Картотека дыхательной гимнастики для логопедов. Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр

Описание : данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Цель : развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование : легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры : Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Цель : развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование : шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование : искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Цель : развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование : коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6."Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

7. "Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры : Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры : Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

23. «Загоним мяч в ворота»

Щёк своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель:

Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертуш­ку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направлен­ная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в неболь­шую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в буты­лочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

25. «Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель:

Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Усложнение:

По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Обратите внимание!

    Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь

    Боковые края языка касаются уголков рта.

    Не сжимать язык зубами.

    Выдох спокойный.

27. «Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несёт он холодок.

Цель:

Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя- щих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание!

1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами большую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
  1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») .

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

Ирина Якушова
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»

"Когда вы совершенствуете дыхание ,

вы совершенствуете свою судьбу"

Свами Вивекананда.

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи . К органам дыхания относятся :

Грудная клетка;

- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи) .

Различают два вида дыхания :

Физиологическое (неречевое) ;

Речевое (фонационное) .

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания . чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании , являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Физиологи различают три способа дыхания :

Верхнее дыхание (ключичное) ;

Среднее дыхание (грудное и реберное, или диафрагмальное.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально- реберное, дыхание , когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделыгрудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием , часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.

У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности :

- дыхание поверхностное , верхнереберного типа;

Ритм дыхания неустойчив , легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

Объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются :

Задержка дыхания ;

Судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Дополнительные вдохи.

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями :

Малый объём лёгких;

Слабая дыхательная мускулатура ;

Слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных);

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

Неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох) - дём гулять);

Торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя . которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Следовательно. логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии , так и целые комплексы дыхательной гимнастики .

В тех случаях, когда речевое дыхание ребёнка нарушено незначительно. достаточно одного- двух упражнений дыхательной гимнастики , когда выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой . Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

- Занятия проводить до еды .

Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным.

Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) .

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.

Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам : побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий .

Дозировать количество и темп проведения упражнений.

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Виды пособий для дыхательной гимнастики :

Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка) .

Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла.

Игры"Dusyma".

Компьютерные игры (Игра"Игры для тигры") .

Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи : "Футбол", "Подуем на султанчики", "Ветреная мельница", "Снегопад", "Листопад", "Бабочка", "Кораблик", "Живые предметы", "Шторм в стакане","Задуй свечу", "Фокус".

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания : упражнение №1. Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Предлагает ребёнку посмотреть, как

игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребёнок делает выдох. Ребёнок делает вдох. в это время он следит глазами за подниманием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой. произносимой логопедом :

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывёт ко мне.

Упражнение №2, №3. №4. См. приложение.

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием : "Ныряльщики", "Надуй игрушку". См. Приложение.

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания : "Весёлые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Весёлая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова". См. Приложение.

Отдельное внимание хочется уделить дыхательной гимнастике А . Н. Стрельниковой, упражнения которой адаптпрованы и для детей. Эта гимнастика особенно эффективна при коррекции заикания. См. Приложение.

Литература

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.:Книголюб, 2004.

2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика . - СПб.:Век, 2011.

3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А . Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2007.

Цель : Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка.

Методика игры : Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на мячик, загоняя его в ворота. Цель игры - забить как можно больше голов противнику и не дать упасть мячу за край «футбольного поля». Чтобы не допустить этого, необходимо правильно дуть на свой футбольный мяч, направляя воздушную струю с помощь губ то сильно, то слабее, перемещая мяч на поле противника. Касаться руками мяча запрещается.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций :

Игру проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос;

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Дозированность количества и темпа игры;

Выдуваемый воздух не задерживать. Придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки .

Использование с детьми игры на основе дыхательных упражнений - это, прежде всего, укрепление их здоровья.

В процессе игры дети учатся управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой.

Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья

Использование игр с элементами дыхательных упражнений - отличная профилактика болезней органов дыхания. С помощью этого игрового пособия дети оздоровятся, будут пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью. При регулярном использовании игры в работе с детьми простуды будут детей обходить стороной!

Выработка правильного дыхания - залог хорошего здоровья!

Таким образом, использование игр на развитие правильного дыхания помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к дыхательной гимнастике, а также развивают творческое воображение и фантазию, Правильное дыхание – основа здоровья.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка».

Развивающее пособие по физкультурно-оздоровительной работе с детьми с использованием здоровье сберегающей технологии «Дыхательная гимнастика»

«Забей мяч в ворота»

« Мой славный мяч, забавный мяч на месте не сидит, за тобой я успеваю и в ворота забиваю!»

Выполнила: воспитатель группы №7

Волкова А.Г.

Похожие публикации