Игра по обществознанию на тему "труд". Тест на тему "труд" Усилие, направленное на достижение чего-либо

Урок-игра на тему: Труд-основа жизни.

Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)

УЗЗВУ (урок закрепления знаний и выработки умений)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

· Предметные:

1. Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

· Метапредметные:

1.Регулятивные: обучающиеся смогут планировать учебную деятельность для решения проблем.

2.Коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

3.Познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.

4.Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру на тему: «Труд – основа жизни». Для начала давайте подумаем над вопросом: «что такое труд?» (предлагают варианты, вместе с ребятами даем целостное определение). Итак, на прошлом занятии на дом вам было дано задание - распределиться на команды, дать им название, выбрать капитанов и придумать девиз. Ну что ж, начнем с представления команд.

1 конкурс «Визитка».

Представляют свои команды (название, девиз, капитанов).

(очко получает та команда, которая наиболее ярко представилась).

Учитель: Теперь, после представления таких ярких команд, играть будет гораздо интереснее. Итак, объявляется конкурс «Цепочка».

2 конкурс «Цепочка».

Каждой из команд дан «Волшебный лист», который, переходя из рук в руки, должен складываться, чтобы ответ не видел следующий участник команды.

Учитель: Задание заключается в следующем: каждый из участников команды должен описать слово «труд» одним словом (например, уборка, учеба), затем нужно свернуть одну «дорожку» листа и передаете следующему игроку своей команды. Как только последний участник записывает ответ, листок нужно быстро передать мне.

Учитель разворачивает листки и читает определение труда, сложив его из записанных слов (очко получает та команда, которая не только быстро справилась с заданием, но и у которой ответ получился более правильным, лаконичным).

Учитель: Переходим к следующему конкурсу, который поможет вам ближе познакомиться с одной из самых интересных и вместе с тем сложных профессий – инженер. Ребята, а кто такой инженер? (предлагают свои варианты)

3 конкурс «Инженер».

Капитанам команд розданы части дома из бумаги (кирпичики). Каждый из участников по очереди должен прикрепить «кирпичики» магнитами к доске. Цель каждой команды: построить дом как можно быстрее и качественнее.

(очко получает та команда, которая быстро и правильно справилась с поставленной задачей)

4 конкурс «Шофёр».

Учитель: Перед вами на доске изображены две дороги (для каждой команды своя). Каждый из участников команды должен отметить на дороге какое-либо препятствие (знак дорожного движения, светофор и т.п.), встречающийся на дороге (учитель начинает, рисует зебру на каждой из дорог). Зарабатывает очко та команда, которая выполнит задание быстро и без ошибок.

Учитель: Следующий конкурс посвящен одной из самых благородных профессий – врачу.

5 конкурс «Врач».

Перед каждой командой ставится «Странная аптечка», рядом с аптечкой коробка, в которой лежат листочки (на каждом из листочков написано название различных предметов, часть из этих предметов – медицинские препараты (пилюли, лекарства, шприц), часть предметов, не касающихся медицины – кукла, шкаф, мяч. Каждый из участников, вытаскивая листочек с названием должен быстро определить, что нужно врачу на работе, а что является лишним.

Зарабатывает очко та команда, которая правильно заполнит аптечку.

6 конкурс «Художник».

Учитель: Сейчас каждому из участников команды раздается листок, на котором написано название профессии (у всех участников они различны), по очереди каждый из Вас выходит к доске и рисует предмет, касающийся именно этой профессии. Участники другой группы должны угадать по рисунку данную профессию.

Подведение итогов, выставление оценок.

Анашкина Э.А. учитель обществознания первой категории ГБОУ СОШ с. Кашпир Самарской области

Тест для 6 класса на тему «Труд»


А1. Что является источником всякого богатства? 1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро
А2. Что является признаком деятельности человека в отичие от поведения животных? 1) использование природных материалов 2) инстинкт 3) планирование 4) объединение в группы
А3. Какая черта необходима людям творческих профессий? 1) фантазия 2) колективизм 3) практичность 4) планирование
А4. Как называется продукт, произведенный на продажу? 1) премия 2) труд 3) творчество 4) товар
А5. Что из перечисленного является платой за труд? 1) капитал 2) процент
3) заработная плата 4) рента А6. Выберите верное утверждение: а) богатым можно стать,только если копить деньги; б) источником богатства человека могут служить природные ресурсы. 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А7. Выберите верное утверждение: а) не всякое дело является трудом; б) не всегда труд приводит к результату. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А8. Меценатом называют: а) человека, который коллекционирует книги; б) человека, экономно тратящего деньги. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А9. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других: 1) товар 2) услуга 3) капитал 4) творчество А10. Создателем «пейзажа настроения» считается: 1) И.И. Левитан 2) В.М. Васнецов 3) К.Э.Циолковский 4) М.А. Врубель В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Труд

2. Творчество

3. Мастер

4. Талант

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой либо области- научной, художественной, практической. В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчествоЮ делающий предметы необычные и оригинальные. В2. Заполните пропуск в предложении.

Премия-денежное или материальное … за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.


В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратие внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.
Когда в поступках и действиях человека отсутствует(1)..., это автоматически сказывается на качестве самой его (2)... . жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную (3)... в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая (4)...выводит его из равновесия. Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от (5)... за других людей. Появляется своего рода слепота и глухота по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.

(«Смысл жизни». Елена Сикирич.

Сайт журнала «Человек без границ»)

А. Жизнь Б. Ответственность В. Потребность Г. Проблема Д. Ситуация Е. Смысл Ж. Судьба

Обобщение темы «Труд» 6 класс


Ответы
А1 3 А2 3 А3 1 А4 4 А5 3 А6 2 А7 1 А8 4 А9 4 А10 1
В1 1-В; 2- А; 3- Г; 4- Б В2 поощрение В3 1- Е; 2- А; 3- Ж; 4- Г; 5- Б ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ 1.
Тема 1. Предмет, метод и система трудового права
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие трудового права как отрасли права. Предмет трудового права.

  2. Метод трудового права и его особенности.

  3. Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, как предмет трудового права.

  4. Система трудового права и система трудового законодательства.

  5. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.

  6. Роль и функции трудового права: понятие и виды.

  7. Принципы трудового права.

  8. Свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда - основополагающие принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Контрольные вопросы по теме


  1. Чем наемный труд отличается от самостоятельного труда?

  2. Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?

  3. В чем заключаются особенности метода трудового права?

  4. Охарактеризуйте систему российского трудового права.

  5. В чем отличие трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом?

  6. Что понимается под отраслевыми принципами трудового права, и в какой правовой форме они закреплены?

  7. Как соотносятся нормы и принципы трудового права?

Краткие фабулы ситуации, необходимые для практического усвоения темы
1. По договоренности с директором организации во время ремонта в производственном корпусе было поручено обеспечивать вывоз мелкого строительного мусора.

Работать Ковалев должен был ежедневно по рабочим дням недели с 18.00 (после окончания работы ремонтной бригады) до 20.00.

Организация взяла на себя обязательство обеспечить его необходимыми средствами и за выполняемую работу ежемесячно выплачивать по 4000 руб.

Дайте правовую оценку указанной ситуации. Сконструируйте трудоправовую и гражданско-правовую модели отношений между Ковалевым и организацией. Можно дополнять указанную фабулу необходимыми дополнительными условиями.

2. Капитан полиции Лаптев обжаловал в суд приказ начальника о наложении на него дисциплинарного взыскания.

Суд производство по делу прекратил, полагая, что отношения по применению труда сотрудников полиции не относятся к категории трудовых и не входят в предмет трудового права. Правильное ли решение принял суд?

3. В ЗАО «Русь» в связи с увольнением Ивановой образовалась вакансия бухгалтера. Иванова, состоящая в этой должности три года, фактически из них проработала только два, поскольку около четырех месяцев в каждом году была нетрудоспособна из-за обострения собственных хронических заболеваний, а также необходимости ухода за больным ребенком. Столь частые отсутствия на работе бухгалтера весьма неблагоприятно сказывались на положении дел, поэтому директор ЗАО «Русь» после увольнения Ивановой решил, что бухгалтером должен быть физически здоровый мужчина.

С учетом этих соображений он дал объявление в газету:

«Требуется мужчина, не имеющий хронических заболеваний и вредных привычек, в возрасте до 35 лет с высшим экономическим образованием для работы в должности бухгалтера».

Согласуются ли пожелания директора и данное им объявление с принципами российского трудового права?

4. Дайте характеристику основных способов правового регулирования – запрет, дозволение, предписание, а также соответствующие им формы реализации права – соблюдение, использование, исполнение.


  1. Понятие наемного труда.

  2. Заемный труд.

  3. Отграничение трудового права от смежных отраслей.

  4. Особенности метода трудового права.

  5. Принципы трудового права.

Список обязательных источников информации (нормативного, теоретического характера
Нормативные акты
Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. // Российская газета. 1998. 16. дек.

О принудительном или обязательном труде: Конвенция МОТ № 29 1930 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. 19.

О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности: Конвенция МОТ № 100 1951 г. // Ведомости ВС СССР. 1956. № 10. Ст. 202.

Об упразднении принудительного труда: Конвенция МОТ № 105 1957 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.

О дискриминации в области труда и занятий: Конвенция МОТ № 111 1958 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1967. Вып. 22.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 145–ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.22.2011 г. № 362-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

О занятости населения в Российской Федерации: Закон от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.07.2012 г. № 133-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
Рекомендуемая литература
Адриановская Т.Л. Правовая защита женщин от дискриминации в сфере труда и занятости // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: Сб. науч. статей. Краснодар; СПб., 2004.

Адриановская Т.Л. Защитная функция трудового права: Науч. тр. РАЮН. Вып. 3: В 3 т. М., 2003. Т. 2.

Андриановская И.И. Значение преемственности в формировании предмета трудового права как отрасли права // Юридический мир. 2009. № 3.

Бондаренко К.А. О методе договорного регулирования трудовых и иных правоотношений // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 17 - 19.

Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2011. N 1. С. 69 - 75.

Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве / Под ред. Е.А. Огиенко. Пермь, 1992.

Гаращенко Л.П. Сравнительно-правовой метод исследования источников трудового права (сущность и значение) // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 10 - 12.

Горохов Б.А., Маврин С.П. Российское трудовое законодательство и международное трудовое право // Правоведение. 2004. № 6.

Деменева Н.А. Дискриминация в сфере труда: проблемы методологии // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 19 - 22.

Кузьменко А.В. Особенности применения правовых принципов в регулировании некоторых "пограничных" отношений трудового права // Российский ежегодник трудового права. 2009. № 5 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 100 - 106.

Лютов Н.Л. Дискриминация в области труда и занятий: проблемы определения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 20 - 24.

Киселев А.В. Трудовой кодекс России: согласие и диссонансы с Европейской социальной хартией // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Маврин С.П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики // Правоведение. 1992. № 2.

Орловский Ю.П. Реализация принципов трудового права - важное условие его дальнейшего развития // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 24 – 27; № 2. С.7-10.

Орловский Ю.П.

Офман Е.М. Применение сравнительного метода в трудовом праве // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 7 - 10.

Сойфер В.Г. К вопросу о месте трудового договора в гражданском обществе // Законодательство и экономика. 2012. № 6. С. 5 - 11.

Улюмджиев Е.А .Эффективность трудового права: некоторые вопросы теории //Юридический мир. 2009. № 6.

Хохлов Е.Б. Некоторые актуальные проблемы теории и практики современного российского трудового права // Правоведение. 2006. № 4.

Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф. Основные направления развития российского трудового законодательства // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 5 - 19.

Шишкин В.В. Эволюция предмета трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 27 - 30.
Тема 2. Источники трудового права
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие источников трудового права, их виды.

  2. Международные правовые акты о труде.

  3. Конституция РФ как источник трудового права.

  4. Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

  5. Подзаконные нормативные акты, регулирующие трудовые и иные отношения, непосредственно связанные с ними.

  6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

  7. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

  8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере применения труда.

  9. Акты социального партнерства.

  10. Характеристика локальных нормативных актов в трудовом праве. Договоры в трудовом праве.

  11. Значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ для применения законодательства о труде. Проблема судебного прецедента в трудовом праве.

  12. Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, во времени и пространстве.

  13. Действие нормативных правовых актов СССР на территории Российской Федерации.

  14. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда.

Контрольные вопросы по теме


  1. Что понимается под источником российского трудового права?

  2. Раскройте понятие «трудовое законодательство».

  3. Раскройте понятие «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

  4. Что такое «локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права» и как он принимается?

  5. Определите действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Краткие фабулы ситуации, необходимых для практического усвоения темы
1. Гражданка Яковлева в поисках работы выехала в одну из зарубежных стран. Вскоре она была принята на высокооплачиваемую работу в зарубежный филиал российской фирмы «Рамекс». Однако когда Яковлева в неофициальной обстановке критически высказалась о директоре филиала, то была уволена без объяснения причин. Она обратилась в российской консульство с вопросом: что ей необходимо предпринять для восстановления нарушенных прав, поскольку при ее увольнении были грубо нарушены нормы ст. 81 ТК РФ?

Сформулируйте ответ консула. Как действуют нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пространстве и по кругу лиц?

2. В ЗАО «Типография «Принт» в декабре 2010 г. был заключен коллективный договор, по которому тарифные ставки рабочих и служащих устанавливались приказом директора, а не действующим отраслевым тарифным соглашением, которое предусматривало большую величину тарифных ставок и их регулярную индексацию. Через несколько месяцев профсоюзный комитет был переизбран, и его новый председатель обратился к директору с предложением о внесении изменений в коллективный договор, которые бы учитывали нормы отраслевого соглашения. Директор ответил, что он против, а нормы отраслевого соглашения являются для него всего лишь ориентиром.

Каково соотношение юридической силы различных нормативно-договорных актов? Необходимо ли в данном случае вносить изменения в коллективный договор? Как действуют нормативные акты, принятые до введения ТК РФ?

3. Директор ОАО «Энергострой» издал приказ, в котором со ссылкой на ст. 5 ТК РФ утверждалось, что льготы, предусмотренные до 1 февраля 2002 г. для некоторых категорий работников указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и не нашедшие отражения в ТК РФ, на работников ОАО не распространяются. Профком предприятия предложил директору отменить приказ как незаконный.

Кто прав в данной ситуации? Каковы особенности применения нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принятых до введения в действие ТК РФ?

4. В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П признаны не соответствующими Конституции РФ нормы ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», запрещающие увольнять по инициативе работодателя работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, без предварительного согласия профкома и вышестоящего профсоюзного органа.

В марте 2002 г. генеральный директор ОАО «Станкопром» вызвал к себе членов профсоюзного комитета и заявил, что если они будут мешать ему работать, то он уволит их по сокращению штатов (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Председатель профкома заметил, что в этом случае увольнение членов выборных профсоюзных органов в соответствии со ст. 374 ТК РФ возможно только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. В ответ на это генеральный директор сослался на вышеупомянутое решение Конституционного Суда РФ как имеющее высшую юридическую силу. Кто в данной ситуации прав и почему? Являются ли акты судебных органов источниками права?

5. Инспектор отдела кадров предприятия «Монтажспецстрой» предложил гражданину Юрченко, пришедшему наниматься на работу, заключить срочный трудовой договор. На возражение Юрченко, что работа, на которую он нанимается, не требует в соответствии со ст. 59 ТК РФ заключения срочного трудового договора, инспектор заметил, что в соответствии с действующими правилами внутреннего трудового распорядка организации со всеми вновь принимаемыми работниками должны заключаться срочные трудовые договоры.

Какая из сторон права? Каковы особенности действия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права?
Темы сообщений, рефератов по частным, наиболее дискуссионным вопросам


  1. Судебный прецедент в трудовом праве.

  2. Коллективный договор как источник права.

  3. Трудовой договор как источник права.

  4. Особенности применения международных источников права в регулировании трудовых правоотношений.

Список обязательных источников информации (нормативного, теоретического характера)
Нормативные акты
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация: Конвенция № 150 Международной организации труда от 11.10.1980 г. //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1871 – 1875; СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4651.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

Конвенция Союза Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.

О международных договорах: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда": Федеральный закон от 01.06.2011 № 106-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3246.

О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ: Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 17. Ст. 1930.

О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 17.11.2011 г. № 1505) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 16.08.2011 № 680) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898 –утратило силу..

Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст.3526.

Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 //СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3528.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2011. № 2.

О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Закон Краснодарского края от 07.05.1998. № 129-КЗ (ред. от 03.04.2009 № 1722-КЗ) // Кубанские новости. 1998. 19 мая.
Судебная практика
По делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в связи с жалобами граждан А.Ф. Кутиной и А.Ф. Поварнициной: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П // СЗ РФ. 2008. № 51, ст. 6205.

О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. 06.02.2007 г. № 5)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2; СПС КонсультантПлюс.
Рекомендуемая литература
Акопов Д.Р. Подзаконные источники трудового права и акты судебного нормативного толкования // Журнал российского права. 2006. № 7.

Архипов В.В . Процесс имплементации норм международных трудовых стандартов в российское трудовое законодательство //Законодательство и экономик. 2009. № 2.

Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 69 - 75.

Бочарникова М.А . Противоречия в трудовом законодательстве Российской Федерации и субъектов РФ // Журнал российского права. 2004. № 4.

Бугров Л.Ю. К дискуссии о трудовом договоре как источнике права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 53 - 57.

Бухреева Е. Правовая природа локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. № 1.

Горохов Б.А. , Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. № 6.

Еремина С.Н. Роль Трудового кодекса РФ и постановлений Верховного Суда: проблемы, взаимодействие и перспективы совершенствования // Трудовое право. 2011. № 6. С. 57 - 75.

Ершова Е.А. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права // Трудовое право. 2006. № 11.

Ершова Е.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник трудового права // Трудовое право. 2004. № 11.

Иванов С.А. Применение Конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8, 9.

Колебошин Г.М. Место правового обычая в системе источников трудового права России и Израиля // Трудовое право. 2007. № 5.

Маврин С.П. Трудовое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Правоведение. 2006. № 4.

Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти // Трудовое право. 2003. № 6.

Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства // Трудовое право. 2012. № 5. С. 5 - 18.

Офман Е., Станкова У. Постановление Верховного Суда и Трудовой кодекс РФ // Трудовое право. 2011. № 5. С. 85 - 93.

Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 72 - 80.

Сошникова Т.А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. № 12. С. 99 - 106.

Шаповал Е.А. Особенности подзаконных актов, содержащих нормы трудового права, как источников российского трудового права // Социальное и пенсионное право. 2011. № 2. С. 32 - 35.

Шаповал Е.А. Система трудового права и система источников трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 7 - 13.

Шаповал Е.А. О соотношении понятий "источники трудового права" и "трудовое законодательство" // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 16 - 21.

Яворчук Н.Н. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда молодежи // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сб. науч. работ КубГУ. Краснодар, 2004. Вып. 3.

Урок по обществознанию

Обобщающий урок по теме «Труд».

Класс: 6 класс

Предмет : Обществознание

Тип урока : урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Вид урока : обобщенный урок в форме игры - викторины

Методы обучения : словесный, исследовательский, познавательный, наглядный, объяснительный.

Цель: обобщить полученные учащимися знания по итогам изучения главы 4 «Труд» через игровую деятельность учащихся .

Задачи:

Образовательные:

Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к получению новых знаний.

Развивающие:

Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

Воспитательные:

Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.

Оборудование и материалы: школьная доска, мел, раздаточный материал, грамоты.

План урока:

    Вступление.

    Конкурс «Да или нет».

    Конкурс «Вопросы друг другу».

    Конкурс «Как ты понимаешь пословицы».

    Конкурс «Допиши словечко».

    Конкурс капитанов. Нарисуй «труд – как основа жизни», «труд и творчество».

    Подведение итогов.

Ход урока:

I . Организационный момент (2 минуты)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим и обобщим очень важную в наше время тему, особенно в вашем возрасте - это «Труд – как основа жизни».

Труд дает человеку все необходимое для жизни. Все люди, имеющие возможность трудиться, трудятся. Чем больше человек знает и умеет, тем более интересным и разнообразным трудом он может заниматься.

Класс делится на две команды. Каждая из команд должна придумать название и выбрать капитана.

II . Конкурс «Да или нет» (10 минут)

Каждой команде поочередно дается по одному утверждению. Нужно определить верно ли оно.

За каждое правильное утверждение 2 балла, за неправильное 0 баллов.

    Труд – это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений (да)

    Трудом принято называть всякое дело (нет)

    Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги (да)

    Богатство – это все, что ценят люди (да)

    Планирование – это не черта деятельности (нет)

    Выбирая тот или иной образ жизни, человек определяет и путь к жизненному успеху (да)

    Выбор деятельности зависит не от интереса к ней, твоих способностей и склонностей (нет)

    Для жизненного успеха важно понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей (да)

    Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище (да)

    Труд не бывает бездельным. Он всегда приводит к результату (да)

    Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи (да)

    Источниками богатства не могут служить природные ресурсы (нет)

    Творчество – это создание чего – то нового, ценного не только для данного человека, но и для других (да)

    Жизненному успеху могут сопутствовать разные условия: здоровье, способность, умение и другие (да)

    Успеху в жизни во многом не способствует единство интереса, целеустремленности и воли (нет)

    Взаимопонимание и взаимопомощь любой деятельности – это не залог ее успеха (нет)

III . Конкурс «Вопросы друг другу» (5 минут)

Каждая команда должна придумать по 2 вопроса на тему «Труд» и задать друг другу.

IV . Конкурс «Как ты понимаешь пословицы» (10 минут)

На столе разложены карточки, на внутренней стороне которых написаны пословицы. Участники каждой из команд поочередно берут по одной карточке и поясняют смыл пословиц.

За каждый правильный ответ 3 балла, за неполный ответ 1 балл, за неправильный ответ 0 баллов.

    «Начиная дело, думай о конце».

Заранее продумай цель и результат своего труда.

    «Поспешишь – людей насмешишь».

Планируй свою работу, рассчитывая время и силы на ее выполнение.

    «Каков мастер, такова и работа».

Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.

    «Кому работа в тягость, тому неведома радость».

Находи сам дела по душе, не жди уговоров и принуждения взрослых.

    «Была бы охота, заладится всякая работа».

Не бойся начинать новое, незнакомое дело.

    «Хорошая работа два века живет».

Делай работу аккуратно, используй имеющиеся знания и умения.

    «Есть терпенье, будет и уменье».

Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда.

    «Что посеешь, то и пожнешь».

Как постараешься сделать работу, такой и получишь результат.

    «В большом деле и маленькая помощь дорога».

Принимай посильное участие в коллективном труде.

    «Муравей невелик, да горы копает».

Настойчиво доводи дело до конца.

V . Конкурс «Допиши словечко» (10 минут)

Каждой команде раздается список утверждений. Нужно дописать пропущенное слово.

За каждый правильный ответ 2 балла, за неправильный ответ 0 баллов.

Утверждения для первой команды:

    Труд – это деятельность, которая требует знаний и... (умений)

    «Бедность – не... » (порок)

    Без труда нет... (добра)

    ... – это все, что ценят люди (богатство)

    ... – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов (ремесло)

Утверждения для второй команды:

    Продукт, произведенный на продажу называется... (товаром)

    Благотворительность состоит из двух слов: благо и... (творить)

    Терпенье и... все перетрут (труд)

    Человек славен... (трудом)

    ... – человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные (мастер)

VI . Конкурс капитанов. Нарисуй «труд – основа жизни», «труд и творчество» (5 минут)

Капитаны команд выходят к доске.

Капитан первой команды рисует как он представляет «труд – основа жизни» , а капитан второй команды «труд и творчество».

За этот конкурс от 5 до 10 баллов (в зависимости от рисунка).

VII. Подведение итогов (3 минуты)

Подведение итогов игры, объявление победившей команды и самых активных участников. В качестве награды выставляются оценки и выдаются грамоты каждой команде.

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения практических заданий, повторение предметных знаний по теме (обобщение и систематизация). Контроль за степенью усвоения УУД. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе.

Цели урока:

  • расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. Различать творчество и мастерство;
  • способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров;
  • развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Решение учебных задач с использованием Интернет-ресурсов.

Средства обучения: презентация PowerPoint (Приложение 1 ), выставка работ учащихся «Творчество в науке», «Творчество в искусстве», пакеты заданий для групповой работы, Интернет-ресурсы для поиска ответа на вопрос, анкета для учащихся для подготовки к уроку (Приложение 2 ).

Учебник: Обществознание, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Просвещение, 2012.

Межпредметные связи: история, МХК, москвоведение, русский язык, литература, экономика

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы работы

Результат

1. Организационный этап. 2 мин. Приветствие учащихся. Приветствие учителя, друг друга. Формирование групп. Индивид
Групповая
Личностные УУД : проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
5 мин. Задает вопросы по презентации для актуализации, обобщения и систематизации знаний, «вызов».
– Что объединяет изображения на первых четырех слайдах?
– Какая трудовая деятельность, изображенная на слайде, принципиально отличается от других?
– Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока (учитель вписывает тему в слайд).
– Что такое труд? Вписывает тему на слайде.
– Задание на правильное написание обществоведческих терминов и знание их определений (цена, товар, услуга, меценат, благотворительность)
– Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
Учитель предлагает достичь результатов урока в групповой форме. Как вы думаете, какие задания вы получите в папке?

Повторение правил работы в группе.

Отвечают на вопросы, анализируя изображения и обобщая имеющиеся знания. Изображения на 1-4 слайдах объединяет то, что на них изображен труд человека. В результате труда учителя оказывается услуга, на остальных создается товар. Сегодня на уроке мы будем повторять знания по теме: «Труд». Учащиеся дают определение понятию «труд».
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока и алгоритм их достижения.
Называют правильное написание обществоведчских терминов и поясняют их смысл.

Обобщение усвоенного.

Групповая Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью.
Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния
3. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков. Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. Задания для групп:
Задание 1. Выбрать определение, которое вы считаете наиболее полным, раскрывающим все признаки понятия «труд».
Задание 2. Прочитать пословицы о труде и сформулировать правила успешного труда.
Задание 3. Сделать все возможные выводы о характер труда по картинам.
Задание 4. Поработать с ресурсами Интернета и ответить на вопрос по трудовому праву (продолжительность рабочей недели в РФ, труд несовершеннолетних и т..).
Задание 5. Составить синквейн по теме «Труд».
В группах на отдельных листах выполняют задание.
Самостоятельно выбирают 4 задания из 5, которые будут выполнять в группе. Распределяют задания и роли в группе. Готовят устные и письменные ответы.
Групповая Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков. Развитие ИКТ -компетенции.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов, сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера.
4. Промежуточная рефлексия Во время выполнения этапа № 3 Просит учащихся оценить тему «Труд» на мишени интересов. Комментирует результат, прикрепляет на доску мишень интересов. Учащиеся отмечают на мишени интересов свое отношение к теме. Индивид Познавательные УУД : структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков.
4. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности 10 мин Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. Выступают одна (две) группы, первые справившиеся с заданием. Представители групп у доски отвечают на вопросы, представляют итоги групповой работы, анализируют, доказывают, аргументируют. Групповая Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталонным. Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния, мотивация.
Коммуникативные УУД:
5. Динамическая пауза 1 мин Изобразите, какие движения характерны для водителя автобуса, художника, дворника, плотника, учителя. Учащиеся изображают стоя движения, характерные для лиц указанных профессий. Коллективная Здоровьесбережение,переключение внимания, отдых
6. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Повторная рефлексия.
5 мин Учитель знакомит учащихся с результатами анкетирования, которые представлены на слайдах. . Задает вопросы по результатам анкетирования:
1. Что такое труд?
2. Что создается в процессе труда?
3. Как вознаграждается труд?
4. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Анализируют результаты анкеты, делают выводы, прогнозируют возможные ответы учащихся. Коллективная Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Личностные УУД: оценивание усваимого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль.
7. Рефлексия. 5 мин Задает индивидуальное задание учащимся по теме «Труд». Два вопроса представлены на слайде с использованием иллюстраций:
1. Чем отличается активность паука от активности ткачихи?
2. Сделайте выводы на основе изображений.

Что удалось?
Что не удалось на уроке?

Учащиеся письменно отвечают на отдельном листе на два вопроса. Приходят к выводу, что труд ткачихи осознанный, целенаправленный, а паук плетет паутину на основе инстинктов.
Анализируя изображение, делают выводы, что история человечества - это история трудовой деятельности.

Делают выводы по уроку.

Индивид Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивные УУД:
8. Домашнее задание. 2 мин Объяснение домашнего задания. Самостоятельно выбирают объем домашнего задания по рабочей тетради к учебнику Л.Н.Боголюбова Индивид Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Похожие публикации