Принцип работы валидатора в автобусе. Что внутри валидатора? Вопросы к разработчикам новой системы оплаты проезда и краш-тест устройства

Доброго времени суток. В этой статье мы рассмотрим работу системы безналичной оплаты проезда общественного транспорта от Сбербанка. Проверяем всё на Иркутском транспорте.

Если вы не читали первую статью, то рекомендую сначала ознакомится с ней . Суббота 15 апреля стала для меня волшебной. Именно в этот день я заметил в 67 автобусе рабочий терминал. Меня это обрадовало. Может быть конечно оплату запустили и раньше, потому что последний раз на «продвинутом» транспорте я ехал в среду.

И вот настал момент истины. Я достаю свою бесконтактную банковскую карту, прохожу к передней двери и спрашиваю у водителя: «Картой можно заплатить?». На что я получаю ответ: «Да. У Вас карта с WI-FI?». Немного неожиданно. Как я уже говорил в предыдущей статье, у многих людей значок бесконтактной оплаты ассоциируется с WI-FI. Можно конечно было сказать: «С WI-FI карты у меня нет, но есть бесконтактная». Но я, не став посвящать водителя в технические подробности, банально ответил: «Да».

Терминал



Водитель повернул ко мне терминал, нажал зелёную кнопку, я приложил карту. Ни прошло и секунды, как полез чек. Я попытался взять чек. Но аппарат его не обрезал. Поэтому промоталось довольно-таки много бумаги, на что я от водителя получил порцию матов и он сам оторвал чек.

Чек



Разница по времени прихода E-Mail и времени печати чека составила минута. Я подумал, что скорее всего просто почтовый сервер припозднился, и операции проходят Online. Но не будем спешить с выводами.

Вечером мне попался заветный второй трамвай, на дверях которого были всем известные нам стикеры. Интересно то, что в Трамваях и Троллейбусах висят другие постеры, нежели в автобусах. Так же указана цена при оплате картой, которая от оплаты наличными не отличается.

Оформление трамвая







Кондуктор в трамвае ходит с двумя аппаратами: с терминалом и с аппаратом, для печати обычных билетиков. Показав кондуктору карту, она обрадовавшись нажала на зелёную кнопку, я и приложил карту. Всё прошло так же быстро. В этот раз чек отрывала кондуктор, но марка терминала была такая же, и скорее всего, он тоже бумагу не режет. Получил я свой билет с фразой «Вот, видите как быстро». Улыбнуло. И вправду, заплатить картой гораздо быстрее, чем мучиться с мелочью.

Чеки





Так же можно заметить, что чеки отличаются от «магазинских». В этих чеках указан вид транспорта и его маршрут. Но вместо логотипа Сбербанка, здесь красуется надпись «Билет».

Проверив E-Mail, я заметил, что письмо пришло уже на 4 минуты позже. Это уже никак не задержка. Это действительно подтверждает, что операции проходят в Offline. Так же, если войти в личный кабинет на сайте Сбербанка, то можно увидеть, что там записано не время платежа, а время, когда он прилетел в банк.


К сожалению Сбербанк не пишет в личном кабинете вид транспорта. Но зато он отображается в Яндекс.Деньгах. При этом у трамвая и автобуса разные MCC. У трамвая: 4111 Commuter Transport, Ferries [Транспортировка – пригородные и локальные сезонные транспортные средства, включая электрички]. А у автобуса уже такой: 4131 Bus Lines [Автобусные линии]. Ну понятно, трамвай больше похож на электричку. Хотя скорее всего терминалы просто настраивали разные организации, отвечающие за электро и автотранспорт в Иркутске.

Есть конечно и вещи, которые желательно исправить:

  • Сделать так, чтобы в автобусах терминалы висели поближе к пассажиру, а не в кабине водителя.
  • Желательно конечно, чтобы терминал был всё время повёрнут экраном к пассажиру, а не к водителю. Отвёрнутый терминал ассоциируется с тем, что он не работает.
  • Сделать автоматическую резку чека, отрывать чек каждому пассажиру не очень удобно.
  • Для транспорта с кондукторами терминал желательно конечно уменьшить в толщине (есть мобильные версии и потоньше). Так же желательно совместить в одно устройстве терминал и аппарат, для печати обычных билетов.
  • Сделать зелёную копку побольше, а не забивать её в углу под чехлом. Иначе можно промахнуться, и сбить настройки в терминале.

В принципе на этом всё. Осталось только ждать массового запуска этого проекта.

Как вы знаете, помимо предложений по улучшению автомобильного движения, у нас есть несколько программ по улучшению общественного транспорта:
удобное метро , парадоксы общественного транспорта и . Я не всегда успеваю (иногда забываю) своевременно публиковать их для обсуждения в ЖЖ. Решил наверстать упущенное и представить уже не совсем новую, но актуальную программу с предложениями по улучшению общественного транспорта .

Начнем с набирающих популярность 900-х полуэкспрессных маршрутов. При всех достоинствах автобусов ЛИАЗ 5292.21 (низкопольность, наличие кондиционера), работающих на этих линиях, они обладают одним существенным недостатком: в них всего 20 мест для сидения.

Это катастрофически мало для автобусов, которые предназначены для доставки пассажиров на большие расстояния. Поскольку поездка длится 30-40 минут, значительной части пассажиров приходится все это время ехать стоя. Как вы понимаете, это совершенно не комфортные условия для людей. А пока общественный транспорт будет продолжать оставаться неудобным для пассажиров, мы не только не пересадим автомобилистов в него, но и будем стимулировать отток людей в сторону использования личного транспорта.

Мы предлагаем закупить и использовать на 900-х маршрутах подвижной состав со значительно большим числом сидячих мест. Хорошей моделью является ГолАЗ-6228 (уже эксплуатируется в Москве). Наиболее оптимальными представляются автобусы большей вместимости с количеством сидячих мест не менее 37.

Целесообразным является установка в этих автобусах Wi-Fi модулей. Это привлечет активную часть горожан в общественный транспорт. И начнет менять его имидж с на транспорт для креативных, продвинутых и современных людей.

Но главное - это...

разрешить посадку в автобус через все двери!
Дело в том, что на экспрессных маршрутах отключен турникет (с безбилетниками борются бригады контролеров). Это сделано для увеличения привлекательности данного вида транспорта. Но, при этом, по какому-то досадному недоразумению или по упрямству некоторых несознательных граждан из Мосгортранса, посадка осуществляется по-прежнему через переднюю дверь. Абсурд! Парадокс! Его надо срочно устранить.

А как же валидация билетов, спросят некоторые. Сейчас валидатор находится только у передней двери, поэтому и запускают пассажиров в автобус через один вход. Решение очевидно: нужно поставить дополнительно в салоне еще 2-3 валидатора, как это сделано в европейских странах.

Сравните, кстати, размер данного девайса в Праге (фото сверху) и в Москве (снизу). Где Чубайс со своими нанотехнологиями? Опять наши микропроцессоры самыми большими в мире получаются... Наверняка еще и самыми дорогими. Наше предложение к Департаменту транспорта: закупить нормальные валидаторы адекватного размера!

Мы уже выступали с предложением о . Установка нескольких валидаторов в экспрессных маршрутах - это первый шаг на пути к этой большой цели. Потому что унижаться турникетами больше совсем не хочется.

Спустимся под землю.
По метрополитену мы регулярно выступаем с конкретными предложениями, а сейчас коснусь двух общих и взаимосвязанных вопросов.

1. Попрошайничество. В каждом переходе и составе "работают" бригады по выманиваю денег у пассажиров. Конечно, нормальным людям жалко безногих инвалидов или малолетних детей и им дают деньги. Не давайте себя обмануть! Это самая настоящая мафия или фирма "Друг нищего" (читайте Брехта). Когда я сфотографировал этого субъекта, он мне сообщил, что так делать нельзя, ибо придут старшие и будет нехорошо.

2. Незаконные мигранты.
На нескольких станциях Московского метрополитена (Проспект Мира, Комсомольская, Курская, Таганская) уже несколько лет работают настоящие "биржи труда", устроенные приезжими из стран Центральной Азии.

фото mr_quietest

Новоприбывшие мигранты могут тут приобрести фальшивые документы, разрешение на работу и прочее. Поговаривают, что свои могут купить в метро оружие и наркотики. Короче, московская подземка все больше напоминает не транспортную систему, а притон для нелегалов и криминальных элементов.

Мы требуем наведения порядка в метро с помощью совместных рейдов полиции и миграционной службы. Пока на станциях и в вагонах творится такое безобразие, о решении транспортных проблем столицы даже говорить смешно.

UPD: Было у нас и еще одно предложение. Поставить автоматы по продаже билетов на ОТ. Однако сейчас появился электронный кошелек "тройка" (который скоро можно будет пополнять всеми возможными способами). Поэтому автоматы по продаже билетов уже не так необходимы. Что думаете?

Валидаторы в автобусах — новшество, которое постепенно внедряют в России с целью перехода на новый формат оплаты проезда в общественном транспорте. С помощью валидаторов пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд безналичным способом — банковской картой или через смартфон. В Москве с 1 сентября 2018 года в наземном общественном транспорте турникеты отойдут на второй план, а вместо них появятся новейшие валидаторы.

Валидатор — механическо-электронное устройство, которое предназначено для проверки и отображения документов. Преимуществом валидаторов в общественном транспорте считается высокий уровень контроля над потоком пассажиров и невысокая комиссия за обслуживание.

Впервые валидаторы появились в России в 2001 году. В рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда устройство протестировали в Зеленоградской области. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными — безбилетников стало меньше. Однако большинство россиян настороженно отнеслись к нововведению, посчитав внедрение валидаторов излишней мерой.

В 2018 году у современных пассажиров увеличилась потребность в использовании валидаторов. Наличие у устройства POS-терминала T2100 позволяет расплачиваться за проезд не только с помощью Mifare-карт, но также с использованием бесконтактных банковских карт PayPass и PayWave.

Пассажиры могут без проблем оплатить проезд в транспорте с помощью смартфона, не прибегая к снятию наличных средств. Учитывая то, что безналичный метод оплаты пользуется среди жителей России особой популярностью, данное новшество многим позволило бы сэкономить время и деньги.

Как работает валидатор в автобусе

Валидаторы в России бывают разных видов. Самые распространенные из них — поддерживающие оплату с помощью карт «Тройка», «Единый» и «Стрелка». Принцип работы валидаторов в автобусах достаточно прост: устройство считывает информацию с карты путем идентификации NFC-метки.

Перечисленные валидаторы могут работать в режиме онлайн и оффлайн. Первый режим работы валидатора подразумевает моментальное снятие средств с карты пассажира путем соединения с сервером, после чего распечатывается билет. Во втором случае, когда соединение с сервером отсутствует, владелец карты все равно может получить билет и отдать средства во время последующего использования. Не редко такие устройства соеденены с турникетами.

Самые новые валидаторы для автобусов разработаны на базе бесконтактного терминала T2100. Они способны дистанционно загружать банковские мастер-ключи и автоматически распознавать различные документы.

В частности, к оплате принимаются:

  • проездные билеты;
  • банковские карты;
  • социальные карты;
  • чипы в смартфонах.

Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

С 1 сентября 2018 года в Москве валидаторы появятся во всех городских автобусах и троллейбусах. Пресс-служба московской мэрии сообщила о приобретении 6 тыс. валидаторов. Отмечается, что турникеты в общественном транспорте будут упразднены.

Эксперты считают, что нововведение повлечет за собой увеличение цен на проезд в наземном городском транспорте. Вывод был сделан на основании стоимости подключения валидаторов к системе обслуживания, которая в среднем оценивается в 1,5 тыс. руб. в месяц.

Минимальная стоимость валидатора – 18,5 тыс. руб. По подсчетам специалистов, расходы на установку валидатора в один автобус составляют 771 руб. в месяц.

© Общественное достояние

В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.

Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.

Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.

«Хотел узнать правоту кондуктора в автобусе, заставила меня выйти, так как оплата по карте не прошла. Написан был отказ на валидаторе. Я ей показал баланс, что карта рабочая. В таком случае чьи это проблемы, мои или перевозчика? Платить же я не отказывался. Мог бы ехать дальше», - спросил совета Уставщиков в одном из городских пабликов.

В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.

«Все молчали, пока я не спросил у кого есть «Сбербанк онлайн», тогда студент мне дал денег, а я ему перевёл. А то высадить меня хотели сразу на следующей остановке на улице труда в Колпино», - объяснил «Форпосту» Уставщиков.

Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.

Автобус №327, двигавшийся по маршруту «Заводской проспект» – «улица Чернова» - на балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в пресс-службе которого «Форпосту» сообщили, что будут разбираться в этой ситуации. Однако оперативного комментария по ситуации «Форпосту» получить не удалось.

Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.

«Согласно тому, какие перевозчик прописал обязанности своему кондуктору, исследуется вопрос о правомерности/неправомерности его действий во время служебной проверки в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями. Если в них по его трудовой функции записан именно такой порядок в верификации пассажира: валидатор + контрольное устройство и этого достаточно для принятия решения о высадке пассажира или о прекращении дальнейшей его перевозки, то тогда он права. Если этого недостаточно и нужно было иными способами проверить, пройдёт оплата или нет, а кондуктор этого не сделал, то он совершил нарушение дисциплинарного характера. Со стороны пассажира всё понятно, если у него никак не проходит оплата на всех устройствах, которые есть в автобусе, значит у карты есть какой-то дефект и тут он не виноват», - объяснил «Форпосту» адвокат.

Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.

В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.

Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ВЗЛОМ КАРТЫ ТРОЙКА? | БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД В МЕТРО

    ✪ AS A startup company invents a system to validate bus tickets using Google Glass

Субтитры

Валидаторы на транспорте

Москва

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 9 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов - простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например, истёк срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Информационные валидаторы имеют дисплей (изготовленный по технологии Органический светодиод), который, помимо индикации событий, аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет, что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе электронного проездного билета.

Другие города

В городе Алма-Ате (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространения, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В городе Бийске с 1 июня 2016 года система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты, введены электронные проездные карты и билеты во всех трамваях и автобусных маршрутах города.

В городе Барнауле с 1 декабря 2016 года внедрена система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты . Электронные проездные билеты принимаются к оплате во всех трамваях, троллейбусах и автобусных маршрутах города.

Примечания

  1. Скребнева, Елена Всех - за турникет (неопр.) . Российская газета (Центральный выпуск) № 3272 (11 августа 2003).
  2. По Москве поехали государственные маршрутки (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. В городе уволят всех кондукторов? (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. В Петербурге уволят всех кондукторов (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. На улицы Петербурга вышли первые пассажирские автобусы, оборудованные спутниковой навигацией и «валидаторами». (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  6. Автобусы обзаводятся электроникой (неопр.) .
Похожие публикации