Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать. Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать ое задание

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква» ;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части, другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки) .

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса - Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов.Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)

Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

(берем мяч).

Ребята давайте посчитаем -

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Потянуться, опуститься,

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1 . А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2 . Зо-зо-зо - Зое повезло (звук З)
  3. Ба - ба - ба - на избе была труба. (звук Б)

Бу - бу - бу - побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» - наседка вторит -
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук - хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Повертели, покрутили,

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Задоринка».

Тема: «Помоги другу».

Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в течении года.

Задачи :

Упражнять детей подбирать слова похожие по звучанию.

Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
-- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу.
-- Формировать умение согласовывать существительное с предлогами.

Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, понятно для детей отвечать на вопросы и задавать их).
-- Учить сопереживать любому персонажу, попавшему в беду.

Учить внимательно, слушать, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Методы и приемы : словесный образец, игровые ситуации, объяснение, показ, художественное слово.

Материалы и оборудование : игрушка – персонаж Незнайка, мяч, конверт с заданиями.

Ход занятия :

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! (стук в дверь, заходит Незнайка).

Воспитатель :

Дети, да это пришел наш старый друг Незнайка, и он чем -- то расстроен. Незнайка говорит, что он потерял конверт с заданиями, а ему нужно их срочно выполнить, чтобы сдать все экзамены в своей школе на отлично, и тогда он целое лето сможет со своими друзьями отдыхать на каникулах.

Воспитатель:

Незнайка, а твой конверт у нас в группе оказался, и ты все успеешь сделать (незнайка снова грустный). Что опять случилось? Ты забыл, как выполнить задание? Ну, это не беда! Мы с ребятами тебе поможем! Давайте же скорее открывать конверт и узнаем, что там за задания. Дети садятся за столы, воспитатель открывает конверт.

1 задание «Слова – друзья».

Я слажу тебе подушка, ты ответишь мне (лягушка)

Я скажу тебе мишка, ты ответишь мне (мышка)

Я скажу тебе забор, ты ответишь мне (мотор, топор)

Я скажу тебе зайка, ты ответишь мне (майка)

Я скажу тебе картина, ты ответишь мне (корзина)

Я скажу тебе грач, ты ответишь мне (врач)

Я скажу тебе рубашка, ты ответишь мне (букашка)

Я скажу тебе баран, ты ответишь мне (барабан)

Я скажу тебе пушка, ты ответишь мне (кружка)

Я скажу тебе ромашка, ты ответишь мне (бумажка).

2 задание «Собери сказку».

Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, все разрезанные, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказки.
Воспитатель: - Картинки все перепутались вам нужно их собрать и назвать, из какой они сказки. Дети по подгруппам собирают картинки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. С этим заданием вы справились.

3 задание «Веселая бабочка».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка).

4 задание «Назови ласково»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Ребята, вы, наверное, уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка «Руки вверх и покружись» .

Задание 5 «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, плещется вода, дует ветер и т.д.), дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Задание 6 «Подскажи словечко».

На столе лежит конверт с карточками, на которых написаны незаконченные фразы. Воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки
Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)

Незнайка: - Отлично справились с заданием! Какие вы молодцы и все – то у вас получается!

Задание 7 «Скажи наоборот».

Воспитатель: Я назову слово, а вы подберите слово «наоборот».

Например, красивый – страшный.

(Большой – Близко –Добрый –Толстый –Жарко –Тяжёлый –Говорить -Мягкий).

Задание 8 «Скажи одним словом».

На столах картинки разной тематики на каждого ребенка (дикие животные, домашние животные, одежда, овощи, фрукты, продукты, транспорт, посуда, мебель, игрушки).

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Не устали?

Тогда следующее задание 9 «Один-много».

Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.

Карандаш.

Задание 10 «Какой звук звучит».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мёд вожу.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И всё под прибауточки: чок-чок, каблучок! Чуки-чуки-чуки-чок.

Воспитатель:

Ребята, мы выполнили все задания. Незнайка вам говорит всем спасибо, за помощь. Ребята, а скажите, что вам больше всего понравилось выполнять.

А что было самым интересным.

Давайте с Незнайкой попрощаемся и будем его ждать в гости с другими интересными заданиями.

Вы все молодцы! Спасибо вам!!!

А теперь можете идти и поиграть.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «По медвежьим следам»

Задачи:

Развивать связную речь, фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику, зрительное внимание

Совершенствовать грамматический строй речи;

Развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы;

Продолжать обучать детей дифференцировать звук в слове;

Продолжать обучать составлению предложений на заданную тему;

Развитие эмоционально-личностной сферы, познавательных способностей детей.

Развивать понимание пространственных отношений в группе реальных предметов, и в группе предметов, изображенных на картинке.

Материалы: плюшевый мишка, шляпа, ёлка, сундук с кладом, надувной шар, медвежьи следы, бочонок, картинки со зверями со звуком [з], картинки со звуком [с], дикие и домашние животные, карандаши, восковые мелки, 2 листа А3, карта « Клад».

Ход занятия :

1 . Организационный момент . (Дети заходят в группу.)

Ребята, пока нас с вами не было, в нашей группе кто-то побывал! Вы заметили следы? Как вы думаете, чьи они? Звериные или человеческие? ... А давайте пойдем по этим следам, ведь не зря же нам их оставили?! (дети идут по лабиринту из медвежьих следов и находят карту «Клад»). Я предлагаю пройти все преграды на пути к кладу, и узнать, где он спрятан, и что в нем лежит!

2.Основная часть.

Воспитатель: Прежде, чем начать, давайте вспомним правила поведения в путешествии. Напомните их мне

1ребенок: Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2 ребенок: Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Нам нужно отгадать, кто же был у нас? Для этого отгадайте две загадки:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

Так кто же такой хозяин лесной? (ответы детей)

И чьи же это следы? (ответы детей). Правильно, ребята, это медвежьи следы! Видимо, мишка к нам забрел в гости, а нас не было в группе, вот он и оставил всем нам сюрприз, а чтобы найти его мы должны пройти через преграды и трудности! Но мы вместе их все преодолеем!

(На карте дети находят препятствия отмеченные цифрами и картинками, а в группе ищут спрятанные задания с подсказкой – такими же предметами, что и на карте.

а) Задание спрятано под шляпой, лежащей на столе. Под шляпой карточка с заданием:

Игра «Продолжи предложение»:

Итак, первое препятствие…Ребята, я буду читать предложение, а вы должны будете его продолжить:

Собака лает, грызет кости, сторожит …, защищает...

Лошадь ржет, пасется …, возит…

Кошка мурлычет, ловит мышей, умывается …,лазает...

Корова мычит, ест …, дает…

Скажите, это, какие животные? Где они живут?

б) Задание спрятано в шарике, который находится в уголке творчества. В нём находится карточка с заданием:

Игра «Шарик и комар»:
Напоминаю детям. Звук з - песенка комара, с - так выходит воздух из воздушного шарика. В разных концах стола лежат 2 рисунка: комар и шарик. На столе разложены разные предметы: салфетка, заяц, апельсин, значок, замок, лиса и др. Ребёнок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук и кладёт предмет к картинке.

в) Задание спрятано в птичьем гнезде, находящемся в уголке природы. Внутри гнезда карточка с заданием.

Игра « Кто в домике живёт

Ребята, посмотрите сколько зверей! Мне кажется, они набегались на лугу и им пора домой. Давайте поможем им попасть домой?

(Дети отбирают и помещают в домик только тех зверей, в названии которых есть звук [к])

г) Мишка предлагает отдохнуть. Физкультурная разминка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился вперёд-назад, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

д) Задание спрятано в бочонке с медом, находящимся в игровом уголке. Внутри бочонка карточка с заданием:

Игра «У кого кто?»

Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослого зверя. Вы будите ловить мяч, называть детёныша этого зверя и возвращать мяч мне.

Заяц (зайчата).

Барсук (барсучата).

Лиса (лисята).

Белка (бельчата).

Кабан (кабанята).

Волк (волчата).

Кукушка (кукушата).

Медведь (медвежата).

- Ёж (ежата).

Олень (оленята).

Бобёр (бобрята).

Уж (ужата).

е) Задание спрятано в лапках у белочки, сидящей на елке. У белочки карточка с заданием:

Игра « Кто спрятался на картинке? Расскажи о нём»

Ребята, посмотрите внимательно на наши облака. Нужно выбрать облако, сказать на какое животное похоже, описать животное по схеме:

  1. Кто это?
  2. Домашнее, дикое.
  3. Части тела.
  4. Чем покрыто.
  5. Голос.
  6. Чем питается?
  7. Жилище.
  8. Чем занимается зимой.
  9. Детеныши.

(2-3 рассказа)

ж) -Смотрите, а что это у нас под елкой? Клад!!! Но сундук с кладом на замке! И его охраняет страж-мишка. Надо к нему подобрать ключ, а для этого выполнить последнее задание…

Игра «5 лишний» (закрепление умения детей выделять общий признак, развивать способность к обобщению).

Объясните свой выбор.

На магнитной доске висят четыре ромашки с пятью лепестками, на каждом лепестке буква:

1 цветок: К, К, К, К, к

2 цветок: л, Л, М, Т, П

3 цветок: Н, К, С, а, К

4 цветок: и, о, д, ы, у

Из лишних лепестков составляем слово «Клад».

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)

Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?

Какой первый звук в этом слове?

Дети: звук [К], согласный звук.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Дети: синей фишкой.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Дети: звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове клад?

Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?

Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].

Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

3. Заключительная часть. Дети открывают сундук с кладом и достают сладкие лесные сокровища…

Ребята, давайте в подарок нарисуем лесному хозяину его портрет. (Групповая работа: подарок от девочек и подарок от мальчиков. Ребятам даются по листу А3в центре которого нарисовано большое солнце с красивыми лучами, ребята рисуют свои рисунки вокруг солнца).


Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи «Лесная прогулка к бабушке на день рождения».

Описание : данная методическая разработка предназначена для воспитателей старшей группы, методистов, руководителей детских садов и родителей.

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи.

Задачи:
- закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка;
- закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении;
- повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки;
- закрепить знания о диких животных и местах их обитания;
- закрепить умения в делении слов на слоги;
- упражнять в словообразовании с помощью задания «Назови ласково»;
- упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов;
- продолжать развивать мелкую моторику и логическое мышление при изготовлении подарка для бабушки;
- способствовать формированию грамматического строя речи путём составления предложения по картинке;
-упражнять в умении составлять схему предложения;
- укреплять речевой аппарат и совершенствовать произношение звуков методом повторения чистоговорки и скороговорки;
- применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, динамической паузы.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, Экологическое образование, Познание (окружающий мир), Изобразительная деятельность.
Предварительная работа: изучение звуков, чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании, подборе антонимов.

Ход занятия

Слайд 1 (тема занятия).
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами:
Что за чудо – чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Скажем вам не тая:
Это все мои друзья.

Воспитатель: Теперь присаживаемся (дети садятся за столы ) – сели правильно, подвинули стулья.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Чему нас учат сказки? (дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых) ?
Как вы думаете, сказка – это выдумка, или правда? (выдумка) .
А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство) .
Как мне хочется попасть в сказку… А вы хотите? Мы отправляемся с вами на прогулку по сказке. Отгадайте, в какую сказку мы сейчас с вами попадём:

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну подскажите имя её! (Красная Шапочка)

Молодцы, отгадали загадку.

Слайд 2 (анимация – появляется красная шапочка).
Красная Шапочка собралась идти на день рождения к своей бабушке. Хотите пойти вместе с Красной Шапочкой на день рождения? Скажите, где живёт бабушка Красной Шапочки? (дети: на краю леса, на опушке леса ).
Тогда отправляемся в путь. Дорога туда очень длинная и трудная.
Вы готовы справиться с трудностями?

Слайд 3 (на полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея).
Дети, мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу ). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з ]. А пчела? – звук [ж ]. А кто ещё там ползает? (дети: змея ). Как змея шипит? – произносят звук [ш ].

Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар поставьте картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш]. На магнитной доске прикрепляем три цветка, а под ними по три картинки на каждый звук, вызываются дети по одному, выбирают нужные картинки и передвигают к соответствующим цветкам. На следующем цветке сидит пчела, затем змея. Картинки с соответствующим изображением дети подвигают к оставшимся двум цветкам по очереди.
Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.
Мы идём с вами дальше по лесу.

Слайд 4 (белка сидит на дереве).
Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (два слога )?
А где живёт белка? (дети: в дупле ). Сколько слогов в слове дупло? (два ) Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам бороды об неё.
А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (дети: заяц, волк, медведь,лиса ).

Слайд 5 (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса).
Подумайте, где живёт заяц (под кустом ). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово ). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге ). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе ). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки.
Назовите их ласково.
Например, белка - пушистая, давайте назовём её ласково - пушистенькая. Волк – серый, а ласково - серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково - косолапенький.
Молодцы, дети, вы назвали ласково друзей белки, и они хотят с вами поиграть. Выходите на полянку.

Динамическая пауза.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо )
Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх )
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (Вращения головой )
Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад )
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (садятся на свои места ).

Слайд 6 (лесной гном сидит грустный на полянке).
Воспитатель: Ребята, это же лесной гном. Он сидит совсем грустный, потому что перепутал слова. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух ).

Прилагательные:
Весёлый – грустный
Маленький – большой
Худой – полный
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Светлый – тёмный
Длинный – короткий

Глаголы:
Идти – стоять
Плакать – смеяться
Молчать – говорить
Терять – находить
Начинать - закончить
Встречать – провожать
Светлеть – темнеть

Молодцы, посмотрите, у гномика поднялось настроение, потому что вы ему помогли.

Продолжаем наш путь по сказочному лесу.

Слайд 7 (художник рисует природу).
Воспитатель: Кого же мы встретили на этот раз? Да это же лесной художник. Он рисует природу. Мы с вами идём на день рождения без подарка. Давайте попросим художника нарисовать подарки для бабушки. Ведь у бабушки фартук совсем стал старенький. У вас на столах лежат фартуки. Нужно раскрасить их по образцу художника (образец прикреплён на магнитной доске ). Художник начал рисовать и не закончил. Давайте закончим узор.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Быть послушным каждый пальчик
Непременно научу.

Сели правильно, спинки ровные.

Вот подарки наши и готовы. Теперь можем идти на день рождения.

Слайд 8 (бабушка встречает с пирогами).
Вот и бабушка нас встречает. Она рада видеть нас. Нужно сказать бабушке какие – то приятные слова. (Поздравляем с днём рождения! Здравствуй, бабушка! С днём рождения бабушка ).
Посмотрите внимательно, что можно сказать про бабушку? Дети говорят варианты своих предложений . Бабушка встречает с пирогами . Вы придумали предложение.
Давайте вспомним, какое первое слово, второе, третье и четвёртое. Сколько всего слов в нашем предложении? Помните, предложение начинается с большой буквы, есть короткое слово, в конце предложения ставится точка.
Давайте составим схему этого предложения. Возьмите полоски. У доски составляют дети .
А пирожки у бабушки не простые, а с волшебной начинкой. Просто так нам их не съесть. Нужно повторить чистоговорку. Сначала все вместе, потом некоторые по – одному.
Жок - жок – жок скушай сладкий пирожок.
А теперь скороговорку:
Съел молодец тридцать три пирога с творогом (дети повторяют два раза ).

Слайд 9 (конфеты).
Вот молодцы, а начинка – то вот какая! Конфетная! На тарелке конфетки. Но сразу просили не отдавать.

Рефлексия:
Интересной была дорога к бабушке на день рождения?
Что вы по дороге делали?
Молодцы, со всеми трудностями вы справились!
Я вас всех хвалю.

Слайд 10 (Цветная картинка бабушки с внучкой).
Посмотрите, ребята, Красная Шапочка с бабушкой вместе с угощением передали вам свой портрет. Но они на нём совсем не яркие, а чёрно – белые. Вы их разукрасите так как на экране, когда у вас будет время (воспитатель раздаёт детям раскраски ).
А сейчас подходите, угощайтесь!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.

Задачи:

  1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
  2. Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним.
  3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок Маши, аудиозапись, фишки для обозначения звуков, схемы предложения.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Звучит аудиозапись из мульфильма “Маши и медведь”. Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие мульфильмы про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

А вот и наша героиня. Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1) И вот однажды Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля… Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Машей дальше…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку? (Приложение 1)

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

2) Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Давайте вместе с Машей отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется... черепаха..(Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью... крокодил. (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

3) Молодцы! А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске какие-то “кирпичики”. Что же это такое? Подскажите Маше. Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений . С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства.

Из чего состоят предложения? Сколько слов в этом предложении? Какое это может быть предложение? Придумайте. Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? Попробуйте придумать такое предложение.

4) Теперь Маша узнала, что это схемы предложения. Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Давайте будем называть слова и считать в них слоги . Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

5) Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Упало у неё настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

6) Из чего состоят слова? Расскажите Маше. Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные твёрдые? Согласные мягкие?

А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Сначала назовите его, потом обозначьте фишкой.

  • рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.
  • Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
  • Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

7) Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру “Наоборот” (мячом).

Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться

8) Мы с Машей нашли интересное стихотворение, в котором много слов-родственников. Поможете их отыскать?

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженой реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки ,
Режут лёд снегурки .

Подберите родственные слова к слову “медведь”.

9) Игра “Четвёртый лишний”

  • Помидор, картофель, морковь, яблоко.
  • Ложка, вилка, нож, стул.
  • Осина, берёза, клён, одуванчик.
  • Андрей, Степан, Антон, Светлана.

Маша поняла, что ей предстоит в школе узнать очень многое и многому научиться. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество и интересную работу.

Я прочитаю стихотворение, а вы, когда услышите слово “мальчики” или “девочки”, должны хлопнуть в ладоши: сначала все мальчики, а потом все девочки. Итак, будьте внимательны.

Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножики, ножики
Прибежали, прибежали
Зайчики, зайчики
Хлопнем дружно,
Хлопнем вместе
Девочки!
Мальчики!

А теперь все вместе: и мальчики, и девочки. Аплодисменты!!!

Похожие публикации