Мифология политической власти. Политические мифы в современной россии

1.1 Понятие, виды и функции политического мифа

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении, наша рациональность оказывается всего лишь рационализацией, т.е. попыткой прикрыть рациональными доводами те мысли и поступки, которые продиктованы импульсами, исходящими из недр бессознательного. Наши представления об окружающем мире носят мифологический характер, хотя мы сами этого не осознаем. И это естественно -- для человека, живущего в мифе, мифология и есть единственно возможная реальность.

Политический миф -- это миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства. Используемые в качестве инструмента политической борьбы политические мифы оказывают колоссальное влияние на все общество. Политическую мифологию можно было бы назвать прикладной мифологией, поскольку за любым политическим мифом всегда скрыты вполне материальные интересы определенных лиц и групп.

Особенность политического мифа в том, что он всегда стремится стать реальностью. В этом крайне заинтересованы те лица и группы, которые данный миф эксплуатируют. Попытки подменить реальность часто кончались трагически.

Миф формирует в человеке его внутреннего мироощущения, «картины мира». Иными словами, миф не просто посредник, некое передаточное звено между человеком и реальностью. Миф завладевает внутренним миром человека, программирует его. Миф управляет человеком, помещая его в особую, мифологическую реальность.

Сегодня трудно говорить о существовании какой-то «объективной реальности». Нескончаемые потоки самой различной информации, обилие символов, образов, «картинок» создают у людей ощущение, что окружающий мир непрерывно и стремительно меняется прямо на глазах. Круговорот образов способствует мифологизации сознания современного человека, поскольку миф является устойчивой структурой и позволяет внести какую-то упорядоченность в хаотичную «картину мира». Миф оказывается той самой «реальностью», в которую человек искренне верит.

Миф создает особую, мифологическую реальность, которая воображается человеком как истинная, объективная реальность. В мифе работают «структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы» Мамардашвили М. Введение в философию // Мой опыт нетипичен. СПб., 2000. С. 40 .

В приведенной цитате фактически описана технология создания мифологизированного образа политика. Задав определенные рамки толкования той или иной политперсоны, можно в дальнейшем любые ее поступки и высказывания интерпретировать в рамках созданного мифа. Это делает его высокотехнологичным средством манипуляции общественным сознанием. Реальная политическая жизнь постоянно преподносит сюрпризы, в то время как миф позволяет упорядочивать «картину мира». Поэтому миф доступен обыденному сознанию, что делает его эффективным оружием в политической борьбе.

Политические мифы можно разделить на два основных вида. Первый вид -- технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Например, когда в СССР шел процесс суверенизации республик, демократы, чтобы оправдать «независимость» России, придумали миф о том, что Россия «кормит» союзные республики и поэтому живет плохо. «Стоит избавиться от этой ноши, и россияне заживут в достатке», -- утверждали сторонники «независимости». Сегодня об этом мифе мало кто помнит, но в те годы он сыграл свою роль.

Примеров таких мифов-однодневок можно привести множество. Жизнь этих мифов коротка, поскольку они базируются на конъюнктурных изменениях в общественном сознании, на эмоциональных порывах, не затрагивая при этом глубинных слоев подсознания. С технологическими мифами можно довольно эффективно бороться, разоблачая их на рациональном уровне, создавая контрмифы и т.д. В этом противостоянии побеждает тот, кто грамотней работает и обладает сопоставимыми или превосходящими противника ресурсами.

Есть мифы другого рода, которые можно назвать «вечными». Они основаны на архетипах, и их практически невозможно уничтожить, поскольку эти мифы глубоко укоренены в менталитете народа. Их можно либо актуализировать, т.е. вызвать к жизни, либо загнать обратно в глубины подсознания, поставив им мощный заслон. В России, например, миф о «светлом коммунистическом завтра» в конце 80-х -- начале 90-х годов сменился мифом о «капиталистическом изобилии», которое должно было наступить с началом рыночных реформ. В свою очередь, коммунистический миф является лишь переименованием древнего мифа о Золотом веке. Сходные «приключения» в ходе исторического развития претерпевают и другие «вечные» мифы.

Конструкция мифа действительно имеет ряд универсальных черт, что позволяет политтехнологам конструировать искусственные технологические мифы. Однако дело не только в конструкции мифа. Технологический миф по большому счету псевдомиф, поскольку не опирается на архетипы. Между тем именно они являются энергетической подпиткой мифа. У каждого народа свои архетипические особенности, т.к. архетипы формировались в начале его истории. Сформировавшись, они сопровождают народ на протяжении всего исторического пути. Поэтому политику, чтобы стать мифологическим персонажем, надо не просто создать некую конструкцию, но вписаться в какой-то национальный, «вечный» миф.

Важнейшая функция политического мифа -- легитимизация властных институтов и носителей верховной власти в стране. Миф является основой легитимности власти и ее стражем одновременно. Поэтому покушение на основные политические мифы того или иного государства есть покушение на основы легитимности этого государства. Так, разрушение советской мифологии привело в конечном итоге к делегитимизации власти КПСС и распаду Советского Союза. Другими словами, мифы могут выступать не только хранителями легитимности, но и ее сокрушителями. В СССР советские мифы разбились о целую систему «демократических» контрмифов. Идеологами расправы с советской мифологией выступали «шестидесятники».

Абсентеизм как тип политического поведения

Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима...

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

Выборы как основной институт политической системы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

Глобальное политическое прогнозирование

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядоченное регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Это особый...

Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

Политические конфликты в современной России

Конфликт - «способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди...Политические мифы и сферы их распространения

В последнее десятилетие все большее внимание исследователей привлекает феномен политического мифа. Он рассматривается в рамках концепции социокультурного кризиса (Т.В. Евгеньева), при изучении национальной политической мифологии (В. Полосин...

Политический конфликт в России

Сущность политического процесса и пути разрешения политических конфликтов

политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Не следует вкладывать в голову человека нечто. Надо попытаться найти резонанс в том, что уже есть в голове.

Тони Шварц

При помощи мифов интерпретируются многие политические события, которые нас окружают. Мифы также являются способом простого, экономичного восприятия реальности. Классик российской философии и исследователь языка Алексей Лосев в своей работе «Диалектика мифа» определяет это понятие следующим образом: «Миф есть логическая, т.е., прежде всего, диалектическая необходимая категория сознания и бытия вообще... Миф не идеальное понятие, а также не идея. Это есть сама жизнь» .

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - русский филолог, философ и исследователь герменевтики, доктор филологических наук.

За написание книги «Диалектика мифа», ставшей новаторской в герменевтике и исследованиях мифологии, в 1930 г. был арестован, отправлен на работы по возведению Беломорско-Балтийского канала, во время чего почти полностью лишился зрения. После возвращения из лагеря был восстановлен на преподавательском посту и работал в МГУ и МПГУ. Автор монументальной работы «История античной эстетики», более 40 монографий и 800 статей.

Люди в большинстве своем жалеют использовать свою когнитивную энергию, не пытаясь расшифровать сложные политические «загогулины». «Постигать» политическую действительность помогают уже заложенные в наше подсознание конструкции, называющиеся архетипами. В научный дискурс это понятие ввел известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Именно на основе архетипов создаются политические мифы, без которых невозможно представить себе политику и общественную жизнь ни в древности, ни в современном мире.

Политические мифы бывают спонтанными и искусственными. Если первые возникают «снизу», без какого-либо умысла, то вторые

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В молодости был учеником Зигмунда Фрейда, но позднее разошелся с ним во взглядах и основал собственную школу психотерапии. Автор известной концепции психологических типов (экстраверсии и интроверсии), учений об архетипах и коллективном бессознательном. Обвинялся в сотрудничестве с нацизмом в 1930-е гг., однако официальных обвинений ему предъявлено не было. Наиболее известные работы: «Развитие личности», «Человек и его символы», «Архетипы и коллективное бессознательное» и др.

конструируются специально для решения задач, стоящих перед заказчиками . Процесс мифотворчества - трансформация архетипов в образы.

Архетипы - «осадок» жизненного опыта предыдущих поколений, некие психологические модели поведения, сложившиеся за века истории той или иной общности. «Архетипы - это априорная форма психики, система установок сознания, являющаяся одновременно и образом, и эмоцией. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать или реагировать на события определенным образом» 1 . Архетипы дают нам основу мифологических представлений о хаосе и порядке, своем и чужом, добром и злом. Их столько, сколько и типичных жизненных ситуаций. Религиозные тексты, сказки, предания, легенды часто описывают национальные «способы реагирования» на них, отношения к тем или иным явлениям.

Выдающийся отечественный филолог, специалист по фольклористике Владимир Пропп, анализируя сюжеты русских народных сказок, выявил семь типичных их персонажей (герой, антагонист-вредитель, даритель, помощник, царевна, отправитель, ложный герой), а также 32 типичных действия (от отлучки и недостачи до наказания и свадьбы) 2 . Эти образы и сюжеты иллюстрируют представления о добрых и злых поступках, героях и антигероях русской национальной культуры, хотя ими не исчерпывается полный перечень архетипов. В настоящее время все чаще под архетипами понимается более широкий информационный пласт - любые художественные, исторические, философские, теологические и иные схемы, которые могут дать основу мифологическим сюжетам 3 . Российский исследователь Борис Борисов справедливо отметил: «Архетипичность - основа массовой культуры, неотъемлемой частью которой является реклама. Успех ее произведений во многом зависит от способностей творца на генном уровне „считывать" глубинные архетипы национальной культуры и на их основе уметь несколькими штрихами воссоздать образ, легко узнаваемый массовым сознанием» 4 .

Какие архетипы становятся основой для современных политических мифов?

Архетипы личностные (Матери, Отца, Дедушки, Братства и т.д.), Семьи, Героя и Врага часто служат основой для конструирования ^ендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе: учеб, пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 30.

  • 2Там же. С. 57.
  • 3 Борисов Б. Л. Указ. соч. С. 242.

"Там же. С. 244.

Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970) - советский филолог, профессор ЛГУ, доктор филологических наук. Один из ведущих исследователей сказок и народного русского языка. Выделил 31 инвариант (повторяющийся элемент), характерный для каждой сказки, чем сделал возможной деконструкцию любой сказки на составляющие смысловые элементы. Создал первую в семиотике порождающую грамматику. Известен благодаря работам по семиотике: «Морфология сказки», «Русский героический эпос» и др.

имиджей современных политиков, усиления или ослабления характеристик того или иного политического движения или явления. Бинарный архетип «Мы»-«Они» вообще является фундаментом формирования общности, идентичности, основой любой политической кампании. Так, например, немецкий политический мыслитель Карл Шмитт считал противостояние «друг - враг» основой политики. Рассмотрим ряд архетипов более подробно.

Какое представление вызывают у нас слова «мама», «мать»? Для любого из нас это человек, подаривший нам жизнь, самый дорогой и близкий на свете. Именно поэтому очень часто Родина в политической пропаганде представлена не в виде территории, карты, политического лидера, а в образе немолодой женщины. Известный плакат времен Великой Отечественной войны художника И. Тоидзе «Родина-


Родина-мать на плакате И. Тоидзе, на Мамаевом кургане в Волгограде и на Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга

мать зовет!» актуализирует именно этот архетип. Матери невозможно отказать, мать вне идеологии. Тот, кто спорит с мнением матери, аморален. Согласитесь, что если бы художник изобразил Родину на данном плакате в виде, например, Сталина, то смысловое содержание материала изменилось бы самым серьезным образом, и он бы вызывал совершенно другие ассоциации. Знаменитая скульптура, изображающая Родину-мать и расположенная в Волгограде на Мамаевом кургане, также создана в русле использования данного архетипа. Мы видим, что путем присоединения архетипа Матери к пропагандируемому субъекту происходит его существенное усиление. Архетип помогает вызвать нужные эмоции и передать необходимое содержание, смысловое наполнение, изменив его в нужную сторону.

Архетип Отца также один из распространенных. Каковы наиболее типичные и устойчивые характеристики отца? Строгий, но справедливый, наставник, глава семьи и тд Позиционирование Иосифа Сталина как «отца народов» призвано было объяснить жесткость государственного управления, сложившуюся в его эпоху, воспроизводило патерналистскую модель поведения государства и граждан. Обратите внимание на использование номинативов «государь-батюшка» и «государыня-матушка» в русском национальном эпосе, который также подсказывает модель поведения по отношению к политическому руководителю, монарху. Кстати, в слове «батюшка» кроется еще один смысл - религиозный, подчеркивающий идею богопомазанности монарха. Батюшкой традиционно называют священнослужителей в Русской православной церкви.

Архетип Дедушки - мудрого старика активно эксплуатировался советской властью при позиционировании образа Владимира Ленина среди советских граждан, особенно школьников. Мудрый, добрый, знающий ответы на все вопросы, образец для подражания - типичные представления о дедушке. Кстати, первого российского президента Бориса Ельцина окружение часто называло за глаза «дедом», но, как вы понимаете, между «дедом» и «дедушкой» есть некая содержательная разница.

Немало примеров использования семейных архетипов можно найти в рекламе коммерческих продуктов: бабушкина сметана «Домик в деревне», семейное чаепитие с чаем «Беседа», мед «Дедушкин улей» и т.д. подчеркивают особую атмосферу создания продукта или его употребления, его качество («сделано для своих»).

Архетип Героя, Спасителя - один из наиболее распространенных в политической мифологии. Он играет особую роль в политической коммуникации в переломные моменты истории. Положительный потенциал образа героя понятен и прост. Для политика быть «спасителем Отечества» - наивысшая цель, поэтому приход в политику прославленных командиров, военных предопределен. Неслучайно маршал Жуков был задвинут в тень после Великой Отечественной войны: его политические конкуренты боялись популярности легендарного военачальника. А блок «Единство» на выборах в Государственную думу 1999 г. был представлен тройкой лидеров, состоящей из «героев- борцов»: Сергей Шойгу (борец с чрезвычайными ситуациями), Александр Гуров (борец с коррупцией) и Александр Карелин (борец- спортсмен) должны были актуализировать заявку блока на роль спасителей России от развала.


Миф о «дедушке Ленине» на страницах детских книг и изображениях

Без использования архетипа Врага невозможно себе представить ни один сюжет политической кампании, особенно в кризисные периоды. Без Врага теряется смысл существования мифологического Героя. Враг, как обычно, аморален, кровожаден, нарушает все мыслимые и немыслимые запреты, действует во вред нам, нашей общности. Любой из интересующихся политикой может назвать множество примеров использования данного архетипа применительно к тем или иным личностям. Но часто под образом врага скрываются и собирательные образы: олигархи, масоны, империалисты, американцы, бандиты, террористы, демократы, коммунисты, «лица кавказской национальности», евреи и тд Даже в мультфильмах и кинематографе


остроту сюжету придает наличие «темных сил», которые герой должен победить. Поэтому демонизация противника, политического оппонента - один из самых распространенных приемов в политических кампаниях. В качестве классического примера можно привести целенаправленную дискредитацию и «кошмаризацию» образа Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 г. Она состояла из множества сюжетов. Образ лидера коммунистов связывался в проельцинских СМИ с неминуемым голодом, гражданской войной, талонами, возвращением массовых репрессий, «красным террором» и тд Тем самым роль главного и очевидного зла была фактически навязана Г. Зюганову, причем избирателю предлагалось выбрать из двух зол меньшее, в качестве которого выступали сам Б. Ельцин и его политический курс. Известная крылатая фраза Бориса Ельцина «Во всем виноват Чубайс!» из той же серии примеров.


Демонизация Геннадия Зюганова в президентской избирательной кампании 1996 г.

Технологии отработки «оранжевых сценариев» по свержению тех или иных политических режимов не обходятся без использования мифологических сюжетов. Обязательными компонентами таких революций являются обвинения власти в коррупции, халатности, предательстве интересов своей страны, фальсификациях на выборах, что деле- гитимирует правящую элиту. Ключевым событием «оранжевых сценариев», катализатором массового недовольства нередко становится жертва, появившаяся в период революционных событий. В последние годы существования СССР академик Андрей Сахаров, умерший от сердечного приступа 14 декабря 1989 г. после эмоциональной полемики на Съезде народных депутатов СССР, стал «иконой» демократического движения. Политическую составляющую эмоций, передаваемых либеральной оппозицией, сформулировал известный шансонье Александр Новиков в песне «На смерть А. Д. Сахарова»:


Отрицательные герои из мультипликации и детского кино: старуха Шапокляк и крыска Лариска, Дюдюка Барбидокская, Урсула, лиса Алиса и кот Базилио, персонажи «Му Little pony»

Все так и было. Кричало быдло , В собачьей стойке изготовясь, Над головой трясло и выло, Порвать готово седую Совесть.

Вопило баба. И портупеи Сползали с пуз ему на горло.

Собралась стая. Да не успели.

Ушел он. Тихо, светло и гордо.

Скорбь академий. А даже - Тауэр.

По всем столицам - известье глухо.

И лишь в России на общий траур Не набралося - не глоток - духа.

Не одолело людское вече Людишек мелких, на власть реченных.

Не докричалось. Ушел навечно Великий Политзаключенный

На Украине роль жертвы революции досталась трагически погибшему журналисту Георгию Гонгадзе, в России 2000-х эмоциональную компоненту противостоянию с «кровавым путинским режимом» 1 в 2006 г. придала смерть Анны Политковской, известной своими разоблачительными статьями и системной критикой правящей в России элиты. Убийство Бориса Немцова в феврале 2015 г. многие аналитики также связывают с попыткой спровоцировать недовольство, ведь трагедия случилась в сотне метров от Кремля накануне запланированного оппозицией «антикризисного шествия». В этих смертях оппозиция обвиняла действующую власть.

Появление жертвы способно воодушевить массы, вывести народ на улицу. По мнению украинского исследователя Георгия Почепцова, в этой ситуации порождается стандартный мифологический конфликт: герои от имени оппозиции и враги (дикари, нелюди) от имени власти. Нечеловеческий характер врага представляется явной приметой активации мифологического сознания. Иррациональность помогает массам избавиться от страха перед властью. Массы в этот момент способны на осуществление самых масштабных действий против правя- ‘Один из распространенных мемов, используемых оппонентами Владимира Путина.

Противостояние двух политических общностей в мифологических сюжетах происходит через актуализацию бинарного архетипа «Мы» - «Они» . «Мы» - это наша общность. Как правило, «мы» - честные, благородные, умные, красивые, миролюбивые, правильные. Именно так мы думаем об общности «своих». «Они» - чужие, другие, не такие, как «мы», хуже: нечестные, некрасивые, злые, жестокие, алчные, подлые и т.д. Чем опаснее «они», тем сильнее происходят сплочение «нашей общности», а также минимизация внутригрупповых различий.

Американский политолог Самюэль Хантингтон писал о том, что в момент разрушения прежнего идеологического врага Соединенных Штатов - коммунистического СССР, который пошел по пути саморе- формирования с целью «стать таким же, как цивилизованный мир», а иными словами -? такими же, как Запад, США пережили глубокий кризис идентичности. «Кто теперь мы, если ныне не с кем бороться?» - такой вопрос могли себе задать американцы. Ответ нашелся просто: если истинного врага нет, то его следовало бы выдумать. Френсис Фукуяма - американский мыслитель и философ японского


Использование бинарного архетипа «Мы» - «Они» в советской и современной политической агитации

происхождения - в период крушения прежней американской идентичности даже написал знаменитую статью «Конец истории?» . В этой статье Фукуяма поторопился предложить свою точку зрения о том, что мир пришел к новой фазе развития цивилизации, в которой не будет масштабных войн и конфликтов. Но, как выяснилось далее, без врага

Самюэл Филлипс Хантингтон (1927-2008) - американский политолог и специалист по международным отношениям. Большую известность получил благодаря выдвижению концепций «столкновения цивилизаций» (гипотезы о том, что войны XXI века будут проходить по культурным цивилизационным расколам) и «волн демократизации» (основывается на том, что политическая демократизация в мире происходит не плавно, а резкими наплывами. Наиболее значимые работы - «Столкновение цивилизаций», «Третья волна.

Демократизация в конце XX века» и «Политический порядок в меняющихся обществах».

общность либеральных демократий испытывает трудности, поэтому создание мифов о «международном терроризме» («Аль-Каида», ИГИ/1), к существованию и подъему которых на деле приложили немало усилий американские спецслужбы, а также реанимация архетипов холодной войны и логики противостояния с Россией помогли мировой политике приобрести «новый смысл» и динамику на современном этапе.

Наличие врага оказывает на общность консолидирующий эффект, а без него общность рассыпается. Недаром наивысшие примеры национального единения в нашей стране связаны с теми временами, когда враг был очевидным и реальным. События Великой Отечест-

Фрэнсис Фукуяма (род. в 1952 г.) - американский политолог, философ и влиятельный идеолог неоконсерватизма. В 1980-е гг. работал в Госдепартаменте США, но всемирную известность Фукуяме принесла концепция «конца истории» - гипотеза о том, что после победы либеральной идеи над своими конкурентами (фашизмом, коммунизмом) войны в мире закончатся, поскольку демократии не воюют друг с другом. Главные труды - «Конец истории и последний человек» и «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию».

венной войны до сих пор в сознании россиян являются ключевыми в плане подъема патриотического духа. День Победы - 9 Мая, по данным опросов общественного мнения, является главным праздником, объединяющим граждан России и практически не вызывающим у них кривотолков и альтернативных мнений. Очевидно, что попытки размыть значимость Великой Победы, предпринимаемые в отдельных странах зарубежья, имеют целью разрушение российского национального консенсуса и единства 1 .

*См. подробнее: Чуев С. В. Постреволюционная Россия в поисках национального единства. Ростов-на-Дону: Брейн, 2008.

Формирование общности «мы» тесно связано с процессами идентификации. Ответ на главный вопрос переживающего кризис идентичности человека «Кто я?» чаще всего находится в случае определения им «таких же, как я», т.е. «своей общности». Множество «мы- общностей» строится на личностных принципах принадлежности: половом (мужчины и женщины); возрастном (старики и молодежь), расовом (темнокожие и белые), по цвету волос (блондинки и брюнетки). Но идентичность может строиться и по критериям принадлежности к социальной группе :

  • - этническая идентичность (мы - русские, армяне, украинцы, калмыки и т.д.);
  • - конфессиональная (мы - православные христиане, мусульмане, буддисты, конфуцианцы, Свидетели Иеговы и т.д.);
  • - территориальная (южане, северяне, ростовчане, москвичи, «понаехавшие» и т.д.);
  • - социальная (студенты, преподаватели, бизнесмены, инвалиды, пенсионеры и т.д.);
  • - политическая (коммунисты, демократы, оппозиционеры, единороссы, «яблочники» и т.д.).

В политических кампаниях особую роль играет идентичность политическая - соотнесение себя с какими-либо общественно- политическими движениями, политическими партиями, идеологиями. Граждане, имеющие четкую политическую идентичность, предсказуемы в плане политического поведения, голосуют за одни и те же политические объединения, читают прессу соответствующего идеологического направления и т.д. Им свойственно некритическое восприятие действий тех политиков, чьими сторонниками они себя считают. На них вряд ли подействует компрометирующая информация о деятельности лидеров партии, которой они симпатизируют. Более того, в потоке негативных информационных сообщений такого плана они будут специально отыскивать противоречия и несуразности в обвинениях и наоборот - доказательства собственной правоты и справедливости своих идей. Политическая идентичность тесно связана с политическими установками.

Глубокие политические и социальные перемены в СССР и России на рубеже 80-90-х гг. привели к ломке существовавшей системы ценностей и норм, социокультурному кризису. Многие традиционные стереотипы и образцы поведения оказались неактуальными, «устаревшими». Это привело к серьезному кризису идентичности у большинства населения страны, который выразился в виде результата разрушения представлений, лежащих в основе самосознания личности: в утрате представлений о собственном «Я» (утрате самотождествен- ности, потере признания со стороны окружающих), крушении системы личностных смыслов (потере смысла жизни, ориентиров), размывании представлений о времени и пространстве («Где я?») . Предсказать политическое поведение граждан, находящихся в социокультурном шоке, довольно трудно. Неслучайно результаты множества опросов общественного мнения, проведенных в нашей стране в 90-е гг., демонстрировали нам за день-два до выборов более половины голосов неопределившихся, не знающих, за кого голосовать. Виной тому разрушение традиционных образцов поведения, неопределенность в ценностном плане. Для сравнения нужно сказать, что в странах с устоявшейся демократией до 80% граждан имеют устойчивые политические предпочтения и идентичность, а основная борьба политтехноло- гов идет за голоса «колеблющегося» электората.

Татьяна Евгеньева пишет: «Идеальный пример субъекта в состоянии кризиса идентичности - придуманный Эдуардом Успенским мультипликационный герой Чебурашка:

  • - он не может ответить на вопрос «кто я?»;
  • - у него нет ни собственного прошлого, ни собственного пространства.

В результате он не видит смысла своего существования» .

В итоге Чебурашка демонстрирует нам простые способы разрешения кризиса идентичности:

  • - через поиск и нахождение собственного сообщества «мы» (друзья, крокодил Гена);
  • - через локализацию в пространстве (строительство Дома друзей);
  • - через приобретение смысла существования (помощь друзьям).

Нужно отметить, что остроту сюжету в этом мультипликационном

фильме придает наличие злобной старухи Шапокляк и крыски Лариски (образ врага, общность «они»), которые обладают необходимым набором негативных качеств для эффективного сплочения «мы-общ- ности» друзей Чебурашки в его противостоянии с «плохими» героями.

Почепцов Г. Г. Революция.сот. Основы протестной инженерии. М.: Европа, 2005.С. 41.

  • Там же.
  • Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

    Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.

    Замена одних мифов другими - явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

    Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

    Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однако предметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется, многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоционально окрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа на веру без предварительной проверки и анализа его содержания.

    Однако политические мифы - это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.

    Для политических мифов характерны следующие специфические особенности:

    Они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;

    Основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;

    В них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;

    Они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания. Политические мифы в лучшем случае - полуправда;


    Для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;

    Политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией.

    Политическим мифам присуще определенное противоречие,

    С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве).

    С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

    Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?

    Во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективные желания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.

    Во-вторых, для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофу и когда в это хочется верить.

    Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность - политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации, а люди не обладают достаточным уровнем политической культуры. В таких условиях усваиваются любые мифы, в том числе противоречивые, нелепые и утопичные.

    Однако наличие этой закономерности не исключает утверждения политических мифов и в странах с благополучной социально-политической ситуацией, где в качестве предпосылки выступают желания и надежды людей как коллективное бессознательное, нуждающееся в соответствующем оформлении (в том числе и в мифе).

    Политические мысли

    В узком понимании политические мысли - это одно из направлений обществоведения, а в широком - конкретный продукт политического мышления.

    Политические мысли как феномен являются предметом изучения многих наук.

    Политическая мысль формирует представления людей об обществе, отношениях с другими людьми, индивида и коллектива, группы, государства, общества, а также она является неотделимой составной мировоззрения человека.

    Если обратиться в историю, генезис политических мыслей, то можно выделить определенныесистемы политических взглядов, а именно:материалистические и идеалистические, светские и теологические, революционные, консервативные, либеральные и реакционные.

    В политике, политической деятельности очень распространенные мифы, мифотворчество.

    Сначала рассмотрим понятие мифа, мифологемы.

    Политический миф - это реально существующее ошибочное представление о политических отношениях и действиях, сознательно или бессознательно дополненное разными абстрактными россказнями, выводами, фантазиями или и легендами.

    Каждая страна, нация, народ имеют собственные, сформированные в определенной ситуации национальные мифы.

    Поскольку политические мифы базируются (основываются) на искаженном, мистифицированном образе определенной политической, экономической или другой ситуации, они довольно быстро распространяются. Часто мифы поднимают к уровню официальной политики, всячески поддерживают, используют как действенные средства манипулирования сознанием людей.

    Мифы широко используют в политике, поскольку за ними довольно легко можно припрятать настоящую цель. Часто это удается благодаря тому, что тем, кому адресованы мифы, как правило, недостаёт достоверной, объективной информации о явлениях, которые неправильно интерпретируются, и вдобавок многим людям присуща довольно низкая политическая культура.

    Так, успешно распространяются мифы, связанные с "образом врага", "настоящей демократией", "жидомасонами" и др. Такие мифы в форме соответствующей информации более просто воспринять на веру, чем попробовать разобраться в них по сути.

    Мифы-обещания много политиков широко используют в своей практической деятельности с учетом того, что люди "проглотят" их как неопровержимую информацию.

    Политические мифы большей частью персонифицированы, связанны с конкретными людьми (личностями). Поэтому их как средство манипулирования людьми (а то и всем обществом) используют определенное время и именно столько, сколько они имеют возможность влиять на сознание тех, ради кого их создают.



    Отдельные мифы живут довольно долго.

    Это, например,

    *мифы о любви подчиненных к своему вождю, короля, царя, лидера партии.

    *Или мифы о вере всего народа страны в определенную идею, идеологию. Такие мифы еще недавно успешно создавались и распространялись в странах так называемого социалистического лагеря, в прежнем СССР. Они активно поддерживались идеологической пропагандой с помощью выдумок-манифестов на манер "Морального кодекса строителя коммунизма" ли "Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом ". А что уже говорить о многочисленных мифах относительно "родителей народа", "идеалов нации "", "больших вождей" и т.п.

    В этом случае творцами иллюзорных мифов были именно те, кого на самом деле мало интересовал конкретный человек, нация, народ, "вождями" которого они хотели себя видеть и ощущать.

    Мифы сопровождают человечество с момента появления общественного сознания. Древние люди весь окружающий мир и природные явления объясняли действиями мистических созданий и духов. Например, в Древнем Китае гром и молнии считались не природными явлениями, а битвой драконов. В более поздние времена в Древней Греции и языческой Руси это объяснялось результатом действия богов. Приблизительно к этому периоду относится и появление документированных политических мифов, примеры которых можно найти в трудах таких ученых, как Пифагор, Платон и др.

    Казалось бы, в 21-м веке, когда благодаря Интернету доступ к информации стал значительно проще, мифотворчество должно было бы исчезнуть. Однако тот же Интернет способствует почти мгновенной доставке информации до целевой аудитории.

    Понятие

    Существует много определений, что такое политический миф, причем довольно сложных. Например, что это измененная форма политического сознания, в которой знание и понимание фактической информации заменяется образами, символами. Есть и более понятные определения. Например, что это истории, используемые для целей политической борьбы, сакрализации власти, очернения противников. Такое определение подразумевает понимание, что классический миф - это традиционное сказание, образно показывающее историческое событие и служащее для объяснения происхождения обычаев, традиций, верований или природных явлений. Обычно его происхождение неизвестно, в то время как миф, имеющий политическое свойство, часто профессионально запускается и имеет конкретный круг людей, в пользу которых и создается.

    Э. Кассирер в "Технике современных политических мифов" отмечал, что они не возникают спонтанно, не являются плодом необузданного воображения. Напротив, они искусственно создаются "умелыми и ловкими мастерами". Национальная история и традиции определяют связь политического мифа и политической культуры. Последняя формирует мифологию общества, оказывает реальное воздействие на поведение людей и национальные процессы в обществе. Они являются существенной частью политической культуры страны. Например, в Индонезии политические мифы и традиции борьбы с коммунизмом являются элементом любой предвыборной кампании.

    История

    Одни из самых первых политических мифов были направлены на сакрализацию власти. Мало найдется древних государств, где не было бы историй о божественном происхождении властителей. Например, в Древней Корее правящая династия вела свое происхождение от Тангуна, внука бога небес.

    Первый случай "черного пиара" зафиксировал Платон, который в трактате "Государство" призывал устранить неправильные, вредные мифы. В этих историях Тезей и другие древнегреческие герои, дети богов, вели себя почти как обычные люди, совершая ужасные, нечестивые поступки. Греческий философ же считал, что боги и герои не могут совершать плохих деяний.

    Другой пример политического мифа, легшего в основу понимания мира в Древней Японии, также рассказывал о божественном происхождении императорской династии. Уже от потомков богов основатели дворянских родов получили правительственные должности. Все эти сказания не только обосновывали власть правителя, но и освящали принципы социального расслоения и закрепляли иерархическую систему общественного устройства. Часто такие истории обосновывали и право одной группы людей править другими. Они должны были способствовать единению населения путем приобщения их к общей символике.

    До определенного уровня развития общества все политические мифы были связаны с различными божествами, через которых проходила сакрализация власти. Постепенно стали появляться и другие мифологические повествования, например, о принадлежности власти и права народу, который развивали во все времена, начиная с античности и до наших дней.

    В 19-м веке появились научные статьи о политических мифах, в которых разрабатывали различные теории, например, о наместнике Бога на земле, об олицетворении абсолютного духа, о героях и расовом превосходстве. Развитие общества в 20-м веке, особенно появление и распространение в большинстве стран мира всеобщего избирательного права, значительно увеличило потребность в политических продуктах.

    Пример политического мифа в России - божественная природа царской власти. Но он был развенчан после Октябрьской революции 1917 года. В стране было затем еще несколько идеологических историй, связанных с властью, которые потерпели крушение. Например, о мудром вожде. Этот миф был развенчан после смерти Сталина, а о праве народа на власть закончился с крушением советского государства. Это показывает, что, в отличие от традиционных мифов, которые существуют тысячелетиями, у политических относительно короткий срок жизни.

    Для последних десятилетий характерно интенсивное мифотворчество. Во многих странах оно используется как инструмент предвыборной агитации. В ход идут как старые, так и новые или обновленные мифы. В США и многих западных странах для этого часто используются истории о российской агрессии, которая ранее называлась советской. Для России же характерны мифы об американском или западном экспансионизме.

    Свойства и отличия

    Современные политические мифы, как и традиционные, повествуют о прошлом, настоящем и предсказывают будущее. Они излагаются в доступной форме, предназначенной для целевой аудитории. Отличие от традиционных состоит в том, что они уже не имеют сакрального статуса, но все равно должны восприниматься в качестве непререкаемой истины определенной социальной группой. Как и мистические истории, они должны представлять свою модель реальности и образец действий для тех, кто в них верит. Обычно выделяют следующие свойства политических и традиционных мифов:

    • Полиморфность. Используется один и тот же набор символов, например, истории о "мудром правителе" есть практически у всех народов. При этом одна и та же тема может иметь различные цели и эмоциональную окраску.
    • Ограниченность. Для создания мифов используется ограниченное количество символов, которые могут иметь множество комбинаций.
    • Отвлеченность. Мифы не опираются на существующий опыт и не связаны с эмпирической действительностью.
    • Фундаментальность. Они основываются на вере, не требующей их проверки, независимо от их истинности.
    • Статичность. Миф не привязан к конкретному историческому времени, он живет в собственном измерении.

    Некоторые исследователи отмечают следующие отличия: современные мифы обычно повествуют о реальных людях, событиях настоящего и недавнего прошлого. Они короткоживущие, не наследуются из давних времен и распространяются через медиа-средства, а не устным путем или при помощи сакральных текстов.

    Сущность

    Политические мифы и стереотипы всегда кем-то созданы, поэтому они воспринимаются сначала как возможная реальность, а потом становятся в массовом сознании очевидной и бесспорной истиной. Они строят собственную картину действительности, которая первоначально была привязана к конкретным объектам. Эти истории оперируют образами, что обеспечивает им узнаваемость и запоминаемость.

    В то же время, как и любой образ, миф допускает различное толкование деталей, что позволяет создавать множество вариантов с разными подробностями. Каждый новый адепт мифа дополняет базовые образы присущими ему эмоциональными красками. На основе одного политического стереотипа, например о заговоре, могут быть созданы самые различные варианты одной и той же истории. Они имеют иррациональный фундамент, связанный с эмоциональной сферой. Живучесть и долговечность мифологической истории определяется прежде всего теми эмоциями, которые она вызывает. Люди должны сопереживать героям и идентифицировать себя с ними.

    Структура

    Каждый политический миф имеет собственную структуру, состоящую из определенных компонентов.

    Обычно выделяют следующие базовые элементы:

    • Архетипы. Это основа, "скелет" политического мифа, первоначальный образ, который определяет его эмоциональную окраску. Обычно формируется на основе опыта всех предыдущих поколений.
    • Мифологемы. Это принятый канон описания реальности, клише и одновременно продукт восприятия. Примером могут служить черты всезнания и заботы о каждом гражданине, принятые в идеологической практике описания вождей Северной Кореи.
    • Символика. Она служит объединению реальных событий с мифологемами и архетипами.
    • Средства реализации. Призваны изменить политическое поведение людей. Это идеологемы, которые служат для описания конкретных ситуаций, событий, например, слоганы предвыборных кампаний. Это также политический ритуал, позволяющий объединиться носителям мифа в пространстве (демонстрации, митинги) или во времени (празднование идеологических дат, праздников). Иногда сюда же относят и Интернет, который дает возможность соучастия в виртуальном пространстве.

    Виды

    Как отмечал Эрнст Кассирер в «Технике современных политических мифов», нет ни одного природного явления или события в человеческой жизни, которое не могло бы быть интерпретировано в виде мифа. При этом все эти разнообразные истории исследователи объединили в несколько основных тем:

    • О заговоре. Это один из самых популярных мифов: все плохое происходит в стране из-за действия тайных сил, против которых можно использовать любые средства борьбы, поэтому нужно объединиться перед лицом врага.
    • О золотом веке. Призывает вернуться к истокам, когда царили любовь, свобода и равенство. Также зовет в светлое будущее, которое будет построено по этим образцам.
    • О герое-спасителе. Конкретные персонажи наделяются чертами идеального человека. Герой обладает самыми высокими моральными качествами и талантами воина и полководца.
    • Об отце народов. Повествует о справедливом и добром политике, который заботится о простом народе, он знает о его проблемах. И все было бы хорошо в стране, но ему мешает его окружение.
    • О героическом прошлом нации. Жили когда-то великие предки, самые сильные, умные и нравственные. Они совершали былинные подвиги во славу Отечества.
    • О единстве. Основан на противопоставлении: есть свои и чужие, друзья и враги, мы и они. Чужие - это источник всех бед, они стремятся попрать наши ценности, поэтому спасение нации заключается в ее единстве.

    Особенности

    Политические мифы выступают в качестве защитного экрана от внешнего деструктивного воздействия, надежность которого зависит от его фундаментальности. Прежде всего, политическая мифология всегда символична. В общественном сознании любой социально-политический процесс связывают с конкретным предметным содержанием. Для большинства людей свастика - символ нацизма, а красная звезда - Советского Союза. Чаще всего заимствуются символы из древних времен или других цивилизаций. Например, та же свастика в восточных цивилизациях - это символ движения, звезда - тайного знания и могущества.

    Другой особенностью является сверхценность. Политический миф основывается на глубоких, эмоционально окрашенных базовых потребностях человека. Поэтому за такую сверхценность человек способен жертвовать многим. Ради идеи социального равенства, в основе которой лежит миф о золотом веке и сверхчеловеке, не раз люди брались за оружие.

    Процессы

    Общественная жизнь - благоприятная почва для зарождения мифологии, потому что люди не располагают достоверной информацией о социально-политических процессах, происходящих в стране. Население обходится идеологическими интерпретациями и слухами. Всю политическую информацию люди искажают, адаптируют, чтобы сделать ее узнаваемой и не противоречащей имеющимся представлениям. Результатами такого искажения являются политические мифы. Они формируются посредством таких процессов, как:

    • Инверсия. Изменение поступающей информации для защиты своих представлений от деформации.
    • Рационализация. Нахождение приемлемых для общественного сознания причин или обоснований неприемлемых событий, появление невозможных причинно-следственных связей.
    • Проекция. Общество переносит собственные свойства и состояния на внешние объекты.
    • Персонификация. Придает идеальный образ конкретному человеку или политическому феномену.

    Функции

    Политическое мифотворчество постоянно совершенствуется, выдавая все новые истории, которые, несмотря на их разнообразие, служат вполне определенным целям.

    Мифы несут следующие основные социально-политические функции:

    • Объединяющая. Служит для сплочения разрозненных групп населения, путем формирования общих политических убеждений, разделяемой веры, на основе общих знаний и оценок. Наиболее часто используется (самый простой политический стереотип) и миф о единстве. Образование политических партий, движений происходит в соответствии с делением людей на "своих" (тех, кто разделяет веру в мифы) и "чужих".
    • Адаптивная. Для взаимодействия общности с социальной средой люди создают субъективную картину мира, в которой реальные связи переплетаются с мифологическими представлениями о действительности. Социум выстраивает типовую схему взаимодействия с политической реальностью. Например, в авторитарном обществе создается представление о стране, которой управляет великий руководитель и ведет народ к благополучию и процветанию. Если большая часть народа верит в это, то налицо высокая эффективность данной функции.
    • Легитимизация власти. В любом обществе политической системе необходима поддержка населения, вера народа в действенность, справедливость и законность институтов власти. Народу объясняется, почему ему нужна существующая политическая структура, его принуждают верить в правомерность ее действий. Такая мифология побуждает человека к признанию особого статуса власти, выполнению социальных законов и культурных норм. Примеры использования мифов в политических кампаниях: в случае национализации идет передача неправедно нажитого богатства тем, кто его создавал, а приватизация объясняется неэффективностью управления.
    • Психотерапевтическая. В кризисные моменты развития общества, когда государственные и социальные институты не могут удовлетворить основные потребности людей, мифы дают возможность получить передышку, психологическую разрядку, снять стресс. В такие периоды у людей усиливается вера в иррациональное, поэтому мифы в светлое будущее помогают пережить тяжелые времена.
    • Этическая. В мифологии отражаются нравственные традиции общества, его практический и исторический коллективный опыт. Мифы воздействуют на моральную среду общества, в свою очередь мораль проникает в мифологию, формируя и сплачивая группы для достижения определенных целей. Все это способствует формированию групповой морали, которая не всегда соответствует общечеловеческой. Многие религиозные секты, например ИГИЛ, создают "свою мораль", считая всех остальных врагами.
    • Эстетическая. Мифологическая картина мира напрямую воздействует на представление людей о прекрасном. Вместе с мифами может меняться и оценка. Например, вместе с крушением советской идеологии ушла и романтика "человека труда".

    Российские мифы

    Большое количество политических мифов в современной России связаны в основном с советской историей и президентом страны Путиным В. Самым устойчивым историческим деятелем многие признают фигуру императора Петра Великого, который, благодаря еще советской пропаганде, вписывался в образ идеального правителя. Он герой, победивший зло в лице консервативного боярства и внешних врагов, создавший новые институты власти и социальные лифты.

    Больше всего ловкие «мастера» мифотворчества трудятся над созданием имиджа президента России, создавая многочисленные «невыдуманные истории». Поэтому в обществе сложился образ Путина как справедливого правителя, который успешно противостоит врагам страны и заботится о народе. Многие политические мифы в современной России остались еще с советских времен:

    • индустриализация и победа в Великой Отечественной войне под руководством мудрого Сталина;
    • счастливые застойные времена Брежнева, когда не было социального неравенства.

    Социально-политические мифы о справедливом коммунизме, эффективной рыночной экономике, быстром достижении демократии по-прежнему наиболее популярны в России.

    Похожие публикации