листик сердечком. 3. Завиток, почка или бутон. 4. Корни (трёх-, четырёх- и пятилепестковые) . В хакасской вышивке традиционно применяют 3 главных цвета. Красный -цвет веселья, счастья. Голубой - цвет воды, неба. Зеленый - цвет растений. Пого (момах) – женское нагрудное украшение, неотъемлемая часть национального костюма. Считалось, что пого оберегает женщину от злых духов и дурного сглаза. Пого напоминает месяц или подкову. Обычно пого украшали круглыми серебряными бляшками с кораллами посередине и мелким бисером. Женщины вышивали пого своим дочерям перед свадьбой. В настоящее время пого, как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любое торжество. Входят в моду и другие традиционные хакасские украшения, в первую очередь, перстни «чустук». Хакасский народ бережно хранит свои традиции и передает из поколения в поколение.


Введение. Введение. Цель: Изучить условия работы жизни коренных народов Хакасии. Задачи: 1) Рассказать про национальность Хакасы. 2) Рассказать про их достопримечательности, быт и хозяйство, национальную одежду и пищу. 3) Раскрыть тему шаманизма в Хакасии.


Коротко о регионе. Географическое положение. Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Климат. Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной зимой. Средняя температура воздуха июля +17С, января –18С. Среднегодовое количество осадков мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год. Преобладающий рельеф местности. Степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории и располагаются на западе и юге республики.


Коротко о регионе. Бассейны рек, озера, водохранилища. Большая часть территории Республики принадлежит среднему течению бассейна р. Енисей, которая в настоящее время зарегулирована гидротехническими сооружениями Красноярской, Саяно- Шушенской ГЭС. Его водные ресурсы используются в первую очередь для выработки электроэнергии. В Хакасии находится известное в Сибири озеро Шира с лечебными водами и грязями. Полезные ископаемые. Республика Хакасия – один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, неметаллических полезных ископаемых: мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов.


Горная гряда Сундуки. Горная гряда Сундуки находится в долине реки Белый Июс, недалеко от посёлка Июс. Всего Сундуков пять – пять гор, стоящих отдельной группой на левобережье Белого Июса. Все Сундуки не очень высоки - до 200 метров. Поэтому подняться можно на любой – с вершины откроется великолепный вид долины Белого Июса с древними каналами. Самый интересный – Первый Сундук. На вершине этой горы стоит большой скальный выступ в форме почти правильного прямоугольного параллелепипеда, по своим пропорциям напоминающий сундук – отсюда и название всей горной гряды.


Туимский обвал в Хакасии. Туимский провал (Киялых-Узень "своенравный лог"). Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из- за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.




Хакасы - современное коренное население Минусинской котловины и предгорий Саян, обитающие на территории Республики Хакасия в составе Российской Федерации. По переписи 1989 г. в Российской Федерации проживают 78,5 тыс. хакасов. из них в Республике Хакасия - 62,9 тыс. чел., или 11,09% от общего ее населения (556,9 тыс. чел.). Хакасы живут компактно также в пограничных с Хакасией районах Красноярского края (5,2 тыс. чел.), в Республике Тыва (2,3 тыс. чел.). 76,6% хакасов считают хакасский язык родным, а для 23,4% родным является русский язык. Хакасы, татары являются молодой туркоязычной народностью, которая осознала себя только в ХХ в. На территории Хакасии жили разные туркоязычные племенные группы: сагайцы, качинцы и некоторые другие. Русские называли их минусинскими или абаканскими татарами. Хакасы разделяются па четыре этнографич. группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе русского алфавита.


Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота. Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В ХVIII в. основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с кон. XVIII - нач. IX вв. появилась соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре таёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т.д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В XVII - XVIII вв. хакасы подтаёжных р-нов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Хозяйство и быт хакасов. Хозяйство и быт хакасов.


Жилище. Жилище. Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние, весенние, осенние. В IX в. большая часть хакасских хозяйств стала кочевать только два раза в году. В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания. Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая каркасная юрта, летом покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток. Жилище


Национальная одежда Хакасов. Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Зимой носили овчинные шубы. Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки из шёлка вышитые бисером. Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки. Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями из кожи. Замужние женщины носили две косы. Старые девы носили три косички. Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII в. стали подстригать волосы "под горшок".




Главный праздник у Хакасов. Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам.


Шаманизм в Хакасии. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.


В шаманских традициях юга Сибири бубен играет роль ездового животного - "коня", на котором шаман совершает свои путешествия. Традиционным предпочтительным материалом для изготовления бубна являлась шкура самца марала. Это неслучайно: олень является одним из главных культовых животных народов Сибири. Перекладина бубна в настоящее время обычно оснащается бубенцами, медными подвесками и тканевыми полосками или жгутами, которые имитируют звериные шкурки и птичьи перья, использовавшиеся в более древние времена При исполнении обрядов шаманы придавали бубну различное значение. В одних случаях называли его своим щитом, в других он считался конем или лодкой, иногда его использовали в качестве волшебного лука, а колотушка соответственно осознавалась как плеть, весло и стрела.



ОНГОН. Материал: мех медведя, беличий хвост кожа, рог северного оленя, бисер. ОНГОН - объемное изображение духов-предков и духов-помощников шамана. Чем больше у шамана в распоряжении было духов, тем сильнее он был, тем дальше он мог лететь к небу или в землю мертвых. Онгон изготавливался для защиты, лечения, заклинания погоды и «оживал» после того как шаман вдыхал в него духа. Онгоны служили для призывания духов и выказывания им почтения, по сибирскому обычаю их «потчевали» молоком, спиртным или жиром, периодически добавляя украшения.


Шаманизм в Хакасии. Шаманизм в Хакасии. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Вывод: Этой работой я хотела рассказать о самых интересных моментах жизни народов Хакасии, которые малопонятные Европейцам своими обычаями,традициями и праздниками.

Пояснительная записка

Программа «Праздники, традиции и ремёсла хакасского народа» составлена на основе примерной программы курса «Родной край - Хакасия» (начальная школа), являющегося составной частью национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Хакасия Программа рассчитана на 102 часа в 3- 4 классах.

Цели программы:

 Воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, Отечеству, начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

 Возрождение культурных традиций семьи;

 Воспитание культуры общения.

Задачи программы:

 Осваивать знания о культуре родного края;

 Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;

 Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.

Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.

Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего ребѐнка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это придаѐт целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)

Формы организации деятельности :

 Чтение и инсценирование сказок;

 Изобразительная деятельность;

 Аппликация, конструирование, лепка.

 Занимательные и творческие задания;

 Игры, конкурсы, викторины;

 Составление и защита проектов;

 Экскурсии.

Ожидаемые результаты :

В результате прохождения программы, обучающиеся

должны знать :

Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

Особенности традиционных календарных праздников;

Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Основные игрушечные промыслы России;

Основные термины: устное народное творчество, сказка, потешка, пословица, поговорка, скороговорка, колыбельная, считалка, загадка, народные игры, народные праздники, обряды, традиции, народный костюм, этнография, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, народная символика

уметь :

- играть в народные игры;

Делать простые игрушки из глины;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов осуществляется во время занятий посредством:

Наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

Опросов по изучаемым темам;

Оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

Фиксации частоты участия в празднично-игровых мероприятиях

Методы обучения , используемые при реализации программы:

Словесные – рассказ, объяснение нового материала;

Наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстрированного материала, просмотр и прослушивание записей фольклора;

Практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, оформление стенгазеты или доклада.

На занятиях сочетаются два вида деятельности: игровая и учебная.

Начало занятия включает знакомство с теоретическим материалом.

Затем следует практическая часть занятия: освоение правил новой игры, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты.

Такой прием, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.

Учебно – тематический план:

3-4 класс (102ч) Здравствуй, школа(1ч.)

Времена года(2ч.)

Открываем в сказку дверь(5ч.)

Хакасские народные игры(1ч.)

Хакасское прикладное искусство(3ч.)

История семьи(2ч.)

Традиции общения(3ч.)

Писатели и поэты Хакасии(2ч.)

Достопримечательности местности(2ч.)

Топонимика местности (1ч.)

Художники Хакасии(1ч.)

Композиторы Хакасии(1ч.)

Календарные обрядовые праздники(2ч.)

Посещение театров, музеев (8ч.)

Родословная(3ч.)

В мире сказок(3ч.)

Народный этикет(2ч.)

Природа Хакасии(4ч.)

Республика Хакасия(8ч.)

Декоративно – прикладное творчество(5ч.)

Творчество народов Хакасии(3ч.)

Посещение музеев и театров(6ч.)

Республика Хакасия(12ч.)

Природа Хакасии(8ч.) Культура Хакасии(6ч.)

Посещение музеев и театров(8ч.)

Календарно – тематический план

3-4 класс

Тема

Форма

Дата

план

факт

Хакасия, край мой (название республики, коренной народ, народы, населяющие Хакасию)

Беседа. Презентация.

Времена года (климатические особенности местности)

Творческие задания.

Поэтический образ местности по временам года.

Чтение стихотворений хакасских поэтов.

День осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Чтение и инсценирование

Открываем в сказку дверь Виды хакасских сказок.

Ролевая игра. Изодеятельность.

Короткие рассказы о животных – кип-чохи.

Чтение и инсценирование

Героические сказания и легенды.

Чтение, изодеятельность.

Сказки народов, населяющих Хакасию.

Чтение и инсценирование.

22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Хакасские народные игры.

Ролевая игра.

Хакасское прикладное искусство.

Беседа, презентация.

Хакасские национальные орнаменты

Изодеятельность.

Элементы одежды, вышивка.

Аппликация.

Выставочный зал «Чылтыс»

История твоей семьи. Семейные традиции.

Беседа. Творческие задания.

Традиционная хакасская семья. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.

Ролевая игра.

Традиции общения у хакасов (приветствие, прощание, отношение к старшим)

Беседа, творческие задания.

Традиции общения у хакасов.

Ролевая игра.

Традиции почитания духов, отношение к природе.

Беседа, изодеятельность.

Национальные виды спорта.

Писатели и поэты Хакасии.

Чтение, игра.

Детские писатели и поэты Хакасии.

Викторина.

Достопримечательности местности (сѐла и районные центры)

Беседа, творческие задания.

Города Хакасии (Абаза, Сорск, Черногорск, Саяногорск)

Беседа, презентация.

Природа Хакасии (особенности рельефа местности)

Практическая работа.

Заповедники Хакасии.

Беседа, презентация.

Экскурсия на природу.

Художники о Хакасии.

Беседа. Презентация.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Беседа, слушание произведений.

Хакасская филармонии.

Подвиг жителей Хакасии во время Великой Отечественной войны.

Беседа, презентация.

Мемориалы и памятники.

Обобщающее занятие: «Родная земля -Хакасия».

Праздник.

Корни родового древа. Память об уважаемых людях рода

Практическая работа.

Составление своей родословной.

Практическая работа.

Хакасские народные сказки.

Чтение, инсценирование.

Сказки народов Хакасии.

Чтение. Игра.

Сказки соседних народов.

Викторина.

Уважительное отношение к природе, к Родине (Пословицы и поговорки)

Беседа.Творческие задания.

Культ коня у древних хакасов.

Беседа. Изодеятельность.

Историческое прошлое Хакасии.

Экскурсия в музей.

Образование республики Хакасия. Глава республики. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник

Проблемная беседа.

Символика республики Хакасия. Государственные праздники.

22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.

Беседа. Изодеятельность.

Население республики.

Многонациональная столица.

Презентация.

Люди земли хакасской (Н.Ф.Катанов)

Культурные и исторические памятники Хакасии.

Наука и образование в современной Хакасии.

Проблемная беседа.

Беседа. Изодеятельность.

Предметы быта древних хакасов.

Элементы быта, связанные с культом огня, коня.

Аппликация, изодеятельность.

Национальная одежда.

Беседа. Презентация

Национальные блюда.

Беседа. Творческие задания.

Музыкальное искусство (национальные инструменты)

Беседа. Творческие задания.

Чатхан. Хомыс (тимыр хомыс)

Поэты и писатели Хакасии.

Чтение произведений.

Художники Хакасии.

Беседа. Изодеятельность.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Хакасская музыка.

Аудирование

Исполнители, тахпахчи.

Сочинение тахпахчи.

Творческая работа

Театры Хакасии. Известные актѐры.

Беседа. Презентация.

Закулисный мир театра.

Посещение спектакля театра «Сказка»

Итоговое занятие: «Люблю тебя, мой край родной»

Праздник

Карта Республики Хакасия

Географическое положение

Рельеф местности.

Беседа. Изодеятельность.

Климатические особенности.

Проблемная беседа.

Полезные ископаемые.

Изодеятельность.

Районы и районные центры.

Беседа. Изодеятельность.

Национальный состав.

Беседа. Творческие задания.

Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Разрешение проблемных ситуаций.

Известные предприятия Хакасии.

Беседа, творческие задания.

Археологические памятники.

22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.

Презентация. Беседа.

Археологические памятники.

Презентация. Беседа.

Каменные изваяния – исторические памятники.

Беседа. Изодеятельность.

Культура, наука, образование в Хакасии.

Групповая работа.

Учебные заведения Республики Хакасия

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Защита проектов.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Проблемная беседа.

СШ ГЭС. Прошлое и настоящее

Растительный мир.

Беседа. Изодеятельность.

Животный мир.

Практическая работа.

Красная книга Хакасии.

2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Защита проектов.

Экологические проекты в Хакасии.

Проблемная беседа.

Известные учѐные и общественные деятели.

Известные художники и композиторы.

Защита проектов

Известные спортсмены.

Презентация.

Поэты и музыканты.

Групповая работа.

Декоративно – прикладное творчество.

Беседа. Изодеятельность.

Резьба по дереву. Чеканка.

Презентация. Беседа.

Вышивка. Украшения.

Работа с тканью.

Национальные орнаменты в хакасском костюме.

Аппликация.

Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Итоговое занятие: «Тун-Айран»

Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока

Праздник поклонения Солнцу.

Праздник

Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

Литература:

1.Альбом писателей и художников(сост.А.С.Кызласов,В.Н.Тугужекова. – Абакан,1997) 2.Альбом рисунков хакасских национальных узоров. – Абакан, 2004

3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

4. Бутанаев В.Я. Хакасы(этнографический очерк) – Абакан,1995

5. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

6. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999

7. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан,1995

8. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. – Абакан,1991

9. Кызласов Л.Р.,Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов.- М.1980

10. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М.1990

11. Лагунова Е.Г. Флора и растительность Хакасии.- Абакан,2005

13. Патачаков К.М. Люди земли хакасской. – Абакан,1990

14. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов. – Абакан,1982

15. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. – Абакан,1993

16. Султреков С.Н. Край наш хакасский. – Абакан2001

17. Топоева С.А. Программа «Культура народов Хакасии»

Похожие публикации