Легкорельсовый трамвай. Скоростной трамвай подмосковья будет ходить по расписанию с коротким интервалом

Возможность пуска в столице России такого транспорта, как скоростные трамваи, начала обсуждаться уже давно. В 2005 г. проект прокладки такой линии был представлен на одной из пресс-конференций председателем общественного движения «Москвичи за трамвай» А. Морозовым, представителем МСОТ В. Тихоновым и редактором издательства «Железнодорожное Депо» А. Мясниковым. Перспективы развития этого долгое время рассматривались и властями столицы. На настоящий момент (2015 г.) принято решение о реализации четырех проектов скоростного трамвая: до Бирюлево, до платформы «Лианозово» и до районов Ивановское и Северное. Планируется, что в ближайшие годы все эти ветки уже начнут функционировать.

Как возникла идея

В Европе скоростные трамваи используется достаточно широко. Имеются такие линии и у нас в стране: Усть-Илимске, Казани и Старом Осколе. Конечно, они не отличаются особой масштабностью, но отзывы горожан заслужили очень даже неплохие. На Украине же в Киеве такие трамваи были пущены еще во времена СССР - в 1978 г. Так что новой идею использования этих легких, быстрых и при этом экономичных ТС назвать нельзя. По мнению властей, пустив в трамваи, можно значительно снизить нагрузку на другие виды пассажирского транспорта. Жителям столицы и ее гостям при наличии таких линий, будет гораздо проще добираться до метро, в отдаленные районы мегаполиса или, возможно, даже в города-спутники.

Что такое скоростной трамвай

Что же представляет собой этот вид ТС и насколько он может быть удобным? Скоростными, согласно СНиП, называют те линии, по которым трамваи способны проехать за час более 24 километров. К основным особенностям таких магистралей можно отнести также:

  • Изолированность от уличного движения и (полную или частичную).
  • Очень большую длину перегонов и ограниченное количество остановок. В проектах московских линий между последними предусмотрено расстояние не менее, чем в 700 метров. Для сравнения: автобус от остановки до остановки едет примерно 300-400 м.
  • Использование трамвайных поездов длиной не менее 28 метров.

Скоростной трамвай в Москве, согласно проектам, будет полностью соответствовать всем этим нормативам.

Достоинства скоростного трамвая

Строительство линии этого относительно нового в России вида транспорта рассматривается московскими властями как очень неплохая альтернатива метро, автобусам и троллейбусам. По мнению Администрации, скоростные трамваи сделают перемещение по столице гораздо более удобным. наземного транспорта объединяет в себе лучшие качества как метро, так и автобусов. Его основными достоинствами являются:

  • Высокая скорость перевозки. 24 км/ч - это только нижний порог движения таких составов. На практике трамваи этой разновидности могут ехать со скоростью до 80 км/ч. С уменьшением количества остановок время проезда сокращается еще больше.
  • Строительство скоростной трамвайной трассы обходится в 10 раз дешевле прокладки линии метрополитена той же длины.
  • Этот вид транспорта считается более удобным, чем метро. Ведь пассажирам не приходится спускаться под землю. Пропускная же способность его мало чем отличается от того же показателя метро.
  • Скоростной трамвай, скорость которого на практике в действительности довольно-таки высока, ко всему прочему еще и не испытывает никаких затруднений при движении в гололед и снегопад (в отличии от тех же автобусов и троллейбусов).
  • Поскольку транспорт этого вида не зависит от пробок, он никогда не отклоняется от разработанного графика движения.
  • Немаловажным преимуществом является и то, что этот вид ТС - экологически абсолютно безопасен.

Недостатки скоростного трамвая

Минусов у этого вида транспорта практически нет. К некоторым недостаткам можно отнести лишь необходимость строительства обособленного полотна, что значительно увеличивает ширину городских магистралей. Дополнительная нагрузка на городские электросети также косвенно может быть отнесена к минусам такого транспорта, как скоростные трамваи. Однако, поскольку энергии такие составы потребляют не слишком много, этот недостаток не считается особенно серьезным.

Линия до Бирюлево

Согласно проекту, эта новая в Москве магистраль будет рассчитана на перевозку порядка 150 тыс. пассажиров в сутки. Маршруты трамваев этой линии будут проходить от станции метро «Пражская» в западную и восточную часть Бирюлево. По предварительным данным, время проезда жителей этого района до «подземки» сократиться примерно на 30 %. Если сейчас бирюлевцам приходится добираться до «Пражской» 70-85 минут, то с пуском скоростного трамвая на дорогу они будут тратить не больше часа.

Общая протяженность этой линии составит 8.2 км. Часть ее (2.1 км) пройдет по эстакаде. Предполагается, что ходить трамваи будут с периодичностью в 4-6 мин. Средняя их скорость составит 25-28 км/ч. Время пути от конечной остановки в Бирюлево до станции «Пражская» не будет превышать 10-12 мин. Проектом предусмотрено обустройство всего десяти остановок (на расстоянии в 800 м). Одна из них будет действовать на эстакаде.

Первоначально предполагалась закольцевать одну из линий в Западном Бирюлево. Однако местные жители выразили возражение и проект был пересмотрен.

Линия в район Ивановское

Это еще один проект, утвержденный московскими властями. Эта линия скоростного трамвая свяжет район Ивановское и станцию метро «Шоссе Энтузиастов». Согласно проекту, длина ее составит около 6.5 километров. Останавливаться трамвай по пути следования будет шесть раз.

Строительство этой линии улучшит транспортное обслуживание 80-ти тысяч жителей не только района Ивановское, то и Перово. Рассчитана линия будет примерно на 105 тыс. пассажиров ежедневно. До метро жители районов после пуска линии будут добираться на 30-40 мин меньше.

Линия до района Северный

Эту трассу также планируется принять в ближайшее время. Протяженность линии Северный - платформа «Лианозово» составит около 5.4 км. Остановок по пути следования будет пять. трамвая, как и в предыдущих случаях, составит 25-28 км/ч. В пути жители района от начальной станции до конечной будут проводить около 11 минут. В сутки трасса сможет принять нагрузку в 50 тыс. человек.

Линия до «Медведково»

От станции платформы «Лианозово» будет проложена еще одна ветка до метро «Алтуфьево». Далее пути протянутся до «Медведково». Ниже представлена схема скоростного трамвая из района Северный до «Алтуфьево» и далее до «Медведково». Таким образом, четвертый проект трассы является продолжением третьего. То есть после того, как они оба будут реализованы, от станции «Медведково» можно будет доехать вплоть до района Северный.

Скоростной трамвай и цены на жилье

Жители тех районов, где будут проложены такие трассы, скорее всего, получат и еще одно преимущество. Как считают эксперты, в этих частях города возрастет стоимость квадратных метров. Конечно, рост цен не будет таким заметным, как при строительстве, к примеру, линий метрополитена. Однако трассы скоростных составов способны жилья в Бирюлево, Северном и Ивановском довольно-таки значительно.

Собственно сами маршруты трамваев всех линий разрабатывались с учетом пожеланий жителей тех районов, где намечена их прокладка. Так что в любом случае этот вид транспорта будет максимально удобным, надежным и к тому же очень недорогим.

В последнее время для жителей столичного региона стало большой проблемой вовремя и быстро добраться до мегаполиса. Легкое метро в Подмосковье 2019 должно решить эту проблему и открыть перспективы для дальнейшего развития московского региона.

Проект строительства легкорельсного транспорта

О новом транспорте власти Подмосковья заговорили еще в 2013 году. После этого началось проектирование этого вида транспорта. Запуск скоростных поездов, которые свяжут 20 городов Московской области, был намечен на 2019 год. Однако, в 2017 году правительство изменило концепцию этого транспорта. По их замыслу теперь ЛРТ должно быть связано с московским метро. Речь идет о станциях:

  • «Некрасовка»;
  • «Челобитьево»;
  • «Котельники»;
  • «Волоколамская»;
  • «Мякинино».

Первые две только планируется строить. С этим фактом связана отсрочка строительства легкорельсного транспорта.

В настоящее время все трассы, идущие в города Подмосковья, проходят через МКАД. Это создает массу неудобств. Новый вид транспорта должен устранить эту проблему. Планируется, что ЛРТ разгрузит, как ЖД транспорт, так и автомобильные дороги Подмосковья. Это сделает передвижение жителей Московской области более комфортным. Кроме того, легкорельсный транспорт откроет новые перспективы для развития Подмосковья и улучшит экологическую обстановку в регионе.

Согласно проекту, первый участок должен связать Домодедово и Подольск. На проектирование и ввод в эксплуатацию должно уйти по оценкам специалистов около четырех лет. Общие затраты составят 57 млрд. руб. Пуск «скоростного трамвая» в целом намечен на 2022 год. На этой линии запланировано десять станций.

Далее начнется строительство следующей линии ЛРТ. Она свяжет Раменское и Домодедово. Это ветка пройдет через «Жуковский. Ее протяженность составит 35 км. Стоимость первого пускового комплекса составит сто семь миллиардов рублей.

Перечисленные города Московской области выбраны неслучайно. Автомобильные трасы юга Подмосковья самые напряженные. Кроме того, пассажирский поток аэропорта Домодедово постоянно растет. Уже сейчас он равен тридцати миллионам человек.

Ввод первой части ЛРТ позволит также связать железнодорожные пункты Рязанского, Курского и Павелецкого направлений РЖД. Это даст возможность жителям Подмосковья не заезжать в столицу, чтобы воспользоваться железнодорожным транспортом.

Схема ЛРТ Подмосковья

Новый транспорт будет иметь такую схему:

Строительство ЛРТ будет происходить одиннадцать лет. К 2028 году должно быть запущено пятьдесят станций. Общая протяженность составит 245 км. Оно объединит все важные населенные пункты области, вокзалы и аэропорты.

Отличительная особенность легкого метро

Поезда ЛРТ будут состоять из трех удвоенных вагонов, оборудованных по последним стандартам. В каждом вагоне будет:

  • система климат контроля;
  • система наблюдения;
  • кондиционер;
  • WI-FI.

Состав будет двигаться со скоростью 80-100 км/час. Интервал между поездами составит пару минут, как в Московском метрополитене. Скоро жители Подмосковья смогут добраться до аэропорта Домодедово за считанные минуты, вместо нынешних 1,5-2 часов. Поезд вмещает пять сотен человек. В год ЛРТ смогут воспользоваться шестьдесят миллионов человек.

Кто финансирует проект

Специалисты, которые проектируют легкое метро, утверждают, что оно обойдется примерно в 259 миллиардов рублей. Это большая сумма даже для Москвы. Каждый километр такого транспорта обойдется в 1,5-2 млрд. руб.

В осуществлении проекта изъявили желание около десяти отечественных и иностранных компаний. Они готовы компенсировать затраты на двадцать процентов. Инвестиции будут возвращаться, как за счет оплаты билетов на легкое метро, так и за счет развития территорий, прилегающих к ЛРТ. Приблизительная цена билета будет соизмерима со стоимостью проезда на пригородном транспорте.

Планируется, что рядом с легким метро появятся новые ТРК и другая инфраструктура. Землю будет выкупать государство, а вот возведением новых объектов займутся инвесторы из Китая, Германии и Франции.

Свое желание участвовать в проекте выразили и представители финансовых кругов России:

  • Банк ВТБ;
  • Сбербанк;
  • Евразийский банк развития и др.

Среди инвесторов проекта: «Мортон» — компания, занимающаяся возведением домов в Видном. Эта организация готова профинансировать ветку прямо к своим жилищным массивам. Это примерно 280 млн. дол.

Часть инвестиций вложит Уралвагонзавод и другие предприятия. Планируется, что подвижной состав будет построен на отечественных предприятиях. Это означает, что от легкого московского метро выиграют многие россияне, так как их предприятия будут работать над заказами ЛРТ.

Также участвовать в проекте изъявили:

  • Компания Alstom;
  • ЦППК;
  • Российский фонд прямых инвестиций.

В строительстве будут принимать участие и западные партнеры, среди которых Siemens.

На каком этапе строительство сейчас

Как заявил один из руководителей компании «СЕТЕК МО», занимающейся разработкой этого вида транспорта, в 2018 году будет окончательно утверждена концепция ЛРТ и начнется конкурсное проектирование. Строительство линии от микрорайона «Кузнечики» города Подольск до аэропорта Домодедово стартует в 2019 году. Протяженность участка 36 километров. Также на этой ветке запланировано строительство нового депо.

Уже объявили конкурс на проектные работы следующей линии ЛРТ от Домодедово до Раменское длиной 33 км.

На третьем этапе будет произведено соединение этой ветки с аэропортом Жуковский. Протяженность этого участка равна 5,4 км.

В целом в 2019 году предстоит построить первую линию протяженностью 74,5 км.

Среди положительных тенденций, связанных с пуском в 2022 году ЛРТ, специалисты называют в Подмосковье. Это не может не радовать жителей этого региона.

Легкорельсовый трамвай (ЛРТ), который также называют «легким метро» - пожалуй, самый амбициозный и многообещающий транспортный проект в Московской области, который планируется реализовать уже в ближайшем будущем. На «легкий» трамвай возлагают большие надежды: он должен разгрузить вылетные автотрассы и железнодорожные ветки, а также упростить жителям Подмосковья доступ в аэропорты и соседние районы области. Каким образом планируется «закольцевать» Московскую область с помощью ЛРТ и что предусмотрено в проекте первого пускового комплекса, выяснил корреспондент РИАМО.

Без заезда в Москву

Ключевое слово здесь - хорды. Как отметил в интервью РИАМО министр транспорта Московской области Михаил Олейник, основная транспортная проблема региона - в перегрузке радиальных пассажирских направлений, то есть, чтобы попасть из одного города-спутника в другой, жители Подмосковья зачастую вынуждены ехать до МКАД и снова возвращаться в область. Запуск ЛРТ должен решить эту проблему за счет строительства хордовых линий пассажирского сообщения.

Согласно материалам пресс-службы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, официально заявленная цель ЛРТ - улучшение транспортного обслуживания жителей и экономики Московской области.

На самом деле, за столь обобщенной формулировкой стоят серьезные цифры: снижение транспортной нагрузки на автодороги на 25%, обеспечение связи между 20 крупными городами Московской области, сокращение времени в пути от мест проживания до мест приложения труда с 2 часов всего до 35 минут.

Кольцевой трамвай

Скоростной поезд Siemens для легкого метро

Основой создания единой системы рельсового скоростного пассажирского транспорта Московской области и Москвы является «Кольцевой трамвай».

Линия «Кольцевого трамвая» пройдет по наиболее населенным местам Московской области, где проживают в сумме более 4 миллиона человек - 7 муниципальных районов, 9 городских округов.

Кроме того, линия ЛРТ свяжет между собой международные аэропорты Московского авиационного узла, которые ежегодно перевозят около 50 миллионов пассажиров, соединит 8 станций Московского метрополитена: «Котельники», «Волоколамская», «Мякинино» и планируемые к открытию «Некрасовка», «Челобитьево», «Рассказовка», «Столбово», «Коммунарка».

Первый пусковой комплекс

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Согласно данным Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, общая запланированная протяженность линии кольцевого трамвая составляет 246 километров, из них по территории Московской области пройдет 192 километра, по Москве - 54 километра.

Линия ЛРТ будет состоять из четырех пусковых комплексов - хорд. Протяженность первого пускового комплекса - двухпутной ветки Подольск - Домодедово - Раменское составит 74 километра. Первый пусковой комплекс состоит из двух очередей строительства: Подольск - аэропорт Домодедово протяженностью 36 километров (Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт Домодедово) и аэропорт Домодедово - Раменское протяженностью 38 километров (аэропорт Домодедово - Константиново - Раменское, включая аэропорт «Жуковский».

Первый пусковой комплекс пройдет только по территории Московской области в городских округах Подольск, Домодедово, Жуковский, городском поселении Раменское, а также сельских поселениях Константиновское, Чулковское, Софьинское, Заболотьевское Раменского района и обеспечит транспортное сообщение с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский».

Немаловажно, что линия соединит между собой города Подольск и Раменское, в которых существует дефицит рабочих мест, с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский» где избыток мест приложения труда. Строительство 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на линии ЛРТ обеспечит 27 тысяч новых рабочих мест к 2030 году и 56 тысяч мест трудоустройства к 2045 году, следует из проекта.

Численность населения в обслуживаемых районах и городах первого пускового комплекса, как ожидается, увеличится с 850 тысяч до 1,3 миллиона человек к 2030 году.

Восемь новых ТПУ

Проект ТПУ «Кузнечики»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Всего в рамках первого пускового комплекса планируется построить 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): «Кузнечики», «Весенняя», «ВСМ Подольск», «Большое Домодедово», «Аэропорт Домодедово», «Константиново», «Ивановка» и «Раменское».

Линия первого пускового комплекса начнется в микрорайоне Кузнечики в Подольске. По плану, ТПУ «Кузнечики» общей площадью 2,5 гектара разместится вдоль Октябрьского проспекта в Подольске, в районе улицы Ленинградской. Жители микрорайона Кузнечики смогут добираться до ТПУ городским общественным транспортом - автобусом или троллейбусом.

Подъезд к ТПУ будет с Октябрьского проспекта. В составе ТПУ в районе станции и остановок троллейбусов и автобусов планируется строительство пешеходного перехода в разных уровнях через Октябрьский проспект.

Строительство ТПУ «Весенняя» общей площадью 12,2 гектара планируется в южной части Подольска, на расстоянии около 7 километров от ТПУ «Кузнечики» в районе платформы Весенняя Курского направления МЖД. Для организации подъезда предусмотрено строительство проездов общей протяженностью 1,4 километра с двумя полосами движения. Подъезд к ТПУ будет со Старосимферопольского шоссе (только въезд), с улицы Заводской (въезд и-выезд).

В проекте планировки территории предусмотрен перенос остановок общественного транспорта на Старосимферопольском шоссе и устройство пешеходного перехода в разных уровнях через шоссе, связывающего восточную и западную части ТПУ.

ТПУ «Аэропорт Домодедово» будет расположен на территории аэропорта в одном уровне с пассажирской эстакадой в зоне вылета. На расстоянии 2-3 километров от ТПУ предусмотрены остановочные пункты. Для обеспечения безопасности движения пешеходов в районе остановок и ТПУ на линии первого пускового комплекса ЛРТ планируется строительство 9 пешеходных переходов.

Для обслуживания линии первого пускового комплекса в проекте предусмотрено размещение трамвайного депо севернее аэропорта «Домодедово» в границах городского округа.

Как уточняется в материалах ГУ архитектуры и градостроительства, ТПУ «ВСМ Подольск» планируется построить в западной части деревни Чулпаново городского округа Домодедово, ТПУ «Большое Домодедово» разместится в западной части города Домодедово, ТПУ «Константиново» расположится в сельском поселении Константиновское Раменского района, ТПУ «Ивановка» - на территории сельского поселения Софьинское Раменского района, ТПУ «Раменское» - в районе платформы Раменское в центральной части города Раменское.

Работа началась

Проект нового терминала аэропорта «Домодедово»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Линия легкого трамвая «Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт «Домодедово» - Константиново - Раменское» пересекает в разных уровнях автомобильные дороги и улицы, водные объекты посредством тоннелей, путепроводов, эстакад и мостов в 37 местах. В частности, 48 километров линии ЛРТ пройдет по земляному полотну, 26 километров - с использованием искусственных сооружений.

«Мы исходили из потенциального пассажиропотока и возможности максимально безболезненной трассировки линии. Плюс необходимо принимать во внимание, что аэропорт «Домодедово» будет развиваться. Кроме того, в обозримой перспективе намечено открытие четвертого аэропорта «Жуковский», который также сформирует значительный пассажиропоток», - прокомментировал работу над первым пусковым комплексом Олейник.

Проект планировки территории под строительство участка линии кольцевого трамвая от Подольска до Раменского уже утвержден постановлением Правительства Московской области.

Как сообщил Олейник, строительство линии ЛРТ предполагается в формате государственно-частного партнерства. В 2016 году планируется заключить договор с концессионером, который будет осуществлять дальнейшее развитие этого проекта.

Антон Шамарин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Похожие публикации