Как и когда менять колодки тормозные: описание, особенности замены и рекомендации. Как самостоятельно заменить тормозные колодки на автомобиле Как менять передние тормозные колодки

Любого автомобиля. Именно при помощи них производится снижение скорости и остановка транспортного средства. Тормозные колодки являются одними из самых значимых элементов, непосредственно влияющих на безопасность движения автомобиля. Но, как и любая другая деталь, рано или поздно они стираются и становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.

В таком случае их необходимо срочно менять. И сегодня мы рассмотрим, как правильно поменять тормозные колодки своими руками.

Что влияет на износ?

Для начала отметим пару весомых факторов, которые сокращают ресурс работы данных деталей в автомобиле:

  1. Фирма-производитель. Чаще всего именно недобросовестность и желание заработать больше денег толкает производителей на изготовление некачественных колодок. Поэтому при выборе данных запчастей не следует руководствоваться принципом большей экономии, доверяя свой выбор неизвестным компаниям. Да, тормозные колодки именитых брендов стоят в разы дороже. Но с другой стороны, переплачивая за это, вы будете уверены в своей безопасности.
  2. Стиль езды. Это тоже весомый фактор, влияющих на ресурс тормозных колодок. Износ деталей происходит в разы быстрее, если водитель применяет спортивный и агрессивный стиль езды (особенно по городу), пытаясь что-то кому-то доказать. В то же время, если вместо колодок вы будете тормозить двигателем, ресурс элементов может достичь и 80-ти тысяч километров. Но о ресурсе мы еще поговорим, а пока давайте рассмотрим, как поменять тормозные колодки своими руками.

Готовим инструменты

Для успешной замены нам необходимо подготовить следующий набор:

  1. Домкрат.
  2. Подъемная опора.
  3. Стандартный набор гаечных ключей.
  4. «Балонник».

Подготовив все вышеперечисленные инструменты, можно смело приступать к работе.

Также отметим, что данная операция делится на два этапа. Сначала производится замена передних колодок, а затем задних. Начнем с первого.

Как поменять передние тормозные колодки?

Здесь мы рассмотрим установку деталей на автомобилях с барабанным типом тормозов. Для начала необходимо снять авто с ручного тормоза, поставить под колеса упоры и поддомкратить переднюю его часть. Далее необходимо вынуть из крепления тормозной шланг и при помощи балонника (в качестве альтернативы можно применить ключ и монтировку) отжать поршень. Обратите внимание, что в этот момент уровень тормозной жидкости может подняться.

Далее откручивается болт, крепящий скобу суппорта. Предпоследняя деталь тоже снимается. После этого старые колодки вынимаются наружу, а на их место устанавливаются новые. Сборка элементов производится в обратной последовательности.

Как поменять задние тормозные колодки?

Здесь мы тоже приведем пример того, как демонтируются и устанавливаются элементы на «барабанах». Отметим, что данная операция несколько отличается от предыдущей. Итак, что нужно делать? Для начала ставим под колеса (теперь уже передние) специальные упоры. Это может быть как резиновый тормозной «башмак», так и обычный кирпич или кусок толстой древесины. Главное, чтобы машина уперлась колесами об этот предмет и не поехала дальше.

Как поменять тормозные колодки своими руками далее? На следующем этапе поддомкрачиваем автомобиль, срываем болты и выкручиваем колеса. После вынимаем тормозной барабан. Для этого нужно вывернуть направляющие втулки. Если данный элемент снимается с трудом, пробуем провернуть его на 30-45 градусов и поочередно закрутить направляющие втулки. Далее при помощи плоскогубцев с узкими носиками вытаскиваем плоские пружинки с колодок. После вынимаем верхнюю горизонтальную пружину. Это можно сделать при помощи большой минусовой отвертки.

Как поменять тормозные колодки далее? Теперь отводим колодку в сторону и вынимаем еще одну, нижнюю пружину. Чтобы окончательно вынуть данную деталь, снимаем распорную пластину и вытаскиваем из штока ручника шплинт. Затем вынимаем рычаг с пружинами и на штатное место монтируем новую колодку.

Особенности замены на автомобилях с дисковыми тормозами

Здесь, в отличие от работы с барабанной системой, нам понадобятся специальные съемники, которые у каждой модели машины различаются по типу и маркировке. Итак, что необходимо делать? Для начала ослабляется трос ручника и освобождается рычаг стояночного тормоза. Далее выбиваются специальные штифты и извлекается стопорная пружина. После этого вынимаются сами колодки. Дальше в цилиндр вталкиваются поршни и на место старых устанавливаются новые тормозные колодки. При этом обе стороны прокладки должны быть смазаны слоем силиконовой смазки.

Завершение работ

По окончании всех работ и на дисковых, и на барабанных автомобилях происходит проверка, а по необходимости и прокачка тормозов. Важно также перед поездкой проследить за уровнем тормозной жидкости. При возможности долейте ее до необходимого уровня.

О ресурсе

Ресурс эксплуатации тормозных колодок неоднозначен. В зависимости от места применения (передняя или задняя часть машины) они служат от 20-ти до 50-ти тысяч километров. И опять же ресурс зависит от качества сборки и типа езды самого водителя.

Что касается первого момента, бывали случаи, когда после 3-5 тысяч километров пробега верхний фрикционный слой колодок попросту крошился и превращался в порошок. От них оставалась лишь металлическая пластина. Если вовремя не заметить эту проблему, данная часть попросту прилипнет к тормозному барабану или диску. Тогда блокирование колес неизбежно.

А вообще контролировать износ данных элементов нужно не по километражу, а по толщине оставшегося верхнего слоя. На всех колодках есть специальные индикаторы - углубления. Они как раз и сигнализируют об износе. Если верхний слой дошел до этих маячков (как правило, это 1.5-2 миллиметра толщины от пластины), значит, необходимо тормозные колодки поменять.

Сколько стоит такая услуга на СТО?

Цены на подобные работы в автомастерских могут достигать 1 тысячи рублей. Но, как видите, такую операцию вполне возможно выполнить и самостоятельно, без дорогостоящих инструментов и помощников.

Итак, мы выяснили, как поменять тормозные колодки своими руками.

Любую технику надо беречь, ухаживая за ней, правильно эксплуатируя и своевременно ремонтируя. Неотъемлемой частью процедуры технического обслуживания считается проверка состояния тормозной системы .

На современных автомобилях это целый комплекс работ, включающий в себя визуальную, а иногда и компьютерную диагностику. Тем не менее, необходимость в замене тормозных колодок может возникнуть как раньше, так и позже срока очередного ТО.

На износ фрикционных накладок влияют многие факторы:

  • Режим, в котором эксплуатируется автомобиль. При езде в плотном городском потоке, где приходится часто останавливаться на перекрёстках, светофорах или просто в пробках, износ происходит значительно быстрее, чем на свободных загородных трассах.
  • Манера вождения водителя. Автовладельцам, предпочитающим спокойный стиль езды, задумываться об обслуживании тормозов приходится значительно реже, чем поклонникам агрессивного стиля вождения.
  • Климатические условия. При высокой температуре окружающего воздуха нагрузки на тормозную систему возрастают.
  • Грязь, попадающая на поверхность накладок, дисков и барабанов, закисание поршней суппортов или цилиндров – всё это тоже существенно снижает ресурс деталей.

С учётом перечисленных факторов точно ответить на вопрос, когда менять тормозные колодки, указав пробег или период эксплуатации, практически невозможно.

Главное – контроль

Осознавая всю важность проблемы, многие разработчики устанавливают на машины датчики износа тормозных колодок.

Датчики бывают разных типов:

  • Электронные устройства, передающие информацию на бортовой компьютер или сигнализирующие об износе лампой, загорающейся на панели приборов.
  • Механические. В этом случае водитель узнаёт о том, что пришла пора посетить сервисный центр по характерному звуку. Чаще всего это треск, раздающийся в районе колёс.

Но встречаются автомобили, на которых подобные системы контроля отсутствуют. В этом случае можно полагаться лишь на данные визуального осмотра.

Для этого некоторые производители делают в материале накладки специальную прорезь. В любом случае толщина накладки должна составлять не менее 2 мм. Иначе вы рискуете просто повредить поверхность диска, и ответственной детали потребуется срочная замена.

Особенности выбора

Прежде чем отправляться в магазин или мастерскую, важно ответить и на другой вопрос: какие тормозные колодки лучше выбрать? Ведь существует множество производителей, специализирующихся на изготовлении этих ответственных компонентов.

Чтобы не попасть впросак, нужно уяснить следующее:

1. Ни при каких условиях в составе фрикционных накладок не должен присутствовать асбест.

2. Не существуют чисто полимерные или керамические тормозные колодки. Большинство компаний разрабатывают собственные рецепты фрикционной массы, которые могут содержать 20 и более компонентов.

Информация о точном химическом составе нередко держится в секрете. Присутствие в нём крупных фрагментарных включений говорит о низком качестве детали, а добавляемая некоторыми производителями металлическая стружка продлит ресурс накладок, но в короткие сроки убьёт диски и барабаны.

Причина проста: изначально характеристики фрикционных накладок подбираются в соответствии с параметрами дисков или барабанов.

В любом случае следует отдавать предпочтение продукции известных брендов с проверенной репутацией.

Замена передних тормозных колодок. Видео:

Замена передних тормозных колодок

Поскольку нагрузка на элементы тормозной системы переднего моста автомобиля значительно выше, то их обслуживание приходится производить чаще.

Разница в пройденном километраже может быть весьма значительна – в два и более раз.

На большинство современных машин спереди устанавливаются дисковые механизмы торможения.

Этот случай мы и рассмотрим, отвечая на вопрос, как поменять тормозные колодки. Последовательность действий такова:

1. Ослабляем затяжку болтов обслуживаемых колёс.

2. Вывешиваем одно из колёс автомобиля. Когда в вашем распоряжении есть подъёмник, то машину можно поднять целиком. Если нет, то придётся воспользоваться домкратом, для безопасности зафиксировав с помощью упоров-башмаков задние колёса. Имеет смысл установить под машину для страховки дополнительный упор.

3. Полностью откручиваем болты и снимаем колесо. Дальше могут быть варианты, каждый из которых рассмотрим в отдельности:

4. Выньте одну из колодок. После этого вооружитесь плоской монтировкой. Вставив инструмент в пространство поршнем и тыльной стороной колодки, утопите поршень внутрь суппорта.

Если поршни расположены с двух сторон (встречаются и такие системы ), то вам придётся повторить эту операцию зеркально. При этом старайтесь не давить на поверхность диска, чтобы не повредить её.

5. Проверьте целостность пыльников на поршнях. Если они повреждены, обязательно замените. Убедитесь, что на деталях механизма и шлангах нет подтёков тормозной жидкости.

6. Удостоверьтесь в том, что диск не имеет повреждений и не изношен сверх допустимого.

Обезжирьте его рабочую поверхность. Это можно сделать с помощью бензина или спирта.

После этого установите новые детали и произведите сборку в обратном порядке. Некоторые производители вместе с колодками продают специальный состав для притирки. Его придётся нанести тонким слоем на рабочую (трущуюся о диск ) поверхность накладок.

7. Несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы все детали встали на свои места.

8. Установите на место и затяните колесо. После этого повторите все перечисленные операции на другом колесе. С какого начинать – левого или правого – особого значения не имеет. Помните, что действовать надо аккуратно, чтобы не повредить детали тормозной системы.

Замена задних тормозных колодок

В случае, когда на заднем мосту вашей машины установлены дисковые тормозные механизмы, процесс замены будет таким же, как и для передних колёс.

Как поменять задние тормозные колодки, имея дело с барабанной системой? Действуйте в следующей последовательности:

Как выбрать хорошие передние тормозные колодки? Видео:

Важно!

После замены тормозных колодок потребуется какое-то время, чтобы накладки притёрлись к барабанам. В этот период эффективность торможения будет ниже обычного.

Имеет смысл проехать по безопасной территории несколько километров на малой скорости, разгоняясь и притормаживая.

Возможные проблемы

На бумаге всё гладко. Но не исключено, что после выполнения перечисленных работ могут возникнуть определённые проблемы . Постараемся упомянуть наиболее часто встречающиеся проблемы, возможные причины их появления и методы устранения.

1. Греются тормозные диски после замены колодок . В зависимости от конструкции тормозной системы , причины могут быть различны:

  • Дисковые тормоза, как правило, греются из-за закисания суппортов. Это может быть как закисание самой плавающей скобы суппорта, так и давящих на колодки поршней. Решить проблему удаётся, удалив с деталей коррозию и, как говорят специалисты, «раскачав суппорта», обеспечив свободное движение их компонентов.
  • Барабанные тормоза греются по иным причинам. Наиболее вероятные – неправильно установленные колодки или выработка в виде бортика, образовавшаяся на рабочей поверхности барабана. Выработку необходимо удалить, проточив деталь на токарном станке. Если такой возможности нет, придётся установить новый барабан.

В обоих случаях причиной неисправности могут стать некачественные тормозные колодки, чей размер не соответствует штатному. Такое, увы, встречается.

Ещё одна причина – засорение компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре, из-за чего в тормозных контурах присутствует избыточное давление. Грязь из отверстия придётся удалить.

2. Колодки скрипят при торможении. Это не всегда сказывается на эффективности работы тормозной системы автомобиля, зато наверняка раздражает водителя и пассажиров.

Чтобы понять, почему скрипят колодки, придётся вернуться к разделу, где перечислены особенности устройства и выбора этих деталей.

Чаще всего причина кроется в несовместимости материала фрикционных накладок и металла, из которого изготовлены тормозные диски или барабаны. В этом случае в месте контакта деталей возникают резонансные колебания, которые и становятся причиной раздражающего скрипа.

Покупайте колодки и диски одного производителя, и вы избавитесь от скрипа.

Причиной возникновения проблемы может быть и неправильная работа тормозных механизмов, связанная с износом некоторых деталей.

В этом случае удаётся привести всё в норму, купив и установив , в состав которого входят пружины, направляющие и распорные планки.

Но нельзя исключать и возникновения разницы давления в контурах тормозной системы. Это бывает, если туда попадает воздух или грязь. Замените тормозную жидкость, а воздух удалите.

В любом случае помните, что требует определённых навыков и терпения.

Справиться с работой самостоятельно не получится, если вы не располагаете качественным инструментом.

Людям, сомневающимся в своих силах, следует обращаться на станцию технического обслуживания, доверяя решение своих проблем профессионалам. Ведь речь идёт не о тормозах, а значит, о вашей безопасности.

Тормозная система - одна из тех, что используется чаще других, а потому еще на этапе проектирования ей уделяют самое пристальное внимание. Производители делают все возможное, чтобы она служила как можно дольше. Но все же когда-нибудь наступает момент, когда тормозные колодки требуют замены. Скорость износа зависит от многих факторов: типа коробки передач, условий эксплуатации, производителя, стиля вождения и т. д. Главное - помнить, что медлить с нельзя ни в коем случае. От этого зависит не только ваша собственная жизнь, но и жизнь окружающих.

Когда менять?

Прежде чем задаться вопросом о том, как заменить или же задние, следует точно определить, что этот момент настал. Как это сделать? Да очень просто. Как правило, они оснащены специальным датчиком износа, который начинает издавать противный металлический визг при торможении, не услышать который практически невозможно. В любом случае необходимо выполнять периодический визуальный осмотр тормозных колодок. Если их толщина стала менее 3 мм, а визга нет, можно смело приступать к замене.

Какие выбрать?

До того как заменить тормозные колодки, нужно определиться с их выбором. Желательно купить оригинальные детали, выбирая их по специальным каталогам в зависимости от марки автомобиля, года выпуска, типа кузова и т. д., либо приобрести товар от известных производителей. Иначе можно легко нарваться на подделку.

Тормозные колодки – это важная часть системы торможения автомобиля, отвечающая за снижения скорости транспортного средства при необходимости. От качества и работоспособности тормозных колодок зависит безопасность водителя и пассажиров, поэтому каждый водитель должен знать, что такое замена тормозных колодок и как нужно поддерживать работоспособность тормозной системы. Это несложная процедура, поэтому для автомобилистов не составит труда заменить колодки своими руками.

Все детали в автомобиле имеют определенный рабочий ресурс, который в процессе эксплуатации снижается. На износ тормозных колодок влияют различные факторы, поэтому частота замены может меняться в каждом отдельном случае. Как заменить тормозные колодки и что для этого нужно – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Большая часть легковых автомобилей оснащена дисковыми тормозами, но на некоторых из них все еще установлены барабаны (например, Toyota Prius). При нажатии на педаль тормоза фрикционная поверхность колодок контактирует с диском, в результате чего его движение замедляется. В случае с барабанными тормозами все происходит аналогичным образом, только накладки прижимаются не с обеих сторон, как это происходит с диском, а из внутренней стороны барабана. Как только водитель отпускает педаль, колодки автоматически возвращаются в исходное положение.

Как устроена тормозная система автомобиля

Постепенно происходит износ фрикционной поверхности, в результате чего система не может замедлять ход транспортного средства. Неисправная тормозная система ставит жизнь водителя, пассажиров и других участников движения под угрозу. Поэтому нужно менять колодки своевременно, не откладывая это дело на потом.

Почему колодки изнашиваются

На продолжительность работы тормозных колодок могут повлиять следующие факторы:

  • качество ранее выполняемой замены колодок;
  • климатические условия вашего региона;
  • компания-производитель;
  • стоимость детали;
  • особенности вождения автомобиля;
  • качество дорожного покрытия.


Износ тормозных колодок

На заметку! Рекомендуется проводить проверку работы тормозной системы каждые 10 000 км. Во время проверки нужно особое внимание уделять тормозным колодкам, их поведению при нажатии на педаль тормоза. При появлении скрипов или других сторонних звуков нужно проводить замену поврежденных элементов.

Несмотря на различные факторы, влияющие на периодичность замены тормозных колодок, есть усредненные данные. Если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля, то менять колодки нужно каждые 15 000 км. В случае с иномарками эти показатели существенно отличаются и проводить замену рекомендуется каждые 20 000 км. Если речь идет о гоночных авто, тогда замену нужно проводить гораздо чаще (примерно каждые 5 000 км).


Износ передних тормозных колодок более интенсивный, чем задних, поэтому их нужно менять в несколько раз чаще. Также есть существенная разница между эксплуатацией автомобиля с дисковыми и барабанными тормозами. Если средняя частота замены колодок для дисковых тормозов составляет 10 000-20 000 км, то для барабанных – 120 000 км. Но эти показатели могут меняться в зависимости от нескольких факторов, указанных выше.

Основные признаки износа

Тормозная система автомобиля работает в режиме нон-стоп, поэтому со временем некоторые ее узлы могут выходить из строя. Но чаще всего неисправности в системе возникают в результате износа колодок. Существует несколько признаков, которые помогают автомобилистам определить износ задних или передних тормозных колодок.

Тормозной путь увеличивается

Если вы вдруг заметили, что тормозной путь резко увеличился, то это может свидетельствовать о необходимости проведения замены колодок или других элементов системы. Как показывает практика, увеличение тормозного может быть вызвано повреждением тормозного суппорта или износом фрикционной поверхности колодок.


Неравномерный фрикционный износ колодок

Если на одной оси колодки износятся больше, чем на другой, то это, скорее всего, говорит о необходимости замены тормозного суппорта, так как он функционирует неправильно. Несвоевременная замена суппорта приведет к тому, что даже самые дорогие и новые колодки выйдут из строя достаточно быстро.


Неравномерный износ тормозных колодок

Нарушение целостности

Наличие механических повреждений, которые видны даже невооруженным взглядом, свидетельствуют о необходимости проведения замены поврежденных деталей. Чаще всего водители сталкиваются с повреждением тормозных дисков, отколу частей фрикционного материала с колодки, сильных потертостях или трещинах.


Большой свободных ход педали тормоза

Сильный износ тормозных колодок можно определить по усилию, которое нужно приложить для прижатия колодок к поверхности диска. В таком случае на педаль тормоза нужно нажимать с большим усилием, что водитель замечает практически сразу, как и увеличенный ход самой педали.


Пропадает тормозная жидкость

В процессе эксплуатации, когда колодки постепенно изнашиваются, замечается увеличение расхода тормозной жидкости. Связано это с тем, что тормозной суппорт вынужден работать с большим усилием для прижатия колодки к поверхности диска. Такая операция требует большее давление и, соответственно, количество тормозной жидкости. Это и приводит к быстрому снижению ее уровня в системе.


Срабатывание специального сигнала

Некоторые модели автомобилей оснащаются специальным датчиком, который оповещает водителя при истонченной тормозной колодке. Об этом можно узнать, услышав характерный звук или увидев загоревшуюся сигнальную лампочку. Если это случилось, то вам следует как можно скорее заменить колодки.


Что потребуется для замены

Перед тем, как поменять тормозные колодки, нужно подготовить все инструменты:

  • С-образная струбцина;
  • набор гаечных ключей (они потребуются для снятия колеса и ослабления крепления тормозного суппорта);
  • рабочие перчатки;
  • домкрат;
  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • защитные очки для защиты глаз от попадания химических веществ;
  • респиратор также может потребоваться, чтобы защитить вас от вдыхания вредной тормозной пыли;
  • комплект новых тормозных колодок.

Инструменты для замены тормозных колодок

Большинство из указанных выше инструментов должны храниться в гараже каждого автомобилиста, поэтому не нужно быть прирожденным механиком и иметь специальное оборудование для замены тормозных колодок, будь у вас ВАЗ 2101-21099 или Рено Логан.

Если с подготовкой инструментов не возникнет никаких проблем, то при выборе комплекта тормозных колодок вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. В первую очередь, связано это с большим количеством производителей.

На что нужно обращать внимание

Есть несколько важных моментов, которые нужно учитывать при выборе тормозных колодок. Это оригинальность деталей, качество упаковки, а также эксплуатационные особенности колодок.

Оригинальность деталей

Автомобильный рынок переполнен разными подделками, которые недобросовестные продавцы пытаются «впарить» водителям под видом оригинальных изделий. Причем определить подделку по стоимости удается далеко не всегда. Здесь нужна практика или особые навыки определять копию. Для этого существует большое количество информации в просторах интернета, где указываются основные методы отличия оригинальных деталей от подделок. Потратьте 30 минут свободного времени на изучение информации о ваших колодках.


Покупайте только оригинальные тормозные колодки

Если есть такая возможность, то совершать покупки нужно только в проверенных специализированных магазинах. Это поможет защититься от некачественной продукции.

Упаковка изделия

При выборе колодок, непосредственно в магазине, постарайтесь детально изучить упаковку. Прочите все надписи (ровность написанных строчек и правильность написания всех слов), обратите внимание на оформление упаковки. Также не лишним будет распаковать ее и осмотреть сами колодки на наличие механических повреждений и других дефектов. Проследите за тем, чтобы серийный номер на коробке совпадал с номером на самих колодках.


Изучайте информацию на коробке от тормозных колодок

Эксплуатационные особенности

Если вы являетесь любителем быстрой езды, то и колодки нужно подбирать соответствующие. Есть специальные тормозные колодки, которые предназначены для эксплуатации в городских условиях, в горных районах или для спортивного способа езды.


Рейтинг производителей

Определившись с типом тормозных колодок, который больше всего вам подходит, осталось только выбрать производителя. С этим мы попытаемся вам помочь. Ниже представлен список известных брендов тормозных колодок для отечественных автомобилей и иномарок.

Таблица. Обзор лучших производителей тормозных колодок.

Название бренда Описание
ABS Европейский производитель автомобильных тормозных частей, считающийся одним из лучших в мире. Компания выпускает продукцию не только для легковых, но и для грузовых автомобилей, захватывая спектр транспортных средств американского, корейского, японского и европейского производства.
По праву считается лидером в своей сфере. Компания Allied Nippon признана лучшим производителем тормозных колодок для автомобилей импортного происхождения. Благодаря минеральному металлу, используемому при производстве, колодки обладают повышенным коэффициентом трения.
ATE Продукция компании ATE отличается длительным сроком эксплуатации, что делает их одними из лучших в плане экономии и надежности. Тормозные колодки эффективно функционируют в различных погодных и температурных условиях.
При изготовлении тормозных колодок были использованы новейшие технологии, что обеспечивало оптимальное торможение при разных условиях. Ferodo Target – это идеальное сочетание цены и качества, поэтому многие автомобилисты предпочитают продукцию данного бренда.
Bosch В состав фрикционного материала тормозных колодок от компании Bosch входит минеральная вата, углеволокно, алюминий, медь, природный каучук и другие компоненты, что делает их стойкими к воздействию температуры и других внешних факторов. Продукция данного бренда отвечает всем стандартам по износоустойчивости, стабильности и равномерности характеристик.
Samko Итальянский производитель, сумевший завоевать весь мир. Фрикционный материал тормозных колодок не содержит асбест, что делает их уникальными в своем роде. Продукция отличается бесшумностью работы, термической устойчивостью и минимальной абразивностью. К тому же коэффициент трения колодок не меняется при повышении температуры, как это может происходить с некоторыми аналогами.

На заметку! Нельзя экономить на безопасности, поэтому при выборе тормозных колодок отдавайте предпочтение не стоимости продукции, а ее качеству. Низкосортные тормозные колодки изготавливаются из дешевых составляющих, что значительно снижает эффективность работы системы.

Приступая к процессу

Замена тормозных колодок обойдется автомобилисту намного дешевле, чем посещение автосервиса, что обычно приводит к серьезному удару по кошельку. Чтобы правильно выполнить эту процедуру в домашних условиях, нужно придерживаться пошаговой инструкции, указанной ниже.

Снятие старых колодок

Шаг 1. Купите качественные тормозные колодки. Они доступны в любом магазине автозапчастей или в местном автосалоне. Просто дайте менеджеру нужную информацию о вашем автомобиле (год выпуска, модель автомобиля и приблизительную стоимость изделия, на которую вы рассчитываете). В общем, чем дороже колодки, тем дольше они прослужат вам.



Шаг 2. Убедитесь, что автомобиль остыл. Если вы только что приехали на нем с работы или с магазина, вы рискуете сильно обжечься горячими колодками или суппортами. Перед тем, как приступить к замене, убедитесь, что эти части хорош остыли.



Шаг 3. Ослабьте гайки. Используя гаечный ключ, ослабьте каждую из гаек, которые фиксируют колеса. Открутите их примерно на 70%. Не ослабляйте все колеса одновременно. Как правило, при замене тормозных колодок меняются 2 передние или две задние колодки. Это зависит от вашего автомобиля и того, насколько равномерно изношена рабочая поверхность. Поэтому либо начинайте спереди, либо сзади.



Шаг 4. Осторожно поднимите автомобиль с помощью домкрата, пока он не поднимется достаточно для работы. Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы определить правильное положение домкрата под автомобилем. Поместите несколько противооткатных клиньев позади других колес, чтобы предотвратить движение автомобиля при замене.



Шаг 5. Можно приступать к снятию колес. Закончите откручивание фиксирующих гаек только тогда, когда ваш автомобиль будет в поднятом состоянии. Потяните колесо немного к себе для снятия.



Шаг 6. Подберите нужный размер гаечного ключа для снятия болтов крепления тормозного суппорта. Основная задача тормозного суппорта заключается в принудительном создании сцепления между фрикционной поверхностью колодок и диском. Как правило, суппорта крепятся к ступице автомобиля с помощью 2 или 4 болтов. При необходимости воспользуйтесь WD-40, если у вас возникнуть проблемы с откручиванием фиксирующих гаек.



Воспользуйтесь возможностью, чтобы проверить работоспособность тормозных суппортов. Для этого немного подвигайте их со стороны в сторону в состоянии покоя. Но здесь нужно быть осторожным, даже несмотря на то, сто крепления откручены не до конца.

Шаг 7. Аккуратно подвесьте тормозной суппорт на нишу колеса, как это показано на картинке. Используйте небольшой кусок проволоки, чтобы подвесить суппорт. Так вы сможете защитить гибкий тормозной шланг от передавливания.



Замена элементов

Шаг 1. Пришло время для снятия старых тормозных колодок, но перед этим нужно запомнить положение, в котором каждая из них была закреплена. Как правило, зафиксировать колодки можно с помощью специальной металлической защелки. После снятия колодок нужно провести визуальный осмотр тормозного диска. Обращайте внимание на различные трещины или сколы. Многие производители рекомендуют проводить замену тормозных дисков вместе с накладками.



Шаг 2. Установите новые колодки. На этом этапе вы можете нанести смазывающую жидкость на металлические края тормозных колодок. Это позволит избежать появления скрипов при торможении. Избегайте попадания смазки на рабочую поверхность колодок, поскольку это может снизить эффективность тормозной системы автомобиля. Установите новые элементы в обратном порядке.



Шаг 3. Проверьте уровень тормозной жидкости на вашем автомобиле и при необходимости добавьте немного. Закрутите крышку бачка тормозной жидкости, когда закончите.



Шаг 4. Установите тормозной суппорт на свое место. Аккуратно поставьте суппорт назад на тормозной диск, стараясь ничего не задеть и не повредить. После этого закрутите и надежно затяните фиксирующие болты, удерживающие суппорт руками.



Теперь нужно установить на место тормозной суппорт

Шаг 5. Установите колесо обратно. Поставьте колесо и затяните крепежные гайки. Только после этого можно опускать машину на землю.



Шаг 6. Затяните колесные гайки до упора. Когда автомобиль окажется на земле, начинайте затягивать противоположные гайки. Это позволит повысить надежность крепления колеса. Почитайте руководство к эксплуатации автомобиля. Там должна быть информация об усилии, которое нужно прикладывать при закручивании гайки (момент затяжки). Для его измерения вам потребуется динамометрический ключ.



Затяните колесные гайки до упора

Шаг 7. Запустите автомобиль. Убедившись, что автомобиль стоит на ручном тормозе, прокачайте тормоза, нажав на них 15-20 раз. Это поможет вам удостовериться, что колодки были установлены правильно.



Шаг 8. Проверьте новые тормозные колодки. Двигаясь на скорости не более чем 10 км/час, плавно нажмите на педаль тормоза. Если автомобиль останавливается нормально, повторите тест на скорости 20 км/час. Повторите еще несколько раз, постепенно увеличивая скорость до 60 км/час. После этого проверьте работу тормозных колодок, двигаясь на задней передаче. Это ускорит процесс прилегания новых колодок к тормозному диску.



На заметку! Обращайте внимание на звуки при движении. После установки новые тормозные колодки могут немного скрипеть, это нормально. Но если при торможении вы услышали металлический скрежет, то, скорее всего вы неправильно установили колодки. Как можно скорее переставьте их.

Прокачка тормозов

Шаг 1. Открутите колпачок с бачка цилиндра тормоза. Под влиянием окружающей среды тормозная жидкость в процессе эксплуатации загрязняется (туда попадает грязь, пыль, влага). Это все негативно влияет на свойства жидкости, из-за чего снижается ее температура кипения. Обязательно слейте жидкость, если вы собираетесь менять тормозные колодки или суппорта. Но, как бы это иронично не звучало, в процессе замены вам может понадобится эта жидкость, поэтому сливать нужно из самих тормозных суппортов, а в бачке нужно оставить немного.



Шаг 2. Сливайте тормозную жидкость последовательно. Начинать нужно с той стороны, которая расположена дальше всего от бачка. Обязательно нужно свериться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, так как все модели авто разные в этом плане. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы не нашли инструкцию, тогда проконсультируйтесь у продавца магазина автозапчастей.



Шаг 3. Прикрепите пластиковый шланг к ниппелю, который играет роль сливного отверстия для тормозной жидкости. Поместите другой конец шланга в маленькую бутылку или кастрюлю, чтобы слить жидкость. Чтобы воздух не возвращался обратно в систему, вам нужно повесить или удерживать бутылку над уровнем суппортов.



Шаг 4. Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Когда двигатель выключен, попросите своего друга постоянно накачивать тормоза, пока он не почувствует сопротивление. После этого он должен вас оповестить, чтобы вы знали о появлении сопротивления. После этого нужно слегка открутить штуцер.



В этот момент жидкость должна сливаться в бутылку или кастрюлю. Закрутите винт сливного отверстия обратно, когда нога вашего друга коснется пола. Повторяйте этот процесс, пока не увидите пузырьки воздуха в трубке.

Шаг 5. Дважды проверьте систему на наличие пузырьков воздуха. Если сжатие педали тормоза сопровождается бурлением жидкости в главном цилиндре, то в системе все еще есть пузырьки воздуха. Начните сливать ее снова, прежде чем садиться за руль.



Поверните рулевое колесо автомобиля, чтобы переднее колесо было вывернуто наружу. Это значительно облегчит процедуру замены тормозных колодок благодаря увеличенному доступу для работы.


Если вы меняете колодки на задних колесах, аккуратно работайте рядом с системой стояночного тормоза. Будьте предельно осторожным при снятии и регулировке. Осмотрите тормозные диски на предмет износа и ржавчины. Эти два симптома могут привести к появлению скрипов колодок при торможении.

Важные моменты

При замене нужно учитывать некоторые нюансы. Это позволит избежать распространенных ошибок, с которыми часто сталкиваются новички.

  1. Всегда используйте подставки при поднятии машины домкратом и подставляйте под колеса противооткатные клинья или обычные кирпичи. Это позволит предотвратить движение машины при замене колодок. Полностью полагаться на работу домкрата в данном случае не стоит.
  2. Избегайте контакта смазки с поверхностью тормозной колодки. Если это все-таки случилось, то система перестанет создавать необходимое трение и станет практически бесполезной.
  3. Не удаляйте тормозной шланг с суппорта. Это может привести к тому, что воздух войдет в систему, и она перестанет нормально функционировать.

Надеемся, наша статья была полезной для вас, и вы сумели самостоятельно сменить тормозные колодки. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео - Замена тормозных колодок на ВАЗ 2108, 2109

При выборе нового транспортного средства, многие люди обращают особое внимание на такие параметры активной системы безопасности, как количество подушек (Airbag), наличие системы курсовой устойчивости, системы предупреждения об отклонении с выбранной полосы движения и ряд других. Но обращая внимание на, казалось бы, очень важные автомобильные опции, мы забываем проверять надежность самой основной системы безопасности - надежность тормозов.

Тормоза несут ответственность за замедление автомобиля и доведения его до полной остановки. Если в вашем транспортном средстве присутствует «здоровая» тормозная система, и вы поддерживаете ее в рабочем состоянии (не забывая при этом о наших ), то, возможно, вам никогда не придется использовать подушки безопасности или узнать на собственном опыте о зонах деформации своей машины.

КАК РАБОТАЕТ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ?

Давайте быстро рассмотрим, как работает тормозная система автомобиля. Большинство современных моделей оснащены дисковыми тормозами на всех четырех колесах, хотя некоторые транспортные средства до сих пор оснащены барабанными тормозами на задних колесах и дисковыми на передних (американский вариант ). Когда вы нажимаете на педаль тормоза в транспортном средстве, оборудованном дисковыми тормозами, набор из термостойких колодок зажимает вращающийся ротор тормоза, используя трение для замедления колес, которое, в конечном итоге, доводит автомобиль до полной остановки.

Со временем эти колодки изнашиваются, что снижает их способность замедлять ход автомобиля. Вот почему важно заменить колодки именно тогда, когда это становится необходимым; тем не менее, вам не всегда нужно обращаться к механику, чтобы привести тормоза своего автомобиля в порядок. В то время как ремонт непосредственно тормозной системы лучше оставить профессионалам, замена тормозных колодок относится к тому типу работы, которую вы можете выполнить сами, при чем в домашних условиях.

В этой статье мы обсудим, как менять тормозные колодки - довольно простой процесс, который может избавить вас от поездки в мастерскую. Читайте далее и вы узнаете, как определить, что пришло время перейти на новые колодки.

КОГДА МЕНЯТЬ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ?

Прежде всего, помните следующее: очень опасно для вашей жизни и жизни окружающих затягивать с заменой тормозных колодок. Так как вы регулярно применяете тормоза на протяжении не одной тысячи километров, тормозные колодки постепенно изнашиваются, их способность останавливать автомобиль постепенно снижается . Но как же узнать, что пришло время замены колодок?

К счастью, определить то, что вашему автомобилю требуется небольшое обслуживание тормозной системы не так уж сложно. Дисковые тормоза обычно включают в себя часть, которая называется индикатором износа. Индикатор износа - это небольшой кусок металла, прикрепленного к тормозной колодке, который контактирует с тормозным диском, когда материал колодок изнашивается до определенного уровня. Когда вы нажимаете на педаль тормоза и слышите громкий скрежет, знайте - это индикатор износа взаимодействует с тормозным диском. Этот шум является сигналом, что тормоза вашего автомобиля нуждаются в осмотре.

Другими словами, если тормоза создают много шума, не мешкайте, решайте эту проблему как можно быстрее.

Если вы решили заняться решением проблемы самостоятельно, то следует знать еще несколько признаков изношенности ваших тормозов. Если тормозные колодки сильно изношены, они могут оставлять круглые следы или бороздки на тормозных дисках. Эти следы, или, как их принято называть, царапины, очень похожи на бороздки виниловых пластинок и являются признаком того, что необходима срочная замена колодок. Если царапины на дисках особенно глубокие - - возможно, сами диски также нуждаются в замене. Если бороздки не слишком углубились в поверхность тормозного диска, вы можете обработать его на полировочном станке, чтобы придать диску новую, гладкую поверхность. Как правило, шлифовка набора тормозных дисков стоит куда меньше, чем полная замена.

В то время, когда вы осматриваете колодки, неплохо было бы проинспектировать и тормозные шланги на предмет наличия трещин и отверстий. Если в тормозных шлангах есть какая-то неисправность (или утечка), давление в тормозной системе будет постепенно снижаться, и тормозная система вашего автомобиля не будет работать должным образом - а иногда это чревато полным отказом системы. Не забудьте также хорошо осмотреть все соединения. Тормоза должны быть запечатаны в этом конце системы, так что вы не должны увидеть капли тормозной жидкости рядом с колесом. Если вы обнаружили утечку, попробуйте найти источник. В зависимости от ваших способностей, вы можете либо устранить утечку самостоятельно, либо обратиться за помощью к профессионалу. В любом случае, устраните проблему как можно быстрее. Даже небольшая утечка в гидравлической тормозной системе может быть очень опасной.

Тормозные колодки вашего автомобиля должны прослужить вам десятки тысяч километров, но во многом это зависит от конкретного транспортного средства и от вашего стиля вождения. Чем больше вы задействуете тормоза, тем короче продолжительность жизни тормозных колодок. Когда приходит время их замены, не бойтесь выполнить ремонт самостоятельно.

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ЗАМЕНЕ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Ремонт тормозов, особенно когда речь идет о замене тормозных колодок, не всегда означает требовательную и тяжелую работу, но должная подготовка может ускорить процесс и даже сделать его более безопасным. Давайте поговорим о том, как подготовить ваш автомобиль к работе.

Начните с размещения блоков под вашим автомобилем, чтобы зафиксировать его и предотвратить его движение в то время, когда вы будете работать с тормозными колодками. Затем ослабьте (но не снимайте полностью) гайки на том колесе, на котором вы собираетесь менять колодки, например, так, как если бы вы собирались поменять резину.

Затем используйте домкрат, чтобы поднять автомобиль и закрепить его. Этот шаг очень важен. Замена колес автомобиля является довольно быстрой процедурой (что подтверждает наша статья « »), но замена тормозных колодок занимает намного больше времени. Кроме того, работая с колодками, под автомобилем находится большая часть вашего тела, чем при работе с автомобильными шинами. Максимально обезопасить себя от падения автомобиля имеет решающее значение на этом этапе. После того, как вы установили автомобиль на домкраты, покачайте его немного. Будет намного лучше, если автомобиль упадет с домкратов сейчас, чем в процессе замены самих колодок. Побеспокойтесь о своей безопасности.

Теперь, когда автомобиль находиться в воздухе (на надлежащем уровне безопасности), открутите гайки до конца и снимите колеса. Это обнажит тормозные диски, тормозные суппорты и тормозные колодки вашего автомобиля.

Итак, теперь ваш автомобиль готов к работе. Но что вам понадобиться непосредственно для замены тормозных колодок если вы находитесь в условиях дома? В следующей части нашей статьи мы поговорим об инструментах, необходимых для выполнения этой работы.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАМЕНЫ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Инструменты для ремонта тормозной системы, особенно те, которые используются при замене тормозных колодок, не принесут вам дополнительной головной боли и не требуют специальных навыков в использовании. На самом деле, их легко можно найти в любом (к примеру на сайт) или в специальном отделе вашего любимого гипермаркета.

Вот короткое изложение того, что вам понадобится, и почему:

* С-образная струбница - она используется для того, чтобы давить на комплект суппорта и толкать поршень до упора, возвращая тормоза в исходное положение, как только новые колодки займут свое место. Примечание: некоторые автомобили требуют использования специального инструмента для тормозного суппорта, который втягивает его поршень до упора. Помните, прежде чем начать любые ремонтные работы, никогда не будет лишним провести небольшое исследование и узнать, какие именно инструменты нужны для выполнения той или иной задачи именно в вашем транспортном средстве.

* Гаечный ключ - для того, чтобы ослабить болты суппорта. Марку гаечных ключей вы можете выбирать самостоятельно, но не забывайте о специфике любого транспортного средства.

* Ключ для гаек крепления колеса - чтобы снять гайки, которые крепят колесо.

* Перчатки - они нужны для того, чтобы защитить ваши руки от химических веществ и грязи, с которыми вы можете столкнуться во время процедуры.

* Респиратор и защитные очки - маска нужна для того, чтобы предотвратить вдыхание тормозной пыли, а очки, чтобы защитить ваши глаза от мелких кусочков металла и химических жидкостей во время непосредственной работы над заменой колодок.

* Новые тормозные колодки - их предназначение очевидно - заменить изношенные тормозные колодки.

У многих из вас, вероятно, уже есть большая часть этих автомобильных инструментов, которые хранятся в вашем гараже или в рабочей зоне. Другими словами, вам нет необходимости быть профессиональным механиком, чтобы самостоятельно заменить тормозные колодки. Стоить отметить, что покупка новых колодок также не влетит вам в копеечку. Вы с легкостью сможете приобрести стандартный набор в любом магазине автомобильных запчастей или же в Интернете. Обычно, цены колеблются от 40 до 100 долларов США.

УДАЛЕНИЕ СТАРЫХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Теперь, когда ваш автомобиль находится в воздухе и надежно зафиксирован, все инструменты находятся у вас под рукой, пришло время приступить к тому, что вы намеревались сделать с самого начала: удалить старые тормозные колодки и заменить их новыми.

Давайте быстро проанализируем, на каком этапе мы с вами находимся на данный момент. Автомобиль зафиксирован в воздухе, колеса и шины сняты, чтобы обнажить тормозные диски и суппорты. Чтобы снять изношенные тормозные колодки, сначала нам нужно снять суппорты. Используйте гаечный ключ, чтобы ослабить болты суппортов, которые держат их на месте, а затем полностью снимите болты (или открутите настолько, насколько это является возможным).

После того, как болты удалены, поднимите суппорты над тормозным диском. Они по-прежнему будут присоединены к автомобилю тормозными трубками. Следующая информация очень важна - не позволяйте суппортам повиснуть на этих трубках . Это может привести к повреждению тормозных трубок, что, в свою очередь, может повлечь за собой неисправность тормозной системы. Вместо этого, прикрепите суппорты к ближайшим частям подвески с помощью проволоки или провода. Убедитесь, что тормозные трубки свободно провисают и нигде не зажаты, не перекручены и не лежат на пути любого из инструментов, которые вы будете использовать в течение всего процесса.

Взгляните на тормозной диск, который теперь не прикрыт суппортом. Если на диске есть глубокие царапины или бороздки, у вас, вероятно, возникнет желание отполировать поверхность или заменить диски на новые. Помните, что очень важно держать во внимании все мелочи, когда вы делаете ремонт самостоятельно, поэтому у вас должен быть либо шлифовальный станок, либо новые диски.

Теперь, когда вы убрали тормозные суппорты, вы можете видеть непосредственно тормозные колодки. Они, как правило, удерживаются на месте с помощью шпилек или болтов, а иногда и тем и другим. Удалите любой тип оборудования, который крепит колодки к суппорту, и извлеките колодки.

Теперь осмотрите колодки. Выглядят ли они слишком изношенными? Являются ли они относительно тонкими по сравнению с новыми колодками, которые вы приобрели? Если это так, то вы приняли правильное решение, и настало время установить новые.

Пока все получается великолепно! Теперь, когда мы успешно извлекли старые колодки, давайте поставим новые и закончим этот мелкий ремонт тормозной системы.

УСТАНОВКА НОВЫХ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Практически пришло время установить новые тормозные колодки. Но прежде чем вы сможете сделать это, нужно выполнить еще один шаг. Вы должны вручную убрать поршень суппорта.

Если вы посмотрите на внутреннюю часть суппорта, вы увидите, как выходит цилиндрический поршень - эта часть давит на внутреннюю сторону тормозной колодки. Вы увидите, что этот поршень приспособился к изношенным колодкам, так что вам нужно сбросить его в исходное положение, прежде чем суппорты, вместе с новыми и более толстыми колодками, будут установлены на свои места.

Перед сбросом поршня в суппорте, было бы неплохо снять крышку, которая накрывает резервуар с тормозной жидкостью. Если вы этого не сделаете, то вам придется сражаться со значительным количеством жидкости, находящейся под давлением.

Теперь, когда вы сняли крышку резервуара, наступает момент, когда вам понадобится С-образная струбница. Поместите ее конец с винтом на поршень. Если хотите, вы можете использовать небольшой кусочек коркового дерева, чтобы защитить поверхность поршня. Когда вы провернете конец с винтом, струбница увеличит давление на поршень. Продолжайте ее затягивать до тех пор, пока вы не будете в состоянии вставить новые колодки в суппорт и установить суппорт с новыми колодками на тормозной диск.

Если вы обнаружили, что поршень не сопротивляется втягиванию, не давите на него. Возможно, вы имеете дело с суппортом, поршень которого проворачивается, когда выпрямляется. Если это так, то вам понадобится специальный инструмент, который заправляет поршень обратно в суппорт. Инструмент для тормозного суппорта - специально разработанный инструмент, который позволяет вернуть на место этот тип поршня суппорта - доступен для покупки практически в каждом магазине автозапчастей. Если у вас не получается найти его в , вы можете заказать этот инструмент он-лайн, или, если вам повезет, вы можете поинтересоваться у соседа, вдруг в его гараже завалялся такой и он сможет одолжить его вам до вечера.

Как только поршень тормозного суппорта возвращен на первоначальное место, вы можете закрыть крышку резервуара с тормозной жидкостью. Помните, что лучше не оставлять резервуар открытым дольше, чем того требуют обстоятельства. Мусор или даже вода смогут найти свой путь в гидравлическую тормозную систему вашего автомобиля. Тормозная жидкость гигроскопична, что означает, что она впитывает и удерживает воду. Вода в тормозных трубках приводит к серьезным проблемам безопасности и более сложному ремонту, чем относительно простая замена тормозных колодок, которую мы с вами заканчиваем.

Установка новых тормозных дисков на данном этапе требует просто их проскальзывания на место, где раньше располагались старые. Если этот процесс вызывает какие-либо трудности и вам не просто вставить новые колодки просто руками, вы можете нежно помочь им обычным или резиновым молотком. Затем установите шпильки или болты, которые удерживали предыдущие колодки, и дело практически сделано.

Затем, установите суппорт на его место на тормозном диске. Убедитесь, что он плотно прилегает, и затяните болты, которые удерживают суппорт. Убедитесь в том, что все вернулось на свои места, а затем несколько раз надавите на педаль тормоза внутри автомобиля, чтобы убедиться, что все находиться в норме. Возможно, вам понадобиться несколько нажатий на педаль для того, чтобы все компоненты тормозной системы стали на свои места.

Оставшаяся часть ремонта самая простая. Установите колесо на место, затяните гайки, опустите автомобиль на землю с помощью все тех же домкратов. Не забудьте полностью затянуть гайки колеса, когда автомобиль будет спущен на землю.

Кроме того, не забудьте устроить автомобилю небольшой тест-драйв, чтобы убедиться в том, что работа по замене колодок завершилась успешно. Ремонт тормозов это одно дело, а убедиться в том, что он был проведен должным образом - совсем другое.

А вот занимательное видео о том, какие можно совершить ошибки при замене тормозных колодок.

Похожие публикации