Профессия инструктор по вождению. Требования к инструктору по вождению

Управление транспортным средством - процесс, который нельзя назвать лёгким. Вождение автомобиля требует от водителя определённых навыков, а также обязательного знания правил дорожного движения, призванных обеспечить безопасность на дороге.

Такие знания не могут быть получены самостоятельно. Конечно, научиться водить машину можно и самому, но сделать это весьма трудно.

Намного легче получить навыки управления автомобилем , а также выучить правила дорожного движения, посещая специальные автошколы. К тому же не стоит забывать о том, что получить водительское удостоверение, не окончив автошколу и не сдав экзамены, просто невозможно.

Обучением будущих водителей занимаются специальные профессора, то есть инструкторы . Эти люди проводят занятия по обучению учащихся правилам дорожного движения, а также навыкам управления транспортным средством. Работа весьма ответственная, так как инструктор должен обязательно вложить в голову каждого учащегося в автошколе все знания, которые точно понадобятся ему на дороге.

Многие люди, уже умеющие превосходно водить транспортное средство , задумываются о том, чтобы стать инструктором по вождению. Некоторым данная работа может показаться весьма интересной, а некоторые могут обратить внимание на данную профессию из-за хорошей зарплаты. В данной статье будет рассказано о том, что требуется для получения работы автоинструктором.

Для начала следует отметить один важный момент, о котором должен помнить каждый желающий стать инструктором в автошколе. От этого и должен отталкиваться каждый, кто решил устроиться на работу автоинструктором.

Дело в том, что умение хорошо управлять транспортным средством не является определяющим. Конечно, это одно из основных требований к будущему инструктору, что вполне логично. Но не следует забывать и о том, что умение управлять автомобилем не гарантирует наличия способности передать этих умений учащимся.

Поэтому, если читатель просто не обладает каких-то педагогических способностей, эта работа вряд ли ему подойдёт. В таком случае не рекомендуется устраиваться на работу автоинструктором. Данная профессия означает большую ответственность , так что лучше несколько раз подумать прежде, чем задумывать о получении такой работы. Человек должен стремиться стать автоинструктором в том случае, если имеет способности и тягу к этому, а в случае, когда это стремление обусловлено простым желанием заработать.

Как стать автоинструктором?

Теперь стоит обратить своё внимание на список требований к будущему инструктору по вождению, о котором даже знать каждый желающий работать в автошколе. В том случае, если желающий работать автоинструктором не соответствует всем положенным требованиям, получить желаемую работу в автошколе будет невозможно.

Итак, каким требованиям должен соответствовать кандидат в автоинструкторы в автошколе:


Рекомендуется обратить внимание на последний пункт в списке. Дело в том, что стать инструктором можно и без прохождения специальных курсов. Но тут есть момент, о котором обязательно следует знать . Отсутствие свидетельства об окончании специальных курсов позволит стать инструктором, но только на частной основе. Это означает, что автолюбитель сможет преподавать только тем людям, у которых уже имеется категория В, но они хотели бы получить больше опыта в вождении транспортного средства. Такой вариант идеально сможет подойти тем людям, которые хотят заниматься преподаванием, но только время от времени.

Обучение на автоинструктора

Чтобы всё-таки стать автоинструктором в автошколе , необходимо пройти соответствующие курсы. Самое интересное заключается в том, что прохождение таких курсов позволяет получить не только документ об их окончании, который впоследствии понадобится при получении профессии, но и необходимые знания, позволяющие правильно вести себя с учениками. Это весьма важно, особенно в том случае, если у будущего автоинструктора ещё нет опыта преподавания. Также эти курсы могут позволить освежить уже имеющиеся знания, а также получить полезные советы, касающиеся ситуаций, в которых даже самые опытные водители могут допустить ошибки.

Прохождение специальных курсов позволяет получить определённую базу для обучения учащихся автошколы «с нуля». Также не стоит забывать и о получении навыков сочетания теории и практики, что действительно весьма важно в преподавании вождения. Курсы для автоинструкторов являются не просто обычными обучающими занятиями для получения соответствующей профессии. Курсант сможет пройти настоящий тренинг по созданию своей образовательной программы, которая впоследствии сможет стать фактором притяжения новых клиентов.

Стоимость курсов для автоинструкторов

Теперь следует уточнить момент, касающийся стоимости таких специальных курсов. Человек, который впоследствии хочет работать автоинструктором в автошколе, обязательно заинтересуется этим вопросом.

Стоимость курсов инструкторов для автошкол на данный момент будет никак не меньше двенадцати тысяч рублей за полтора-два месяца обучения. То есть, именно с этой отметки и стартуют все расценки. Вряд ли можно говорить о какой-то фиксированной цене, поэтому и была приведена минимальная сумма.

После того как курсы будут пройдены, придётся постараться ещё найти работу. Для этого можно просто потратить определённое время на обзвон или на подачу резюме в несколько разных автошкол. Сложного в этом ничего нет.

Какие варианты работы автоинструктором можно рассматривать?

Перед тем как начать работать инструктором, следует для начала решить то, в каком режиме будет удобнее осуществлять обучение будущих водителей. Не каждый может полностью посвятить своё время работе в автошколе, поэтому для таких людей существует возможность выбрать подходящий им вариант работы. Об этом будет сказано чуть ниже.

Итак, какие два варианта работы автоинструктором существуют? Выше в статье уже был дан ответ на данный вопрос, правда вскользь, поэтому лучше ответить на него ещё раз и поконкретнее. Два варианта работы автоинструктором:

  • Частным образом;
  • В автошколе.

Для начала следует сказать пару слов об осуществлении обучения будущих водителей на частной основе. Конечно, в этом есть определённые плюсы, но минусов больше. Главный плюс, естественно, заключается в том, что автоинструктор, работающий частным образом , работает на себя. То есть, у него просто нет начальства, да и фиксированной ставки нет, что предоставляет автоинструктору полную свободу действий по выставлению цен на свои услуги.

Также не стоит забывать, что частному автоинструктору понадобится в обязательном порядке переоборудовать своё транспортное средство в учебное. Для этого понадобится поставить дополнительную педаль. Также учебный автомобиль придётся и зарегистрировать. Ведь по документам это уже будет другое транспортное средство.

Какие же преимущества есть у варианта работы автоинструктором в автошколе:

  • Автошкола предоставляет инструктору переоборудованное транспортное средство, что позволяет не заботиться о переоборудовании своего автомобиля;
  • Стабильный финансовый доход. Инструктор по вождению, работающий в автошколе, имеет возможность получать стабильную зарплату в отличие от частников, доход которых сильно зависит от ситуации с потоком учащихся;
  • Кстати, насчёт потока курсантов. Автошкола предоставляет и стабильный поток учащихся, что сразу же исключает проблему, связанную с возможным отсутствием клиентов.

Как можно отметить из вышеприведённого списка, работа в автошколе имеет свои преимущества , которые могут повлиять на последующий выбор будущего автоинструктора. Каждый волен выбирать то, что ему больше подходит. Но всегда необходимо взвешивать все «за» и «против». Не сделав этого, можно сильно разочароваться в своём выборе и в профессии в целом.

У людей, обучающих водить автомобиль? два профессиональных праздника – День шофера и День учителя. И это не случайно. Ведь главное в этой профессии – быть педагогом, хотя бы в душе. О буднях автоинструктора рассказал Борис Козенко, специалист автошколы «Сигнал».

- Борис, расскажите, как вы стали автоинструктором?

Случайно. Мне бы кто-нибудь сказал раньше, что я выберу эту профессию, я бы ни за что не поверил. Мне казалось, что эта работа нервная, неблагодарная, каждого нужно научить, тысячу раз повторить. Я всегда думал, что надо памятники учителям ставить и к своему инструктору относился с большим уважением. И вот мой друг-автоинструктор попросил меня «докатать» его группу, а после выпуска директор автошколы предложил мне остаться. Как правило, инструкторами принимают людей только по рекомендации, те, кто приходит по объявлению, долго не задерживаются. Не потому, что их «выживают», просто они не знают, куда идут. Но пока не попробуешь, не узнаешь, твое это или нет. Я попробовал - мне понравилось. Приятно осознавать, что я могу дать что-то людям, наблюдать, как у учеников идет прогресс. Да и профессия на самом деле оказалась не очень-то нервной. Самое большое напряжение - экзамен, который сдают твои ученики. Особенно волновался, когда выпускалась первая группа.

- Теперь меньше переживаете?
- Бывает обидно, когда ученики на экзамене допускают ошибки. Спрашиваешь, почему поступил именно так, а не иначе, ведь знаешь как надо, все умеешь, а в ответ - «не знаю». Сразу чувствуешь свою вину, чему-то, выходит, не научил. Переживаю не тогда, когда не сдают экзамены, а когда плохо ездят и сдают. Был случай, когда ученица на экзамене не допустила ни одной ошибки, ей поставили сдачу. Но она не готова к городу! Договорились о дополнительных занятиях уже после того, как права получила.

- Экзамен в ГАИ для многих тяжелое испытание. Как настраиваете своих учеников?
- Да, экзамен для многих - стресс. Но есть еще отдельные ученики, которые в принципе боятся людей в форме. Приходится постоянно повторять, что инспектор - такой же человек. По возможности стараюсь, чтобы перед экзаменом с нами кто-то еще ездил, а еще лучше комментировал ситуацию на дороге, то есть изображал инспектора, несмотря на то, что это запрещено правилами. После этого ученики ведут себя на экзамене спокойнее, они уже немного натренированы. Во время самого экзамена стараюсь морально поддерживать учеников. Кому-то надо, чтобы он посмеялся, анекдот могу рассказать, кого-то, наоборот, надо поднапрячь. Одна ученица на автодроме набрала воздуха в рот и задержала. Я ее успокаиваю, а она уже синеть начала, пришлось анекдот рассказать, чтобы хоть немного расслабилась.

- Были курьезные случаи на экзаменах?
- … Зима. Гололедица. Ученица разогналась до такой степени, что, даже машина, которая была на подвозе учеников, от нас отстала. Слова инспектора: «Завтра на мотодроме будут гонки по льду, вы будете в них участвовать, да? Давайте, немного потише». Нам было немного не по себе. Но у меня-то есть педали, а инспектору на заднем сидении досталось. Был жутковатый случай и на уроке. Говорю ученице: ищем место для разворота, при этом мы уже не первый раз там благополучно разворачивались. Она перестраивается в левый ряд. На встречу идет КАМАЗ. Она через двойную сплошную крутит руль прямо под этот КАМАЗ. Я понимаю, что если сейчас начну ее выправлять, то будет лобовое столкновение, то есть КАМАЗ нас раздавит. Конечно, это была моя вина, я немного расслабился, поздно спохватился. В общем, развернулись мы и прямо поперек дороге уперлись в поребрик. Было действительно страшно.

- Трудно, наверное, сдерживать эмоции в таких ситуациях?
- В таких ситуациях чем спокойнее ты себя ведешь, тем вернее не попадешь в аварию. Но бывало, что хотелось закричать на ученика. Конечно, стараюсь себя сдерживать, но получается это с трудом. Например, если ученик не слушается. Говоришь ему: «Мы обязаны пропускать пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, то есть без светофора». Я давлю на тормоз, он давит на газ, говорит: «Пусть стоят». Или превышает постоянно скорость. «Смотри на спидометр!», - бесполезно! Такой человек не сдаст экзамен, пока не поймет, что инструктор не попугай и зря не говорит. Но я сомневаюсь, что из этого человека получится прилежный водитель. Бывают и ситуации, в которых нужна незамедлительная реакция, тогда приходится повышать голос. Но только для того, чтобы ученик быстрее среагировал, а не для того чтобы выплеснуть на него свои эмоции.

- Получается, терпение и спокойствие - важные для инструктора качества. Что еще?
- Если говорить о профессиональных шоферских навыках - инструктор должен видеть все вокруг и думать за всех (за своего ученика, за других водителей, за пешеходов), уметь прогнозировать ситуацию на дороге. Если говорить об инструкторе как о психологе - на первом занятии он не должен определять, что за тип человека садится к нему в машину и строить какие-то первоначальные предположения о том, что от него можно ожидать, легко ли будет ему в обучении. Представление об ученике должно складываться уже в процессе обучения. Необходимо найти подход к каждому, дать возможность раскрыться.

- Вам как педагогу приходилось применять нестандартные методы обучения?
- С одной ученицей долго не могли освоить упражнения на автодроме. Пришлось посоветовать ей поиграть в детские машинки на дистанционном управлении, посмотреть, как они себя ведут, как преодолевают различные препятствия. На следующее занятие она пришла «подготовленная», это было последнее занятие на автодроме. В этом плане компьютерные игры проигрывают. Был такой ученик - заядлый компьютерщик. Он за полгода до того как прийти к нам учиться накупил себе игрушек, педали, руль. Пришел, говорит - «умею ездить». Мы с ним очень долго «боролись», к реальной жизни его было очень сложно подготовить. Он, как на компьютере, руль не перебирал, держал за одно место, на сколько хватало рук, на столько поворачивал, дальше начинал наклоняться. Несколько раз от этого бился головой об стекло двери. С ним пришлось больше ездить по крутым поворотам и разворотам.

- Какие еще трудности возникают в процессе обучения?
- Тяжело, когда планируешь с учеником на следующем занятии перейти к изучению более сложных элементов вождения (от поворотов направо, налево, до разворотов), а он почему-то приходит «застрявшем» на уровне какого-то занятия, хотя в учебе шел постоянный прогресс. В такие периоды начинаешь задумываться, где я что-то пропустил, как исправить ситуацию.

- Назовите плюсы и минусы своей профессии…
- Начну с минуса - несмотря на то, что я не люблю отдыхать, бывает, устаю от напряженного графика, хочется позвонить ученику и отменить занятие. Но «перекидывать» его некуда. Встаешь и идешь на работу. Плюсов достаточно: постоянно новое общение, с разными людьми, новые знакомства, иногда даже очень полезные (смеется), зарплата вполне приличная. Да и просто получаешь удовлетворение от того, что люди тебе благодарны. По крайней мере, мне кажется, что ученики мной довольны, и мне это льстит. По сравнению с предыдущими местами работы (на автобусе, на автокране), на этой работе я отдыхаю. График работы, хоть и напряженный, но я его выбираю сам. В процессе обучения он согласовывается на более удобное для меня и для ученика время. Кроме этого каждая выпущенная группа для меня - это своего рода карьерная вертикаль, которой, в общем-то, нет в нашей профессии. Добился хороших результатов - вырос в своих глазах.

Обучение
Чтобы стать инструктором надо помимо опыта вождения не менее трех лет пройти специальные курсы в институте повышения квалификации, которые длятся месяц. По окончании их выдается диплом и удостоверение инструктора, точнее «мастера производственного обучения вождения автомобиля». Такие курсы автоинструктор должен будет посещать каждые три года для повышения квалификации.

Востребованность

В Новосибирске около 50 автошкол. У половины из них по несколько филиалов. С каждым годом это количество увеличивается. У горожан все больше появляется возможностей купить автомобиль, соответственно растет спрос на курсы по вождению. Как говорят сотрудники автошкол, потребность в новых сотрудниках возникает в то время, когда планируется открытие нового филиала. А так в основном везде стабильные коллективы. Небольшая текучка кадров возможна только в автошколах, где оплата труда фиксирована окладом.

Заработная плата
Зависит от выработки. С учетом расходов на бензин и запчасти получается около 3000 рублей с ученика. Количество учеников зависит от сезона. Например, в новогодние каникулы, морозы, можно сидеть без работы. Самый сезон - это лето. В этот период у одного инструктора могут обучаться 12-14 учеников. Но это уже тяжеловато - работа без выходных. Самое «удобное» количество учеников - 8-9. Тогда есть и зарплата, и время на отдых. Часть автошкол держат своих инструкторов на окладе. В этом случае заработная плата автоинструктора составляет от 5000 рублей в месяц.

Если ты...
профессиональный водитель, умеющий прогнозировать дорожную ситуацию,
терпелив,
имеешь хорошую реакцию,
разбираешься в психологии людей,
в душе педагог,
то ты настоящий автоинструктор.

Дата публикации: "ХР!" №58 (86), 11.08.2008

Инструктор по вождению – это человек, который учит управлять транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, автобусом и пр.) Это одна из самых нервных современных профессий. Поэтому многие удивляются выдержке и смелости человека, выбравшего такую работу. Как правило, это опытные водители с большим водительским стажем, вдобавок прошедшие специализированные курсы.


Самый распространенный вид дорожного транспорта – легковой автомобиль, поэтому статья посвящена преподавателям, обучающим вождению на категорию «B». Под инструктором по вождению будет подразумеваться именно автоинструктор, а не мотоинструктор или ещё какой-нибудь другой.

Особенности профессии

Автоинструктор – это в большей степени призвание, нежели просто один из способов заработка. От людей этой профессии зависит, насколько уверенно будут ощущать себя на дороге водители, обучающиеся у них, правильно ли они поведут себя в нестандартных ситуациях. Инструктор по вождению не просто учит ездить, он передаёт знания и опыт. Поэтому большую роль играют наличие преподавательской жилки у наставника, умение донести нужную информацию до любого человека. Инструкторов, у которых отсутствуют перечисленные качества, с трудом можно назвать профессионалами.

Основные требования к кандидатам в инструкторы, профстандарт

Образовательными организациями был разработан проект профстандарта для инструктора по вождению, в котором содержатся основные требования к тем, кто желает работать по этой специальности. Итак, у кандидата в автоинструкторы должны быть:
  • среднее профессиональное либо высшее образование (профиль не имеет значения);
  • отсутствие ограничений на преподавательскую деятельность, установленных законами (психические заболевания, судимость, уголовное преследование и пр.);
  • стаж управления транспортным средством соответствующей категории – минимум 3 года;
  • отсутствие в прошлом лишения права управления;
  • аттестат о прохождении специализированных курсов подготовки инструкторов;
  • отсутствие фактов о серьезных ДТП, в которых кандидат был признан виновником.
Также планируется ввести обязательное прохождение курсов по педагогике, психологии и методическим приемам обучения продолжительностью 250 часов.

Обязанности автоинструктора на рабочем месте

Инструктор по вождению обязан:
  1. строго соблюдать требования устава автошколы, руководствоваться нормативными актами, внутренними документами, заключенным договором и указаниями руководителя;
  2. постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию, проходить специализированные курсы переподготовки с периодичностью три года;
  3. проводить занятия на высоком образовательном уровне, вырабатывать у студентов необходимые способности, готовить их к самостоятельному безаварийному вождению;
  4. контролировать у обучающихся знание правил дорожного движения, подробно разъяснять сложные моменты;
  5. во время занятий не допускать к обучаемым методов психологического либо физического насилия, уважать их честь и достоинство;
  6. проводить под роспись инструктаж по ТБ и ОТ, следить за соблюдением ТБ во время уроков вождения обучающимися, а также соблюдать её самому;
  7. поддерживать транспортное средство в должном техническом состоянии, перед каждой поездкой проверять исправность всех систем автомобиля, контролировать чистоту и порядок в салоне;
  8. самостоятельно проводить заправку автомобиля топливом;
  9. обязательно в начале рабочего дня проходить предрейсовое медицинское обследование.

Требования к профессиональным знаниям

Инструктор по вождению автомобиля в совершенстве должен знать:
  • Правила дорожного движения Российской Федерации;
  • Устройство эксплуатируемого транспортного средства, а также принцип работы его механизмов и приборов;
  • Влияние различных погодных условий на безопасность движения;
  • Правила экстренной эвакуации пассажиров при попадании в ДТП;
  • Правила оказания первой медицинской помощи;
  • Способы выявления и ликвидации поломок всех систем автомобиля;
  • Приёмы, помогающие предотвратить ДТП;
  • Разновидности и характеристики топливных смесей и горюче-смазочных материалов;
  • Требования к использованию средств защиты;
  • Методы безопасного выполнения работ;
  • Перечень всех должностных инструкций;
  • Порядок извещения руководства обо всех недостатках, выявленных во время работы.

Ответственность обучающего вождению

Инструкторы по вождению несут ответственность за:
  1. Неисполнение или неудовлетворительное исполнение своих должностных обязанностей, перечисленных в должностной инструкции, уставе организации и трудовом договоре, а также нарушение правил внутреннего трудового распорядка учреждения.
  2. Повышение и поддержание на должном уровне своей педагогической и профессиональной квалификации.
  3. Правонарушения, совершённые в процессе осуществления трудовой деятельности.
  4. Уровень знаний, навыков и умений, а также качество профессиональной подготовки обучающихся.
  5. Причинение материального ущерба.
  6. Поддержание работоспособности всех систем автомобиля, используемого для обучения.
  7. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  8. Применение физического и психического насилия по отношению к студентам.

Какими бывают инструкторы

Выбор инструктора по вождению – один из самых важных этапов на пути к водительским правам. После прохождения теоретического курса именно этот человек будет закреплять пройденный материал на практике. И от того, как он это будет делать, зависит не только ваша безопасность в будущем, но и жизнь и здоровье пассажиров, пешеходов и других водителей. Чтобы лучше понять, как выбрать подходящего автоинструктора, нужно знать по каким признакам, на какие группы их подразделяют.

Существует множество различных критериев подбора инструктора. Основные это:

  • Стаж вождения, опыт работы, квалификация
  • Возраст
  • Методика обучения
  • Вредные привычки
  • Внешность
  • Стоимость занятий
Теперь подробнее:

Стаж вождения, квалификация и опыт работы

Одним из самых главных атрибутов хорошего автоинструктора является его стаж управления ТС. Как правило, инструктор – это человек с солидным водительским прошлым. Хотя автошколам и разрешено набирать работников с водительским стажем от 3-х лет, всё-таки больше ценятся те, кто имеют за плечами не менее 15 лет работы профессиональным водителем, либо 500 000 пройденных на автомобиле километров. Особенно если за этот период не было ни одной аварии. Немаловажную роль играет опыт работы инструктором по вождению, ведь мало быть хорошим водителем, нужно ещё быть отличным учителем. Навыки преподавательского мастерства невозможно отработать за короткое время. Чтобы стать настоящим «сэнсэем», нужно проработать автоинструктором минимум пять лет. Только при наличии такого опыта можно сделать выводы о квалификации педагога. Квалифицированные инструкторы проще и доступнее доносят нужную информацию до учеников, могут найти общий язык с любым студентом, остаются всегда дружелюбными и тактичными.

Возраст

При выборе автоинструктора обязательно нужно обращать внимание на его возраст. Это скорее субъективный психологический фактор, так как он не даёт гарантий, что взрослый преподаватель обязательно будет хорошим. Однако при сравнении двух инструкторов с одинаковым стажем вождения и опытом работы, преимущество будет у более зрелого. Ученик на подсознательном уровне будет комфортнее себя чувствовать, видя, что его обучает опытный мудрый человек, а не какой-то «салага». Да и самому инструктору зачастую легче обучать людей младше себя.

Методика обучения

Только настоящий профессионал имеет свою выработанную годами методику обучения вождению. Уже на первом занятии инструктор оценивает уровень восприятия информации учеником, а также составляет его психологический портрет. Отталкиваясь от этих данных, преподаватель выстраивает целую систему подачи знаний, равномерно распределяет занятия в зависимости от количества часов, требуемых на изучение каждого упражнения. Также он производит оценку того, насколько эмоционально обучаемый воспринимает критику, как реагирует на замечания и подсказки. Однако не стоит забывать, что преподавателей с таким серьезным подходом к делу очень мало. Гораздо больше автоинструкторов, которые тупо давят за вас педали, крутят руль и ничего не объясняют.

Пол

Немалое влияние на комфорт во время учебного процесса оказывает половая принадлежность автоинструктора. Не секрет, что большинство людей относится к женщине за рулём довольно предвзято. Хотя далеко не все девушки заслуживают такого отношения. Тоже самое касается женщин-инструкторов. Зачастую они вызывают только улыбку у проезжающих мимо водителей. Но если разобраться, оказывается, представительницы слабого пола часто гораздо лучше обучают вождению. Разгадка кроется в природе женщин и специфике профессии. Девушки более аккуратны, требовательны, тактичны, внимательны. Учитывая то, что процесс обучения проходит на небольших скоростях, работа автоинструктором (при наличии большого водительского стажа) отлично подходит прекрасному полу.

Вредные привычки

Немаловажным фактором является наличие у инструктора вредных привычек. Трудно не согласиться с тем, что вождение в сопровождении некурящего преподавателя гораздо комфортнее, чем с курильщиком, независимо от того курит ли сам ученик. Хотя многие не обращают внимания на это. Что уж говорить о наркомании и алкоголизме. Наличие таких привычек не только создают дискомфорт, но и напрямую угрожают жизни и здоровью как находящихся в автомобиле, так и вне него. При подозрении на опьянение у автоинструктора ни в коем случае нельзя начинать занятия.

Внешность

Под внешностью инструктора по вождению подразумевается не его природная красота, а скорее опрятность, аккуратность, внимательность к тому, как он выглядит. Как глоссит старинная русская пословица:
По одежке встречают, по уму провожают

Конечно, обучаться с красивым автоинструктором приятнее, но всё-таки внешний вид даёт понять о человеке гораздо больше. Причёска, гладковыбритое лицо, чистые руки, незапачканная глаженая одежда, приятный запах – всё это должно присутствовать у хорошего преподавателя. Неопрятный учитель, в большинстве случаев, относиться к своим студентам и обязанностям также наплевательски, как и к себе.

Стоимость занятий

Ещё одним важным моментом является стоимость уроков вождения. Эта величина не статичная в силу множества причин, как естественных, так и искусственно созданных самим преподавателем. Чаще всего на цену влияют:
  1. вид, марка топлива и затраты инструктора на него;
  2. количество необходимых студенту занятий («оптом дешевле»);
  3. время проведения (утром, днём или вечером);
  4. место (на автодроме или в городе);
  5. затраты на рекламу (в интернете и СМИ);
  6. выбранное место начала уроков (инструктор едет к вам или вы к нему);
  7. так называемый «блат» (если вы попали к автоинструктору по рекомендации знакомых).
А также множество различных обстоятельств, вплоть до самых мелких. Но самый главный ценообразующий фактор – это марка и состояние автомобиля. Чем дороже учебное транспортное средство, и чем дольше оно эксплуатировалось в условиях учебной езды, тем дороже обходится его содержание.

Автомобиль, на котором планируется проходить обучение обязательно должен быть оборудован:

  • дополнительными педалями сцепления (кроме машин с АКПП) и тормоза;
  • необходимыми опознавательными знаками (буква «У»);
  • отдельным зеркалом заднего вида для инструктора по вождению.


Ни в коем случае не должно быть никаких вмешательств в заводскую конструкцию ТС, кроме перечисленных выше. То есть должны быть на месте все зеркала, ремни безопасности, органы управления и т.д., которые изначально были установлены производителем. Желательно, чтобы состояние учебного авто было хорошим или отличным.

Главные признаки хорошего преподавателя

Многих кандидатов в водители интересует, как выбрать хорошего автоинструктора, чтобы потом не заниматься беготней от одного учителя к другому, портя нервы себе и всем окружающим. Для этого необходимо ориентироваться на несколько основных признаков профессионала в этой области. Конечно же, наличие их всех у одного человека маловероятно. Идеальный инструктор по вождению – понятие скорее абстрактное. Однако близким к идеалу будет тот, у кого присутствует большинство перечисленных ниже пунктов. Итак, признаки хорошего автоинструктора:
  • Профессионализм;
  • Требовательность;
  • Коммуникабельность (навыки психолога);
  • Терпение и стрессоустойчивость;
  • Востребованность;
  • Наличие необходимых документов.
Рассмотрим подробнее:

Профессионализм

Наверное, самым важным качеством обучающего вождению – это профессионализм. Преподаватель обязан быть высококвалифицированным практикующим специалистом с приличным уровнем образования, ведь он является примером для подражания, этаким эталоном идеального водителя. Он должен не только безупречно знать ПДД, устройство ТС и основы управления автомобилем, но и уметь применять свои преподавательские навыки на практике. Важно поддерживать высокий уровень знаний, периодически самому решать всевозможные задания и билеты, а также постоянно следить за изменениями в ПДД и законодательстве.

Требовательность

Хороший автоинструктор обязан и имеет полное право требовать от обучающихся безукоризненного выполнения всех его рекомендаций и указаний во время проведения занятий. Стоит учитывать, что требовательность не должна переходить в агрессию или злость, а наоборот должна быть сопряжена с внимательностью и отзывчивостью к студенту. Иначе уроки вождения будут производить обратный эффект. Достичь нужного результата помогут знания азов психологии.

Коммуникабельность (навыки психолога)

Каждому ученику необходим индивидуальный подход. Способность найти его – одно из основных качеств хорошего преподавателя. Что и как вам объясняют на занятиях играет огромную роль и сильно влияет на конечный результат. Речь инструктора по вождению должна быть чёткой, разборчивой и ясной. Помимо этого наставник должен обучить координировать свои действия с действиями других участников дорожного движения, понимать, кто и что делает, а также прогнозировать их поведение на дороге. Для всего этого обучающий вождению должен быть ещё и неплохим психологом.

Он должен понимать, что у каждого пришедшего обучаться человека свои черты характера, а суметь подстроиться под особенности поведения некоторых из них – задача очень сложная. При этом нужно суметь воздействовать на некоторые стороны личности, которые, по мнению наставника, явно мешают процессу обучения. Как психолог на первой встрече пытается лучше узнать своего пациента, понять его страхи, манеры и недостатки, так инструктору необходимо определить, чего ученик не понимает, чего боится, чем руководствуется, предпринимая те или иные действия. На основе этого нужно доступным языком спокойно объяснить нужные вещи.

Терпение и стрессоустойчивость

Ещё одним значимым признаком хорошего автоинструктора является его стрессоустойчивость, выдержка и терпение. Профессионал никогда не станет кричать на обучающегося, даже если тот совершает одну и ту же ошибку несколько раз, а наоборот использует количество повторений этой ошибки на то, чтобы исключить её раз и навсегда из будущей «водительской жизни». Умение оставаться спокойным и терпеливо объяснять недочёты дано не многим, поэтому услуги таких инструкторов ценятся на вес золота.


Кстати, психофизические типы личности инструкторов по вождению людей сильно разнятся с общепринятыми. Согласно исследованиям ИИСП (Институт изучения специфических профессий), 92% автоинструкторов, на самом деле, вполне добрые и отзывчивые люди.

Востребованность

Все вышеперечисленные признаки больше относятся к личности инструктора, к его чертам характера. Помимо них есть другие – косвенные особенности, указывающие на качество мастера производственного обучения. Одним из них является востребованность. График хорошего учителя всегда загружен, он не сидит без дела в поисках работы. Даже не в сезон или кризис работы у него будет предостаточно, благодаря хорошей репутации и «сарафанному радио». При выборе из двух преподавателей – «постоянно свободного» и «постоянно работающего», делайте ставку на второго. Поверьте, толку будет больше. Главное заранее «втиснуться» в его график занятий.

Наличие необходимых документов

Последний (по порядку, но не по важности) признак хорошего наставника – это комплект всех необходимых документов. К ним относятся:
  • свидетельство на право обучения вождению транспортных средств;
  • регистрационные документы на учебный автомобиль (техпаспорт с отметкой о дублирующих педалях);
  • технические паспорта на средства аудио- и видеофиксации;
  • свидетельство о регистрации автоинструктора, как частного предпринимателя;
  • диагностическая карта транспортного средства;
  • страховой полис ОСАГО.
Стоить обращать внимание на все перечисленные особенности, если перед будущим студентом автошколы возникнет вопрос: «Как выбрать инструктора по вождению?», тогда вероятность неправильного выбора стремительно приблизится к нулю.

Карьера мастера производственного обучения

И последнее, что хотелось бы затронуть в этой статье – это карьера инструктора по вождению. Главной особенностью карьерного роста автоинструктора является то, что он возможен только в горизонтальной плоскости. То есть после прохождения специализированных курсов и многолетней работы штатным преподавателем в автошколе появляется возможность организовать частную практику, но уже за более высокую плату. Профессиональные частные автоинструкторы всегда будут востребованы. Ведь их услуги нужны не только кандидатам в водители, но и автолюбителям с многолетним стажем: кому-то необходимо восстановить утраченные водительские навыки, а кому-то нужно попрактиковаться в искусстве экстремального вождения.

Не стоит забывать, что у некоторых инструкторов есть предпринимательская жилка, следовательно, можно попробовать открыть собственную автошколу. Правда, это уже требует гораздо больше времени, нервов, денежных вливаний и связей, так как конкуренция в этой области запредельная.

Заключение

Мы постарались самым подробным образом описать главные особенности профессии инструктор по вождению, а также помочь разобраться будущим студентам автошкол во всех тонкостях и «подводных камнях» при выборе хорошего преподавателя. Удачи на дорогах!

P.S. Весёлое видео

Многие мечтают о том, чтобы стать космонавтами и первыми оставить свой след на раскрасневшемся Марсе, или гениальными фармацевтами, чтобы изобретать лекарства от таких болезней, которых еще даже не существует. А у кого-то не такие высокие запросы: мечта стать автоинструктором - тоже мечта, ничем не хуже других. Сегодня мы как раз и помечтаем о том, как стать инструктором по вождению.

Значит так. Если за вашими плечами громоздятся солидные три года водительского стажа и масса нерастраченных педагогических стремлений, то работа инструктором по вождению может стать вашей. Да, не забывайте о том, что вы должны уметь грамотно объясняться, потому как герасимофонное «му-му» вряд ли устроит ваших потенциальных учеников.

Автоинструктор должен быть уверен в своих силах

Фото stavropol-auto.ru

Когда вы убедились в том, что в вас созрело твердое желание стать автоинструктором, пора начинать определяться с тем, каким именно автопедагогом вы собираетесь стать. Есть разные способы воплотить в жизнь свою мечту, и начнем мы, пожалуй, с самого простого и наименее легального.


Инструктора-неумеху можно запросто вычислить

Фото safe-drive.ru

Инструктор-самозванец: большая лапша на доверчивых ушах

Многие поступают следующим образом: размещают в интернете объявления, что-то вроде «Родственник Михаэля Шумахера даст пару уроков щедрым людям. Обучение проводится на автомобиле заказчика». Как ни странно, но находятся чайники, которые клюют на такие объявления и потом на протяжении всего курса «обучения» ловят себя на ускользающей мысли - что-то здесь не так.


От навыков автоинструктора зависит его же собственная безопасность

Фото sodahead.com

Если вы считаете себя хоть в какой-то степени законопослушным гражданином, тогда можно пойти по пути меньшего сопротивления действующему законодательству. Следует обзавестись недорогим автомобилем, в кустарной автомастерской оборудовать его дублирующими педалями, водрузить на крышу знак «У» и начать опустошать кошельки доверчивых клиентов. Однако всегда нужно помнить об одном неприятном «но» - если вас остановят инспекторы ГАИ, то влетит и вашему ученику за управление транспортным средством без законного на то права (Кодекс КоАП РФ статья 12.7 часть 1), и вам за то, что передали управление транспортным средством лицу, у которого нет такого права. По 2500 штрафных рублей с каждого, как с куста. А если учесть, что не только КоАП регулирует процесс обучения вождению, то штрафы могут вырасти до араратовых высот. Хотя работа автоинструктором в Москве может с лихвой компенсировать все незапланированные расходы.

В России работу частного автоинструктора регламентируют следующие документы: статья 21 ПДД РФ «Учебная езда», пункт 5 «Основных Положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Автошкольный инструктор: мал золотник и дорог

Здесь все одновременно и просто, и сложно. Устроиться на работу в автошколу может любой водитель со стажем, у которого есть соответствующие навыки и документы на гербовой бумаге. Но на практике сделать это почти невозможно. Все дело в том, что вакансий автоинструктора практически никогда нет, потому как это закрытая община, где все давно схвачено, распределено и договорено.


Главное оружие инструктора по вождению - это терпение

Фото stwot.motortrend.com

К тому же, вы ведь не собираетесь превращаться в мастера производственного обучения вождению, который до конца дней своих будет готовить водителей-роботов, умеющих справляться с автомобилем лишь в стандартных ситуациях и водить стального коня по проторенным тропам «гаишных» экзаменационных маршрутов. Кроме того, вам придется довольствоваться малым в финансовом плане, а посему экономить школьный бензин и окучивать своих подопечных, чтобы прокормить собственных детей и выгулять в Турции жену. Зарплата инструктора по вождению в автошколе оставляет желать лучшего. Именно поэтому ответ на вопрос, как стать автоинструктором, следует искать в плоскости полного соблюдения закона и собственной выгоды, как материальной, так и моральной.


Лучшая награда для автоинструктора - это успешная сдача экзаменов его учениками

Фото allaboutdrivingnc.com

Частный автоинструктор: закладываем фундамент правильной карьеры

Частный инструктор по вождению - это звучит гордо. Для этого всего-то и нужно, что пройти специальные курсы в автошколе, по окончанию которых вам выдадут лицензию автоинструктора. Бывалые советуют проходить обучение в филиалах РОСТО (ДОСААФ).

Паспорт, в котором будет указано, что вам уже исполнился 21 год, и тетя Зина из соседнего гастронома без проблем продаст вам при необходимости горючее;
- свидетельство о полном среднем образовании, которое добывается упорным разгрызанием орешка школьной науки;
- действующее водительское удостоверение категории В, в котором черным по белому написано, что ваш водительский стаж равен трем годам и более;
- также придется доказать, что за последние три года вас никто не лишал права управления автомобилем.

Если вам удалось окончить инструкторские курсы и получить соответствующую «корочку», пора задуматься о том, как начать свою преподавательскую деятельность. Идеальный вариант - проводить уроки на собственном автомобиле. И если вы являетесь счастливым обладателем чуда на колесах с сердцем внутреннего сгорания, тогда самое время заняться переоборудованием этого чуда.

Похожие публикации