Проект станции технического обслуживания подвески легковых автомобилей. Основы проектирования станций технического обслуживания легковых автомобилей: Учебное пособие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

ФГУ ВПО«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Машиностроительный факультет

Кафедра «Автомобили»

Расчетно-пояснительная записка

к курсовому проекту

по дисциплине«Производственная инфраструктура

сервисного обслуживания»

на тему: «Проектирование станции технического обслуживания

универсального типа для автомобилей зарубежного производства »

Улан-Уд э 2009

Задание к курсовому проектированию

Спроектировать станцию технического обслуживания универсального типа для автомобилей зарубежного производства в г. Улан-Удэ.

Количество автомобилей, необходимых для расчетов, представлено в таблице 1: результаты государственного технического осмотра автотранспортных средств (легковые автомобили).

Таблица 1

Результаты государственного технического осмотра автотранспортных средств (легковые автомобили)

Осмотрено

транспортных

в т.ч. юридических лиц

Признано

исправными

транспортных

в т.ч. юридических лиц

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (сумма строк 2-17, 21)

в том числе

ВАЗ-2101, 02-07 и модификации

ВАЗ-2108. 09 и модификации

ВАЗ-2110 и модификации

ВАЗ-2120 и модификации

"НИВА" ВАЗ - 2123 и модификации

"НИВА" ВАЗ-2121 и модификации

"Ока" ВАЗ -1111 и модификации

"Москвич" - 412 2140 и модификации

"Москвич"-2141 и модификации

ИЖ - 2126 и модификации

ГАЗ-20, 21 и модификации

"ВОЛГА" ГАЗ - 24, 3102, 3110 и модификации

"ВОЛГА" ГАЗ-3111 и модификации

УАЗ-469, 3151 и модификации

УАЗ-3160, 3162 и модификации

иномарки

с правым расположением руля

ЗАЗ и "Таврия" всех модификаций

произведены в России

прочие легковые автомобили

осмотрено с применением средств технического диагностирования

из них на базе подразделений ГИБДД*

со сроком эксплуатации менее 5 лет

со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет

* в подразделения ГИБДД входят межрайонные отделы (отделения) технического осмотра и регистрации ГИБДД (МОТОР), отделы (отделения) технического осмотра и регистрации ГИБДД (ОТОР), специализированные

подразделения государственного технического осмотра ГИБДД.

Перечень листов графической части

Лист 1, А1. Объемно-планировочное решение станции технического обслуживания универсального типа для автомобилей зарубежного производства

Лист 2, А1. Технологическая планировка зоны кузовного ремонта

Лист 3, А1. Технологическая планировка слесарно-механического участка

Аннотация

В данном курсовом проекте произведен технологический расчет станции технического обслуживания универсального типа для автомобилей зарубежного производства по числу комплексно обслуживаемых автомобилей в год по данным ГИБДД г. Улан-Удэ, находящихся в зоне обслуживания проектируемой станции. Выполнен расчет годовых работ, на основе которых определены численность рабочих, число постов ТО и ТР, автомобиле-мест хранения, площади производственных, складских, административно-управленческих и других помещений. На основе технологического расчета произведена технологическая планировка производственных зон и участков, которая представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического и подъемно-транспортного и прочего оборудования, производственного инвентаря, оснастки и инструмента, являясь технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование.

Введение

1. Общие положения организация технологического процесса в СТО

1.1 Организация технологических процессов ТО и ТР

1.2 Организация работ ТО и ТР автомобилей

1.3 Организация диагностирования автомобилей

2. Организация технологического процесса в проектируемой СТО

3. Технологический расчет СТО

3.1 Расчет годового объема работ СТО

3.2 Расчет количества производственных рабочих

3.3 Расчет количества постов и автомобиле-мест хранения

3.4 Выбор технологического оборудования

3.5 Расчет площадей зон и участков

3.6 Схема производственного процесса и структура

4. Список использованных источников

Введение

Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые и на их долю приходится более 60% пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта.

Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями: увеличивается скорость сообщения при поездках; сокращается число штатных водителей; облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т. д.

Однако процесс автомобилизации не ограничивается только увеличением парка автомобилей. Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.

Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, за счет импорта автомобилей из Японии и Европы, усложненной конструкции, увеличение числа лиц, некомпетентных в вопросах обслуживания принадлежащих им транспортных средств, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание новой отрасли промышленности - автотехобслуживания.

Система «Автотехобслуживание» в настоящее время имеет достаточно мощный производственный потенциал. Дальнейшее укрепление этой системы должно предусматривать не только ввод в эксплуатацию новых объектов, но и реконструкцию старых объектов, интенсификацию производства, рост производительности труда и фондоотдачи, улучшение качества услуг за счет широкого внедрения новой техники и передовой технологии, рациональных форм и методов организации производства и труда.

Важнейшими направлениями совершенствования ТО и ремонта легковых автомобилей являются: применение прогрессивных технологических процессов; совершенствование организации и управления производственной деятельностью; повышение эффективности использования основных производственных фондов и снижение материало- и трудоемкости отрасли; применение новых, более совершенных в технологической и строительной части проектов и реконструкция действующих станций технического обслуживания автомобилей с учетом фактической потребности по видам работ, а также возможности их дальнейшего поэтапного развития; повышение гарантированности качества услуг и разработка мероприятий материального и морального стимулирования его обеспечения.

Автомобильный транспорт постоянно развивается. Расширяется применение на легковых автомобилях газобаллонных установок. Это предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания работников станций технического обслуживания, к обеспечению их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда.

Управление производственной деятельностью станций техобслуживания, улучшение условий труда, повышение эффективности трудозатрат и использование основных производственных фондов при рациональных затратах ресурсов также является одной из актуальных задач технической эксплуатации автотранспортных средств.

1 . Общие положения организация технологического процесса в СТО

1.1 Организация технологических процессов ТО и ТР автомобилей

Основой организации работ на СТО является Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей. Данное положение обязательно для всех СТО производящих ТО и ремонт этих автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологичной эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).

ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется владельцем автомобиля перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.

ТО предусматривает выполнение определенного объема, работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО легковых автомобилей по периодичности ЕО один раз в сутки, ТО-1 через 4000 км, ТО-2 через 16000 км пробега.

СО - предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациям заводов-изготовителей.

Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сварочные, слесарные, механические, сварочные, жестяницкие, окрасочные, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.

Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на 2 постах

производственного корпуса в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на участке диагностики, сварочные, жестяницкие, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные, малярные на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся в аккумуляторном участке и частично работы по ремонту оборудования.

1.2 Организация работ ТО и ТР автомобилей

При обслуживании автомобилей на СТО особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность дорожного движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:

При регулировочных работах - накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес, передних колес;

При контрольно-диагностических и крепежных работах - сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, замков дверей, капота и багажника, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;

При обслуживании систем питания и электрооборудования - системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.

ТО-1 проводится через указанную выше периодичность, но не менее 2-х раз в год для выполнения следующих работ:

Контрольно-диагностических - проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверка соединений в рулевом приводе, состояния шин, приборов освещения и сигнализации;

Осмотровых - осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверка зеркал заднего вида, герметичности соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода включения сцепления, резиновых защитных чехлов на приводах и шарниров рулевых тяг, величины свободного хода педали сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровней тормозной жидкости в бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.

Крепежных - крепление двигателя к кузову, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;

Регулировочных - регулировка свободного хода педали сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода

рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжение ремня вентилятора и генератора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.

При ТО-1 также очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений; проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя. В системе электрооборудования очищают аккумуляторную батарею и её вентиляционные отверстия от грязи; проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита в каждой из банок аккумулятора; очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи; проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора, проверяют крепление стартера, катушки зажигания.

ТО-2 рекомендуется проводить с периодичностью, указанной выше, но не менее 1-го раза в год. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации данного агрегата, узла и системы.

При этом устанавливают следующее:

Двигатель - наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;

Система питания двигателя - подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО в отработавших газах для прохождения технического осмотра в ГИБДД, состояние деталей цилиндропоршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;

Смазочная система двигателя - подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;

Система охлаждения двигателя - подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;

Сцепление - пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;

Коробка передач - наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;

Задний мост - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;

Карданный вал и промежуточная опора - зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

Рулевое управление - усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

Рессоры и элементы подвески - наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;

Элементы кузова - наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов Фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

Подтяжку гаек крепления фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе.

Проверяют качество окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек, подвески двигателя.

При ТО-2 кроме объема работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:

Закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

Подтяжку гаек крепления Фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

Регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжение цепи привода механизма газораспределения двигателя, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

ТО-1,ТО-2 и СО выполняется в зоне ТО и ТР на тупиковых постах, оборудованных подъемниками.

При ТР выполняют разборочно-сборочные операции, сварочно-жестяницкие, электротехнические, окрасочные, слесарно-механические.

Рихтовочный цех предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации. В цехе восстанавливают первоначальную форму и прочность ремонтируемого кузова, а также выполняют работы по поддержанию кузова и его механизмов в технически исправном состоянии.

В цехе осуществляют жестяницко-сварочные и арматурно-кузовные работы, которые включают операции по разборке, сборке, правке и сварке деталей кузова и его механизмов, а также изготавливают необходимые для замены детали кузова: панели, вставки, заплаты, косынки.

Автомобили доставляются в рихтовочный цех, как правило, на колесах, аварийные кузова могут быть доставлены на специальных тележках. В последнем случае кузова, как правило, снимают на постах ТР.

Жестяницкие работы предусматривают ремонт, устранение вмятин, трещин, разрывов крыльев, капотов, брызговиков, облицовок радиаторов, дверей и других частей кузовов, а также частичное изготовление несложных деталей для ремонта взамен пришедших в негодность.

Разборочно-сборочные работы включают снятие и установку дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов, применяют различные приспособления и наборы инструментов.

Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова, т. е. перекосов кузова.

Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-рихтовочных работ. Почти все ремонтные операции требуют применения сварки в том или ином объеме. На СТО в рихтовочном цехе применяют газовую и точечную сварку, а в сварочном цехе также применяют электродуговую сварку. Сварку при ремонте применяют при удалении поврежденного участка, правочных работах, установке частей или новых участков кузова и дополнительных деталей, а также заварке трещин, разрывов и пробоин с наложением или без наложения заплат, вставок в зависимости от площади и состоянии поврежденной поверхности кузова. В кузовном сварочном, жестяницком участках работают 3 человека.

Окрасочное отделение предназначено для окраски со снятием старого лакокрасочного покрытия, подкраски местных повреждений, окраски отдельных деталей кузова и нанесения различного вида защитных слоев.

Общий технологический процесс окраски включает подготовку поверхности под окраску, грунтование, шпатлевание, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоев покрытия. При этом необходимо строго соблюдать режимы сушки в сушильной камере, предусмотренные для каждого нанесенного слоя покрытия.

Для подготовки поверхности к окраске осуществляют местное подкрашивание с помощью различных приспособлений и инструментов. Окраску кузова и местное подкрашивание осуществляют краскораспылительным пистолетом способом распыления краски под давлением воздуха.

Электрокарбюраторный цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устранена при ТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.

Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтированные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания устанавливают на автомобиль.

Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.

При ТР электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.

1.3 Организация диагностирования автомобиля

Техническое диагностирование является составной частью технологических процессов приема, ТО и ремонта автомобилей в СТО и представляет собой процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью и без его разборки и демонтажа.

Основными задачами диагностирования на СТО являются следующие: общая оценка технического состояния автомобиля и его отдельных систем, агрегатов, узлов; определение места, характера и причин возникновения дефекта; проверка и уточнение неисправностей и отказов в работе систем и агрегатов автомобиля, указанных владельцем автомобиля в процессе приема автомобиля на СТО, ТО и ремонта; выдача информации о техническом состоянии автомобиля, его систем и агрегатов для управления процессами ТО и ремонта, т. е. для выбора маршрута движения автомобиля по производственным участкам СТО; определение готовности автомобиля к периодическому техническому осмотру в ГИБДД; контроль качества выполнения работ по ТО и ремонту автомобиля, его систем, механизмов и агрегатов; создание предпосылок для экономичного использования трудовых и материальных ресурсов.

При определении действительной потребности в тех или иных видах работ на СТО исходят, как правило, из следующих факторов: имеет ли автомобиль неисправности в настоящий момент, какие агрегаты и узлы находятся на стадии отказа и каков их остаточный ресурс. Последнее определяется не во всех случаях из-за сложности.

Все неисправности и отказы, возникающие в процессе эксплуатации автомобилей, сопровождаются шумом, вибрациями, стуками, пульсациями давления, изменениями функциональных показателей - мощности, тягового усилия, давления и так далее. Этим сопутствующим неисправностям и отказам признаками могут служить диагностические параметры. Диагностический параметр косвенно характеризует работоспособность элемента или агрегата, системы автомобиля.

Одним из основных требований, которым должна отвечать организация работ на СТО, является обеспечение гибкости технологических процессов в зонах ТО и ремонта, возможность различных сочетаний производственных операций. Роль связующего элемента управления выполняет диагностирование.

В процессе производства на СТО выполняются следующие виды диагностирования: заявочное диагностирование; техническое диагностирование при ТО и ремонте автомобиля, связанное с регулировками; контрольное диагностирование.

Заявочное диагностирование, получившее на СТО наибольшее распространение, проводится по заявке владельца автомобиля. Этот вид диагностических работ проводится в присутствии владельца автомобиля для получения подробной и объективной информации о состоянии технического средства. Осуществляется заявочное диагностирование непосредственно на посту диагностирования оператором-диагностом. В отдельных случаях здесь же производится устранение неисправностей - замена свечи зажигания, регулировка карбюратора.

Диагностирование автомобилей при ТО и ремонте в основном используется для проведения контрольно-регулировочных работ, уточнения дополнительных объемов работ по ТО и ремонту автомобилей, корректировке маршрута перемещения автомобиля к рабочим постам производственных участков СТО. Это диагностирование проводится в электрокарбюраторном цехе и на посту диагностики. Применение диагностирования при ТО и ремонте автомобиля позволяет существенно снизить трудоемкость проведения многих контрольно-регулировочных работ, повысить их качество за счет исключения разборочно-сборочных работ, связанных с необходимостью непосредственного измерения структурных параметров автомобиля (зазора между контактами прерывателя, рычагами и толкателями клапанов). Экономия времени может быть получена и за счет сокращения подготовительно-заключительных операций, например, при проверке тяговых качеств автомобиля.

Контрольное диагностирование проводится для оценки качества выполненных на СТО работ по ТО и ремонту автомобиля, его систем и агрегатов. Качество выполненных работ может быть проверено на диагностическом оборудовании поста диагностики.

На посту диагностирования в порядке исключения допускается устранение мелких неисправностей, включая замену отдельных деталей. Если в процессе диагностирования выявляются неисправности, которые препятствуют его дальнейшему проведению и не могут быть оперативно устранены на месте, то процесс прерывается, автомобиль направляется на соответствующий участок или зону для устранения дефекта, а затем возвращается для окончательного диагностирования.

На посту диагностирования допускается проведение некоторых работ ТО и ТР, если их выполнение не затрудняет процесс диагностирования и без них диагностирование не может быть проведено или если перемещение автомобиля на другой пост нецелесообразно из-за технологической родственности операции.

Технологический процесс диагностирования определяет перечень и рациональную последовательность выполняемых операций, их трудоемкость, квалификацию оператора-диагноста, технические условия на выполнение работ. Перечень операций включает подготовительные, контрольно-диагностические и регулировочные операции.

На СТО с ограниченным уровнем специализации применяется комплексное, многоцелевое использование диагностического оборудования во избежание простоя рабочих постов. Комплексное диагностирование - это проверка всех параметров автомобиля в пределах технических возможностей диагностического оборудования.

Использование диагностического оборудования позволяет на основании достоверной информации о техническом состоянии автомобиля рационально организовать технологический процесс ТО и ремонта, правильно распределять материальные и трудовые ресурсы и получать значительный экономический эффект. Систематическое диагностирование и оптимальное регулирование агрегатов и систем автомобилей с использованием диагностического оборудования обеспечивают уменьшение расхода топлива, шин, запасных частей и трудовых затрат.

2 . Организация технологического процесса в проектируемой СТО

Станция технического обслуживания является станцией универсального типа для автомобилей зарубежного производства. СТО выполняет весь комплекс работ по поддержанию технически исправного состояния автомобилей, а также установку дополнительного оборудования. СТО оказывает такие виды услуг, как:

Диагностика двигателя в целом;

Диагностика ходовой части;

Диагностика и установка углов управляемых колес;

Диагностика систем ABS, APS;

Текущий и капитальный ремонт инжекторных и дизельных двигателей;

Ремонт автоматических и механических коробок перемены передач;

Ремонт ходовой части;

Кузовной ремонт;

Замена масла в двигателе;

Аппаратная замена трансмиссионного масла коробке перемены передач;

Аппаратная замена спецжидкостей в системе охлаждения, тормозной системе, системе кондиционирования салона;

Шиномонтаж и балансировка колес;

Мойка и химчистка салона автомобилей.

3 . Технологический расчет СТО

3.1 Расчет годового объема работ СТО

Годовой объем работ станции технического обслуживания включает техническое обслуживание, текущий ремонт, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдачи автомобилей.

Годовой объем работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту находится по формуле:

Т ТО-ТР =N СТО ·L Г ·t ТО-ТР, чел.-час(1)

где N СТО - число условно обслуживаемых автомобилей на СТО, где

L Г - средний годовой пробег автомобилей, км;

t ТО-ТР - скорректированная удельная трудоемкость на 1000 км, чел.-час.

N СТО =А·К обс. ,(2)

где А - количество условно обслуживаемых автомобилей;

К обс =0,3 - коэффициент, определяющий количество клиентов, пользующихся услугами СТО;

t ТО-ТР = t ТО-ТР.норм ·К П ·К К,(3)

где t ТО-ТР.норм - норма трудоемкости равна 2,7 чел.-час;

К П - коэффициент, учитывающий число постов СТО, равный 0,9;

К К - коэффициент, учитывающий климатические условия, равный 1,1.

t ТО-ТР =2,7·0,9·1,1=2,673 чел.-час

Годовой объем уборочно-моечных работ определяется исходя из числа заездов на СТО автомобилей в год и средней трудоемкости работ.

Т УМР =N СТО ·d·t УМР, чел.-час, (4)

где N СТО - число условно обслуживаемых автомобилей на СТО;

d - число заездов одного автомобиля на СТО в год;

t УМР - средняя трудоемкость одного заезда, равна 0,15 чел.-час.

Годовой объем работ по самообслуживанию СТО.

Работы по самообслуживанию выполняются рабочими производственных участков. Вспомогательные работы 15-20 % от Т ТО-ТР:

Т всп. =0,15·60463,2=9069,48 чел.-час.

Т сам. = Т всп. ·(50/100)=9069,48 ·(50/100)=4534,74 чел.-час.

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей находится по формуле:

Т П.В =N З.Г ·t П.В, чел.-час,(5)

где N З.Г - число заездов автомобилей в год;

t П.В - трудоемкость работ по приемке и выдаче равна 0,6 чел.-час.

N З.Г =2·2262=4524 заездов

Все показатели по годовому объему работ СТО сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Показатели по годовому объему СТО

Наименование показателей

Обозначение

Количество

Число условно обслуживаемых автомобилей на СТО, автомобилей

Средний годовой пробег автомобилей, км

Годовой объем работ по ТО и ТР, чел.-час.

Число заездов автомобиля на СТО в год

Годовой объем работ по самообслуживанию, чел.-час.

Годовой объем работ по приемке и выдачи автомобилей, чел.-час.

3.2 Расчет количества производственных рабочих

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР легковых автомобилей. Различают технологически необходимое и штатное число производственных рабочих.

Технологически необходимое число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы СТО

Р Т =Т СТО /Ф Т, чел.(6)

Ф Т - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, час.

Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной рабочей недели, определяется продолжительность смены и числом рабочих дней в году.

Ф Т =(Д к.д -Д в.д -Д п.п)·Т см,(7)

где Д к.д - количество календарных дней в году, 365 дн.;

Д в.д - количество выходных дней в году, 52 дн.;

Т см - продолжительность смены, 12 ч.;

Д п.п - количество праздничных дней в году, 5 дн.

Ф Т =(365-0-5)·12=4320 ч.

Р Т =68519,34/4320=16 чел.

Штатное число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной и годовой производственной программы станции технического обслуживания

Р Ш =Т СТО /Ф Ш,(8)

где Т СТО - годовой объем работ СТО, чел.-час.;

Ф ш - годовой фонд времени штатного рабочего, час.

Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте.

Ф Ш =Ф Т -(Д отп. +Д у.п)·Т см,(9)

где Д отп. - количество дней отпуска рабочего равно 30 дней.

Д у.п - количество дней невыхода на работу по уважительным причинам равно 5 дням.

Ф Ш =4320-(30+5)·12=3900 ч.

Р Ш =68519,34/3900=18 чел.

3.3 Расчет количества постов и автомобиле-мест хранения

Количество постов СТО определяется по формуле:

Х СТО =Т СТО ·ц/Ф П ·N П,(10)

где Т СТО - годовой объем работ СТО, чел.-час.;

Ф П =Д р.г ·Т см ·с·з,(11)

с - число смен;

з - коэффициент использования рабочего времени поста (0,9).

Количество постов технического обслуживания и ремонта автомобилей:

Х ТО-ТР =Т ТО-ТР ·ц/Ф П ·N П,(12)

где Т ТО-ТР - годовой объем работ по ТО и ТР, чел.-час;

ц - коэффициент, характеризующий неравномерность поступления автомобилей на пост СТО, равен 1,1;

Ф П - годовой фонд работы поста, ч.;

N П - число рабочих на посту, чел.

Годовой фонд работы поста найдем по формуле:

Ф П =Д р.г ·Т см ·с·з,(13)

где Д р.г - число дней работы в году СТО, дн.;

Т см - продолжительность смены, ч.;

с - число смен;

з - коэффициент использования рабочего поста (2).

Количество постов уборочно-моечных работ находится по формуле:

Х УМР =Т УМР ·ц/Ф П ·N П,(14)

где Т УМР - годовой объем уборочно-моечных работ, чел.-час.;

ц - коэффициент, характеризующий неравномерность поступления автомобилей на пост СТО, равен 1,1;

Ф П - фонд рабочего времени поста уборочно-моечных работ, ч.;

N П - число рабочих на посту, чел.

Количество автомобиле-мест хранения:

Х Х =N с ·Т пр /Т в,(15)

где N с - суточное число заездов автомобилей на СТО, а/м;

Т пр - время приемки автомобиля в смену, ч.;

Т в - время выдачи автомобилей в смену, ч.

Количество автомобиле-мест ожидания перед ТО и ТР принимается, как 0,3 на один рабочий пост.

Х ож =0,3·Х СТО (16)

Показатели числа постов и автомобиле-мест хранения сведены в таблицу 3.

Таблица 3

Показатели числа постов и автомобиле-мест хранения

Наименование показателей

Обозначение

Количество

Количество постов на СТО, пост.

Годовой объем работ СТО, чел.-час.

Коэффициент, характеризующий неравномерность поступление автомобилей на пост СТО

Фонд рабочего времени поста, час.

Количество рабочих на посту, чел.

Годовой объем работ ТО и ТР, чел.-час.

Количество постов ТО и ТР, пост.

Количество дней работы в году поста, дн.

Продолжительность смены, ч.

Количество смен, смен.

Годовой объем уборочно-моечных работ, чел.-час.

Количество постов уборочно-моечных работ, пост.

Количество автомобиле-мест хранения

Количество заездов автомобилей на СТО в сутки, а/м

Количество мест ожидания

Распределение годового объема работ показано в таблице 4.

Таблица 4

Распределение годового объема работ

Наименование видов работ

Т СТО, чел.-час

Кузовной участок

Посты То и ТР

Пост диагностики

Пост установки углов управляемых колес

Пост шиномонтажа

Посты замены масла

Уборочно-моечные работы

3.4 Выбор технологического оборудования

Выбор оборудования основан на его универсальности, его способности использоваться с большей отдачей и сравнительно небольшой трудоемкостью обслуживания.

Оборудование, необходимое для постов ТО и ТР, показано в таблице 5.

Таблица 5

Оборудование, необходимое для постов ТО и ТР

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Подъемник двухстоечный электрогидравлический INT2402Н (513)

Тип - стационарный двухстоечный с электроприводом. Грузоподъемность 3000 кг; высота подъема 1800 мм; мощность привода 1,5х1 кВт; габаритные размеры 2450х4100х3200 мм; масса 1275 кг.

Шкаф для инструмента и материала

Металлический разборный, габаритные размеры 880х500х1600 мм; масса 20 кг.

Ларь для отработавших деталей и отходов

Металлический, габаритные размеры 400х800х450 мм; масса 20 кг.

Слесарный верстак

Шкаф для инструмента

Металлический, габаритные размеры 8800х500х1600 мм

Станок для обработки плоских разъемов шатуна МЕ 150 (AZ-Италия)

Мощность электродвигателя 0,75 кВт; диаметр абразивного круга 178 мм; габаритные размеры 560х480х500 мм

Шкаф для приборов

Металлический, габаритные размеры 1200х600х700 мм

Пресс электрогидравлический

Напряжение питания 380В; габаритные размеры 2000х700х1600 мм.

Станок для ремонта двигателей FWII (США)

Напряжение питания 380В; мощность электромотора 0,5 кВт; габаритные размеры 889х393х279 мм.

Стенд для разборки-сборки двигателей

Габаритные размеры 889х393х279 мм.

Стеллаж для деталей

Металлический. Габаритные размеры 1400х4503х1500 мм.

Ванна для промывки деталей и узлов

Металлическая, габаритные размеры 400х800х450 мм; масса 10 кг.

Станок для хонингования цилиндров СН 150 (AZ-Италия)

Давление воздуха в магистрали 0,6 МПа; Потребляемая мощность 3 кВт; габаритные размеры 1400х1600х2000 мм

Станок для комплексной обработки цилиндров F84S (ROTTLER - США)

Напряжение питания 380В; давление воздуха в магистрали 0,6 МПа; габаритные размеры стола 660х1422 мм.

Станок для обработки седел клапанов VV80 (AZ-Италия)

Мощность электродвигателя 0,4 кВт; габаритные размеры 1650х880х1820 мм.

Станок для обработки шлицевых разъемов шатуна BL 50 (AZ-Италия)

Мощность электромотора 1,1 кВт; габаритные размеры 750х650х1350 мм.

Горизонтально-расточной станок для обработки постелей коленчатых и распределительных валов ВАС 1500 (AZ-Италия)

Потребляемая мощность 1,6 кВт; габаритные размеры 3200х830х1500 мм.

Станок для заточки инструмента

Напряжение питания 220В; габаритные размеры 1050х700х1200 мм.

Вертикально-сверлильный станок

Напряжение питания 380В; габаритные размеры 1200х800х1400 мм.

Настольно- сверлильный станок

Напряжение питания 220В; габаритные размеры 710х390х400 мм.

Стол для контроля и сортировки деталей

Металлический. Габаритные размеры 2000х800х1000 мм.

Ларь для отходов

Металлическая. Габаритные размеры 400х400х500 мм.

Площадь, занимаемая оборудованием, равна 36,64 м 2 .

Оборудование, необходимое для поста установки углов управляемых колес показано в таблице 6.

Таблица 6

Оборудование для поста установки углов управляемых колес

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Кордовый стенд для контроля и регулировки углов управляемых колес RAV 1660 А RAVAGLIOLI (Италия)

Размеры диагностической стойки 900х700х1200 мм.

Подъемник четырехстоечный электрогидравлический Techno 428 OMA (Италия)

Грузоподъемность 6 т; мощность привода 3,0х1 кВт; высота подъема 1750 мм, время подъема/отпускания 55/- с; габаритные размеры 3000х5500х1750 мм

Шкаф для инструментов и материала

Металлический разборный, габаритные размеры 700х 1625х1800 мм; масса 15 кг.

Слесарный верстак

Габаритные размеры 600х1420х1200 мм; масса 95 кг.

Шкаф инструментальный передвижной

Металлический, габаритные размеры 1000х400х400 мм; грузоподъемность 116 кг.

Площадь, занимаемая оборудованием, равна 84,1 м 2 .

Оборудование, которое находится на посту шиномонтажа и балансировки колес, показано в таблице 7.

Таблица 7

Оборудование для поста шиномонтажа и балансировки колес

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Электровулканизатор мод. 6134

Электрический, напряжение 220 В, габаритные размеры со столом 450х400х1200 мм, масса 14,5 кг.

Слесарный верстак

Ларь для отходов

Металлический, габаритные размеры 300х500х500, масса 9 кг.

Ванна для проверки камер

Металлическая, габаритные размеры 600х500 мм.

Компрессор мод. К-2

Передвижной, электрический. Производительность 0,63 м/мин, давление сжатого воздуха 1 МПа, мощность 5,5 кВт, габаритные размеры 1300х650х600, масса 270 кг.

Клеть для накачки шин

Металлическая разборная, габаритные размеры 240х650х600 мм, масса 20,5 кг.

Стенд для демонтажа шин, мод. Ш-516

Источник питания 380 В, производительность 20-24, габаритные размеры 1005х520х1080 мм, масса 260 кг.

Стеллаж для покрышек

Металлический, разборный, габариты 500х800х1600 мм, масса 16 кг.

Шероховальный станок

Электромеханический, настольный, габариты со столом 450х280х1100 мм, масса 13 кг.

Шкаф для инструмента

Стенд для балансировки колес

Электрический, напряжение 220 В, габариты 250х650х1200 мм, масса 30 кг.

Площадь, занимаемая оборудованием, равна 3,638 м 2 .

Оборудование, необходимое для постов замены масла и спецжидкостей, показано в таблице 8.

Таблица 8

Оборудование для постов замены масла и спецжидкостей

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Пневматический (вакуумный) сборщик отработанного масла Meclube 1442 (Италия)

Максимальное разряжение 0,5 бар; температура масла в агрегатах 60-80 єС; заполнение резервуара 2/3 объема; объем емкости 10 л; габаритные размеры 500х500х1500 мм.

Маслораздатчик 137-18 Euroclube (Швеция)

Тип - пневматический передвижной. Рабочее давление от 3,5 до 8 бар; соотношение давления масла на выходе к давлению подаваемого воздуха 3:1; габаритные размеры 500х500х1200 мм.

Тележка-поддон 1459 Meclube (Италия)

Габаритные размеры 1200х550х200 мм.

Установка для обслуживания систем кондиционирования Cool Tech AC500PRO-E (США)

Тип - автоматический. Мощность компрессора регенерации 500Вт; производительность вакуумного насоса 100 л/мин; габаритные размеры 600х500х1200 мм.

Слесарный верстак

Габаритные размеры 1380х600х1200 мм. Масса 95 кг.

Шкаф для инструмента

Металлический, разборный, габариты 1000х450х1200, масса 40 кг.

Шкаф инструментальный передвижной

Металлический, габаритные размеры 1000х400х400 мм; грузоподъемность 116 кг.

Площадь, занимаемая оборудованием, равна 6,8 м 2 .

Оборудование для поста мойки и химчистки салонов автомобилей показано в таблице 9.

Таблица 9

Оборудование для поста мойки

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Аппарат для мойки HDS 2000 Super KДRHER (Германия)

Тип - передвижная шланговая. Производительность 1850 л/ч; давление 180 бар; потребляемая мощность 13,4 кВт; подогрев воды до 80 єС; габаритные размеры 800х700х1000 мм.

Пылесос для уборочных работ салона NT27/1 KДRHER (Германия)

Режим уборки - сухой/моющий. Расход воздуха 67 л/с; потребляемая мощность 1380 Вт; масса 7,5 кг; габаритные размеры 420х420х525 мм.

Пылесос для уборочных работ салона Puzzi 200 KДRHER (Германия)

Режим уборки - химическая чистка. Расход воздуха 54 л/с; потребляемая мощность 1250 Вт; масса 12,1 кг; габаритные размеры 665х320х435 мм.

Слесарный верстак

Габаритные размеры 1380х600х1200 мм. Масса 95 кг.

Шкаф для принадлежностей

Металлический, разборный, габариты 1000х450х1200, масса 40 кг.

Площадь, занимаемая оборудованием, равна 2,8 м 2 .

Оборудование для поста диагностики показано в таблице 10.

Таблица 10

Оборудование для поста диагностики

Наименование оборудования

Краткая характеристика

Число единиц

Площадь, м 2

Установка для очистки топливных систем бензиновых двигателей ECS-300е MOTORVAC (США)

Автоматическая. Напряжение питания 12В; габаритные размеры 600х500х1200 мм.

Установка для очистки топливных систем дизельных двигателей IDT-4000i MOTORVAC (США)

Автоматическая. Напряжение питания 12В; габаритные размеры 700х600х1100 мм.

Стенд «люфт-детектор» модели RAV 200-2001 для диагностики зазоров в подвеске и рулевом управлении

Стенд встроен в платформы ножничного подъемника.

Подобные документы

    Проектирование поста общего диагностирования на 308 автомобилей ЗИЛ-131Н. Расчет производственной программы, годового объема работ, численности выпускающих рабочих и подбор оборудования. Составление технологической карты на виды работ по диагностированию.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2011

    Расчет годового объема работ, фонда времени штатного рабочего, числа производственных рабочих, числа постов, площади участка. Подбор технологического оборудования. Описание технологического процесса по обслуживанию и ремонту автомобилей семейства ВАЗ.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2014

    Технологический расчет необходимых площадей, количества оборудования и технологической взаимосвязи производственных отделений и оборудования АТП. Расчет площадей зон ТО и ТР, производственных участков, складских помещений, зоны хранения автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2008

    Расчет производственной программы, годового объема работ и численности производственных рабочих. Расчет производственных площадей. Организация технологического процесса. Технологическая карта проектирования аккумуляторного отделения для автобусов.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Обоснование мощности проектируемой станции технического обслуживания автомобилей. Расчет годового объема станции технического обслуживания и определение числа производственных рабочих. Разработка технологического процесса диагностирования двигателей.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2014

    Состав вспомогательных помещений АТП и их площади. Определение суточной программы по диагностированию. Расчет годового объема работ. Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих. Расчет площади зон стоянки (хранения) автомобилей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Технологические процессы диагностики и ремонта передней подвески автомобиля. Определение годового объема работ СТОА. Расчет численности производственных рабочих, необходимого количества постов; подбор оборудования. Планировочное решение участка, зоны.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Расчет штатного числа производственных рабочих, годового объема работ, числа постов и площади участка станции технического обслуживания. Подбор технологического оборудования и производственного инвентаря. Рекомендуемый режим производства на СТОА.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Проектирование годового объема работ на СТОА согласно нормативам и справочным данным. Определение численности рабочих мест, количества инженерно-технических работников. Расчет площадей СТОА, потребности в основных ресурсах. Обоснование графической части.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Диагностирование как один из элементов процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей. Характеристика автомобиля ГАЗ-2410. Проектирование поста диагностирования, расчет годовой производственной программы, объема работ и численности рабочих.

Введение

1. Исходные данные к курсовой работы

3. Расчет количества постов предприятия автосервиса

4. Расчет параметров производственной базы

5. Расчет капитальных вложений

6. Расчет количества производственного персонала

7. Состав затрат на выполнение работ (оказание услуг)

7.1 Расчет затрат на запасные части

7.2 Затраты на содержание помещения

7.2.1 Затраты на освещение

7.2.2 Затраты на отопление

7.2.3 Затраты на потребление водоресурсов

7.2.4 Затраты на водоресурсы, необходимые для уборки помещения

7.2.5 Затраты на содержание и обслуживание оборудования

7.2.6 Затраты на амортизацию

7.3. Расчет фондов заработной платы

8. Смета затрат

9. Расчет финансовых результатов на предприятиях автосервиса

10. Расчет показателей экономической эффективности

Заключение

Библиографический список


Введение

Проектирование новых станций технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА), их реконструкция, расширение осуществляются по общим правилам проектирования предприятий, зданий и сооружений в соответствии со СНиП 1.02.01-85.

Особую роль при разработке проектов СТОА играет технологическое проектирование, результаты которого во многом определяют технический уровень производства ТО и ТР автомобилей и служат основой для разработки других частей проекта, что оказывает существенное влияние на качество проекта в целом. В основу технологического проектирования положены современные технология и организация производства ТО и ТР автомобилей, максимальная механизация производственных процессов, эффективное использование площадей, рациональное взаимное расположение производственных, складских и вспомогательных помещений.

В нашей стране на сегодняшний день парк легковых автомобилей увеличивается. Также возрастает потребность в техническом обслуживании и техническом ремонте легковых автомобилей.

В связи с этим ростом, возникает необходимость строительства новых станций технического обслуживания легковых автомобилей.

Одной из первых (и самых сложных) проблем для такого бизнеса может стать выбор места. Эта проблема довольно остра. От места, как и в любом другом бизнесе по оказанию услуг населению, зависит многое. Хотя автовладелец - имеет возможность проехать километр-другой в поисках условий получше ему, но практика показывает, что большинство из них идет по пути наименьшего сопротивления - то есть при отсутствии четких предпочтений обращается в тот автосервис, который оказался под рукой. Весьма действенна, кстати, самая незатейливая реклама - «наружка» у въезда к автосервису, то есть и для привлеченных с помощью рекламы клиентов в конечном счете решающим фактором выбора стало то обстоятельство, что автосервис оказался у них на пути.


1. Исходные данные к курсовой работе

Исходные данные представлены в таблице 1:

Таблица 1- Исходные данные


2. Расчет годового объема работ предприятия автосервиса

Годовой объем работ предприятия автосервиса включает работы по ТО и ТР легковых автомобилей и приемке-выдаче.

Для расчета годового объема работ

необходимо произвести распределение обслуживаемого парка по классам легковых автомобилей (таблица 2).

Таблица 2-Распределение парка легковых автомобилей по классам

Распределение парка легковых автомобилей по классам осуществляется, исходя из числа обслуживаемых легковых автомобилей в год, в соответствии с заданным вариантом, с учётом среднестатистических данных о сложившейся структуре парка легковых автомобилей в стране (таблица 2).

Рассчитаем удельную трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей, чел*час /1000 км, которая рассчитывается по формуле (1):

(1) - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей по ОНТП, чел*час/1000 км; - коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от числа рабочих постов по ОНТП, составляет 1,05; - коэффициент корректирования в зависимости от климатического района по ОНТП, составляет 1.

Тогда удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей составляет:

.

Расчет удельной трудоемкости ТО и ТР сводится в таблицу 3.

Таблица 3-Расчет удельной трудоемкости ТО и ТР

Класс легковогоавтомобиля Нормативнаяудельная трудоемкостьТО и ТР,чел*час/1000 км УдельнаятрудоемкостьТО и ТР,чел*час/1000 км
Особо малый 2 1,05 1 2,1
Малый 2,3 1,05 1 2,42
Средний 2,7 1,05 1 2,84

Годовой объем работ по ТО и ТР легковых автомобилей, чел*час, рассчитывается по формуле (2):

; (2)

где А – число обслуживаемых легковых автомобилей

L – среднегодовой пробег 1 легкового автомобиля составляет 19300 км.

- удельная трудоемкость ТО и ТР, чел*час/1000 км

Расчет годового объема работ по ТО и ТР сводится в таблицу 4.

Тогда годовой объем работ по ТО и ТР легковых автомобилей составит:


чел*час.

Таблица 4-Расчет годового объема работ по ТО и ТР

Класслегковогоавтомобиля ЧислоАвтомобилейА Средне-годовойпробег, км L Удельнаятрудоемкость,чел*час/1000 кмt Годовойобъем работ по ТО и ТР,чел*час
Особо малый 114 19300 2,1 4620,4
Малый 570 19300 2,42 26567,4
Средний 76 19300 2,84 4158,4
ИТОГО 760 35346,2

Данный годовой объем работ предусматривает выполнение всех работ по ТО и ТР (100%) на предприятии автосервиса. Реально выполняется только 25-35 % объема работ по ТО и ТР для отечественных автомобилей и 80-90% для иномарок. Остальная часть работ ТО и ТР выполняется автовладельцами своими силами.

Расчетный годовой объем работ, чел*час, рассчитывается по формуле (3):

(3)

Тогда расчетный годовой объем работ отечественных автомобилей составит:

чел*час.

Годовой объем работ по приемке и выдаче, чел*час, рассчитывается по формуле (4).


(4)

Под планировкой СТО понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий (сооружений), предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Основным условием, определяющим планировочные решения, являются технологические связи отдельных производственных участков СТО, а также строительные нормы и правила предприятий по обслуживанию автомобилей.

Несмотря на многообразие факторов, оказывающих различное влияние на планировку, имеется ряд общих положений и требований к проектированию СТО, которые необходимо учитывать при проектировании и реконструкции СТО. К ним относятся:

соответствие планировки схеме производственного процесса и технологическому расчету;

расположение основных подсистем (зон) и производственных участков (элементов) подсистемы комплекса подготовки производства предприятия по возможности в одном здании под общей крышей, избегая деления предприятия на мелкие помещения;

унификация конструктивных и объемно-планировочных решений зданий;

стадийное развитие предприятия и возможности его реконструкции без значительных перестроек и нарушения функционирования;

гибкость производственных процессов, легкость их моделирования и возможность изменения технологии производства;

безопасность производства и удобство выполнения работ, а также создание наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства;

простота маневрирования автомобилей в зданиях;

организация одностороннего закольцованного движения автомобилей и наличие внутреннего сообщения между производственными подразделениями, рациональное использование площадей за счет технологически оправданного взаимного расположения помещений, применения экономичных способов расстановки автомобилей, использования конструктивных схем зданий, при которых не требуется устройства промежуточных опор или ограничения их количества;

обязательное превышение площади земельного участка для предприятия площади застройки не менее чем в 3-4 раза.

Удобными считаются горизонтальные участки, имеющие небольшую длину вдоль проезда общего пользования.

В дополнение к перечисленным требованиям, должно быть деление на две сообщающиеся основные части: 1) обслуживание клиентов и обслуживание автомобилей; 2) обеспечение клиентов максимальными удобствами путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

Реализации перечисленных положений и требований способствуют широкое применение типовых проектов.

Генеральный план

Генеральный план предприятия - это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки безгаражного хранения, подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

К преимуществам второго способа (т. е. при разобщенной застройке) относятся уменьшение пожарной опасности и упрощение планировочного решения. Применение разобщенной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, ставником развилки предприятия или при его реконструкции, а так же в условиях теплого и жаркого климата.

Мойку подвижного состава всех категорий допускается размещать в отдельно стоящих зданиях. В нашем случае уборочно-моечный участок расположен вне производственного корпуса.

При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы, между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проезда, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обуславливающих противопожарные и санитарные требования (СНиП 11-88-80).

Существенное значение имеет взаимное расположение производственных и вспомогательных административно-бытовых зданий. Последние как правила, должны располагаться вблизи от главного входа на территорию СТО, т.е. со стороны основного подхода работающих.

Около вспомогательного здания следует предусматривать площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия.

Вспомогательные помещения, как правила, располагают в пристройках к производственным зданиям. Их можно размещать и в отдельно стоящих зданиях для уменьшения вредных производства. Однако при этом они должны соединяться с производственным корпусом.

Здания и сооружения следует располагать с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривание площадки и предотвращение снежных заносов.

При разработке генеральных планов здания и сооружения производственными процессами, сопровождаются выделением в атмосферу газа и пыли, а так же взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны.

Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями, желательно ориентировать таким образом, чтобы оси фонарей были перпендикулярны или находились под углом 45 градусов к преобладающему положению ветров в летний период. При размещении на территории СТО площадок для открытого хранения подвижного состава расстояния от них до зданий и сооружений принимаются по СНиП 11-93-74 в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений.

При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки.

Движение автомобиля по территории предприятия рекомендуется предусматривать односторонне кольцевое, обеспечивающее отсутствие встречных потоков и пересечений.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее трех метров при одностороннем и шесть метров при двухстороннем движении. Исходя из противопожарных требований, ко всем зданиям предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных машин:

  • - с одной стороны- при ширине здания свыше 18--100 метров;
  • - со всех сторон - при ширине здания более 100 метров.

Показатели генерального плана (см. рисунок 2.1):

  • - общая площадь застройки - 7500 м 2 ;
  • - площадь основных помещений - 2200м 2 ;
  • - площадь вспомогательных помещений - 750 м 2 ;
  • - площадь озеленения - 1000 м 2 ;
  • - площадь стоянки автомобилей - 600 м 2 .

Объемно-планировочные решения производственного корпуса

Объемно-планировочное решение производственного корпуса подчинено его функциональному назначению и разработано с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, необходимости обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенных изменений реконструкции здания, требований к охране окружающей среды, противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а так же ряда других требований, связанных с отоплением, вентиляцией и проч.

Монтаж производственного корпуса осуществлен из сборных унифицированных, в основном железобетонных, конструктивных элементов (фундаментные блоки, колоны, балки, фермы и прочее), изготовляемых индустриальными способом.

Сетка колон измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях, меньшее расстояние называют шагом колон, а большее пролетом.

Размеры пролетов и шаг колон, как правила должны быть кратны 6 метрам. Принимаем сетку колонн 18х12 с шагом 6м.

На территории производственного корпуса расположены 11 зон и участков:

  • - кузовной участок;
  • - окрасочный участок;
  • - обойный участок;
  • - агрегатный участок;
  • - слесарно-механический участок;
  • - шиномонтажный участок;
  • - электротехнический участок;
  • - участок ремонта приборов системы питания;
  • - аккумуляторный участок;
  • - зона ТО и ТР;
  • - зона диагностики.

Рисунок 2.1. Генеральный план СТОА

1 - производственный корпус; 2 - навес для отремонтированных автомобилей; 3 - открытая стоянка автомобилей; 4 - трансформаторная; 5 - компрессорная; 6 - очистные сооружения; 7 - административное здание; 8 - автономное теплоснабжение; 9 - скважина; 10 - автономное энергоснабжение; 11 - складские помещения; 12 - складские помещения


Рисунок 2.2. Производственный корпус

1 - Посты ТО и ТР; 2 - зона приема автомобилей; 3 - клиентская; 4 - магазин запчастей; 5 - пост диагностики; 6 - шиномонтажный участок; 7 - электротехнический участок; 8 - аккумуляторный участок; 9 - агрегатный участок; 10 - участок по ремонту топливной аппаратуры и карбюраторов; 11 - окрасочная камера; 12 - обойный участок; 13 - сварочно-кузовной участок; 14 - слесарно-механический участок

Автосервис — это место оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств. Как любой объект строительства, он требует профессионального подхода на этапе подготовки проектной документации. Вот почему проект автосервиса должен разрабатываться квалифицированными инженерами.

Виды автомастерских

Прежде всего, различают мастерские по ремонту автомобилей:

  1. Дилерские

Функционируют под контролем крупных компаний-производителей автомобилей. Характеризуются высоким уровнем оказываемых услуг согласно установленным стандартам, высококвалифицированными кадрами, наличием профессионального оборудования.

  1. Независимые

К такому типу относятся любые СТО с собственным автопарком, которые не работают в составе дилерских сетей, не являются структурным подразделением какого-либо предприятия.

  1. Специализированные

Предназначены для обслуживания машин конкретной марки.

Также по вместительности автосервисы могут быть: на один пост, два или более постов.

Готовый проект - что это?

Типовой проект автосервиса позволяет сократить расходы на проектные работы, так как многие вопросы проектирования в нем уже решены. Вместе с тем заказчик экономит время на прохождения государственной экспертизы, так как вся документация уже подготовлена, проверена строительством и другими заказчиками.

Состав типового проекта

  1. Пояснительная записка
  2. Генеральный план
  3. Схема инженерных коммуникаций
  4. Архитектурно-строительные, объемно планировочные, конструктивные решения.

Более подробное содержание можно изучить по ссылке.

Сопровождение и доработка

Любое типовое решение на нашем сайте может быть доработано инженерами по требованию заказчика. При этом специалисты помогут пройти госэкспертизу измененной документации, а также будут сопровождать проект на всех этапах его реализации.

Нормы и правила проектирования автосервисов

  1. СНиП 21-01-97 ”Пожарная безопасность зданий и сооружений”;
  2. СП 2.13130.2012 “Системы противопожарной защиты”
  3. СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”
  4. ВСН 01-89 “Предприятия по обслуживанию автомобилей”
  5. СП 113.13330.2016 “Стоянки автомобилей”
Похожие публикации