Где проходит граница с монголией и китаем. Переход границы

Много я повидал границ, чертовски много. Где-то все происходит быстро и четко, как в Европе и США, где-то травматично для психики и содержимого вашего кошелька, как в или Гамбии. Но такую прикольную границу, как между Китаем и Монголией не пересекал никогда. Как вы помните, из-за в южном Китае я застрял в аэропорту города Чангша на долгие 8 часов, прилетел в Пекин с огромным опозданием и поезд «Пекин — Улан-Батор» благополучно ушел без меня. Обидно? Еще бы. Но духом не пал и погнялся за ушедшим поездом на самолете, перелетев из Пекина в пограничный с Монголией Эренхот, где все поезда идущие в Улан-Батор и Москву делают остановку. И я поймал свой поезд, но испытал повторный облом — меня в него на этой пограничной станции. Но и на этот раз я не потерял бесконечный оптимизм и решил перейти границу в Монголию своим ходом и с первой же пограничной монгольской станции Замун-Ууд уехать местным поездом в Улан-Батор.

Но даже не предполагал, что переход границы превратится в безумную гонку сотен старых УАЗиков через пустыню Гоби, причем в каждой машине будет по 7-10 человек и еще у всех этих ездоков на головах и на коленях будут баулы с вещами. Настоящее трансграничное ралли, только не Париж-Дакар, а скорее Эренхот — Замун-Ууд. Это было потрясающе -

Про китайский рассказывал отдельной статьей, там весьма интересно. Если очень кратко, то оба городка живут исключительной границей. Абсолютное большинство торговли и пассажирского трафика между Китаем и Монголией идет именно по этой транспортной нити. За какие-то 10 лет богом забытый аул Эренхот превратился в довольно большой современный город с 15-и этажными домами, торговые центрами, отелями и даже аэропортом. Пусть Монголия и мала населением, зато целиком отоваривается именно в Эренхоте. Как хабаровчане ездят в Фуюань, а владивостокцы в Суйфеньхэ, так и монголы освоили китайское приграничье.

Если до Эренхота можно легко добраться пятью ежедневными поездами, десятком автобусов из Пекина и других городов, либо самолетом, то что касается монгольского Замун-Ууда, то там все сложнее. Нет у монголов тех громадных ресурсов, что есть у Китая. Десять лет назад оба городка были натуральными аулами, но нынче аулом остался лишь монгольский брат-близнец. Один ежедневный поезд связывает Замун-Ууд с Улан-Батором. Есть еще два проходящих, один «Пекин — Улан-Батор» (который уехал без меня) и «Пекин — Москва». Но они лишь проходят мимо городка, посадки в них нет. Есть еще один поезд, идущий из Китая и делающий здесь остановку, это «Эренхот — Улан-Батор», но монголы его не любят. Дорогой, говорят, собака. Так и есть. Поскольку он считается международным и фирменным, то стоит ровно вдвое дороже обычного. Именно на нем я в данный момент и еду, сидя в купе под светом ночника и пишу эти строки. Все равно не спится, уж больно сильно мотает вагон и все жутко скрипит. Ну, по нашим с вами меркам даже сильно дорогой монгольский поезд достаточно дешев. Считайте сами, купейный вагон, 750 километров пути, стоит 32 тысячи тугриков, что соответствует ровно 700 рублям. Разве это дорого? Но тот, первый поезд, он вдвое дешевле.

Так вот, все мелкие коммерсанты почти двухмиллионного Улан-Батора мотаются на поездах в Эренхот за товаром и затем везут этим же поездом товар назад, в столицу. Так что с местами проблема всегда, в любой день, в любой сезон. При этом, в Монголии все еще нельзя заранее купить билет на проходящий поезд. Помните, так было раньше в СССР? Когда люди дежурили возле касс вокзала, в надежде, что в проходящем поезде окажутся места. Тоже самое в Монголии. Поскольку второй поезд из Эренхота (тот, что дороже) является проходящим, то билеты на него не продают, пока он не отправится из китайского Эренхота. Разумеется, что коммерсанты такой расклад не любят. Мало того, что дорого, так еще и до самого конца непонятно, будут билеты, или нет. Соответственно, все стремятся попасть на дешевый поезд, на который можно взять билеты заранее. С другой стороны, далеко не всегда люди едущие за товаром знают, сколько времени работа займет. Это я вас подвожу к тому, что немалая часть монголов возвращающихся из Китая с товаром стремится скорее пересечь границу, добежать до вокзала в Замуун-Ууд и успеть купить билеты. Внимательный читатель заметит, что если второй поезд идет из Эренхота, то почему сразу в него и не загрузиться? Зачем гнать через границу и пытаться перехватить билеты на другой поезд? Неужели ради экономии 15 долларов? Отвечаю: из экономии, да, но не 15 долларов, а 100 долларов. Расклад таков: Эренхот и Замун-Ууд разделяют всего 7 километров и граница, но билет из Эренхота в Удан-Батор считается международным и стоит больше ста долларов, а билет на этот же поезд из Замун-Ууда стоит 20 долларов. Ощутите разницу.

Гонки сотен старых УАЗиков

Чем раньше перейдешь границу и окажешься на вокзале — тем больше шанс, что уедешь дешевым поездом. И если даже не повезет и билетов не будет, то возможно уедешь вторым, более дорогим. Граница открывается в 8:30 утра, пропускать начинают к девяти. Дешевый поезд отправляется в Улан-Батор в 17:35 монгольского времени.

Не знаю чем этот обьясняется, но пересечь границу можно только на монгольском автомобиле, причем 95% этих автомобилей имеют марку УАЗ-469. Есть еще проходящие автобусы из Пекина и пары других городов в Улан-Батор, но их мы не обсуждаем, поскольку ходят они дважды в день, почти всегда полные и шанс поймать такой автобус на границе невелик. Видел я два таких автобуса сегодня, оба под завязку. Плюс, монгольским коммерсантам автобусы невыгодны, туда много товара не загрузишь. По идее, попытать счастья с автобусом можно, особенно если никуда не спешишь и готов в случае неудачи остаться еще на день на границе. Если так, то автобус обойдется в 50 юаней ($7,5). Просто граница закрывается в 17:30 и слишком длительное ождание автобуса чревато последствиями. Монголы говорят, что вот-вот пустят прямые автобусы из Эренхота в Замун-Ууд, но когда именно — непонятно.

На старт, внимание, марш!

Саша был бы не Саша, если бы заставил себя встать в 7 утра и бежать ловить попутный УАЗ в Монголию. Поэтому досмотрел сны и вышел из отеля ровно в полдень, не отказав себе в удовольствии еще и перекусить по пути. УАЗики тусуются прямо в центре Эренхота, рядом с целующимися динозаврами -

Вы УАЗики не можете пропустить, их там сотни -

Я не преувеличиваю, такого количества старых автомобилей одной отдельно взятой модели редко где встретишь. Все торопливо грузятся и выезжают один за другим на границу.

Оптимизация максимальна, в каждую машину набиваются по 7-10 человек, сидя друг у друга на головах. Туда же запихивают товар. Проезд стоит 100 юаней ($15), что весьма недешево для семи километров пути. Мафия! Знают водилы, что нет у вас выбора, границу нельзя пересекать пешком. Торг уместен, но окончательная цена как раз и будет 100 юаней; изначально могут запросить и больше — торгуйтесь.

Товар засовывают даже под капот -



Вы упаковались в машину? Тогда вперед, ваш путь лежит на... таможню. Смотрите, какая колоритная тетенька наш шофер -

Да, странным образом китайская таможня расположена в центре города. УАЗики утремляются туда, проходят проверку, их «опечатывают» методом обклеивания клейкой лентой и потом вы едете на границу. Нет, ну не сразу на границу. Вы по пути заезжаете еще в пару торговых мест, где умельцы ленту аккуратно отклеивают, засовывают в машину еще товар и приклеивают ленту назад -

На оставшихся нескольких километрах прямой как стрела дороги происходят гонки между древними и безбожно перегруженными УАЗиками. Старые добрые машины страшно тарахтят и скрипят всеми своими деталями, но монгольские Шумахеры твердо держат руль и правят железных коней на границу -

Теперь пассажиры бегут ставить выездные печати, а машины их ждут на стоянке. Все нервничают, спешат, задержавшихся никто ждать не станет! Закон джунглей, там впереди еще и монгольская таможня, времени мало.

Перед вьездом в Монголию шлагбаум и солдатики в НАТОвской форме — монгольская армия несколько лет назад начала постепенно уходить от формы и вооружений советского образца. Насчет вооружений не знаю, но форму уже сменили, равно как и замечены винтовки М-16, а вовсе не Калашников. Сфотографировать их не удалось — сердито замахали руками, едва заметив камеру. Там сотни УАЗиков простояли часа полтора -

Потом всех запустили. Причем всех сразу, от чего возле таможни образовался адский хаос из сотен автомобилей и бегающих туда-сюда коммерсантов -

Глядите, куда хитрецы прицепили товар, неужели таможенникам лень нагнуться -

Очередь на паспортный контроль имела несколько хвостов, которые соединялись перед тремя работающими будками, где происходило выяснений отношений в духе «вас тут не стояло». Правда, монголы — люди спокойные и немного пошумев успокаивались.

На данном этапе я покинул УАЗик, поскольку в отличии от китайцев, монгольская таможня шерстила соотечественников весьма тщательно. Оно и логично: китайцы заинтересованы, чтобы их товар вывозился за границу, а вот монголы видят в засилье китайских товаров угрозу собственному производителю.

Пешком вышел за пределы пограничного терминала, поймал попутку и оставшиеся несколько километров прокатился с ветерком на очередном УАЗике, куда без них.

Замун-Ууд и билеты на поезд

Первым делом купил билеты на поезд. Как следовало ожидать, на дешевый все раскупили, зато на дорогой было полно свободных мест, что в купе, что в плацкарт. Здание вокзала в Замун-Ууд -

До отправления остается порядка 4 часов, самое время погулять по городочку, расположенному в сердце пустыни Гоби? Но об этом будет в следующей статье.

Любителям в копилку: монгольская въездная печать и билет на поезд -


Прошло уже пять месяцев, как мы вернулись из нашего большого путешествия. Думаю, что фотографии за это время уже успели "настояться", а значит - настало время поделиться ими с читателями этого блога. Под катом - рассказ про переход границы и наш первый день в Монголии!

2. 24 июля. Утром мы выехали из поселка Кош-Агач (эдакой Мекки алтайского туризма) в сторону населенного пункта Ташанта - последнего оплота цивилизации перед границей с Монголией.

3. накануне показался нам весьма оживленным, а вот после Кош-Агача трасса была совершенно пустой и безлюдной.

4. Рельеф начинает меняться, а горы становятся все выше и красивее, как бы говоря о том, что скоро мы окажемся в совершенно другой стране. Два года назад, помнится, после изнурительного пятидневного перегона по России и Казахстану перед нами точно так же появлялись хребты киргизского Тянь-Шаня, и на нас вновь нахлынуло это чувство - вот она, та самая мечта, куда мы очень давно хотели попасть, и теперь мы уже совсем рядом!

5. Усталость после долгого пути начала отходить на второй план, а глаза просто отдыхали, созерцая открывающиеся с каждым километром просторы.

6. Впрочем, впереди была граница двух стран, и мы все равно еще немного нервничали. Дорога постепенно начинала набирать высоту, а по краям проезжей части появилась желтая разметка. Но мы здесь фактически все равно были одни, так что никто не видел наше небольшое нарушение ПДД. :)

Перед самой границей к нам подъехала легковушка с иркутскими номерами, водитель и пассажиры которой были очень удивлены и расстроены, что в Монголию, оказывается, в то время нужно было получать визы - они хотели немного "срезать" и вернуться домой в Иркутск по кратчайшему пути, пройдя границу, но не получилось. :) Уж не знаю, насколько больше внезапно стал их маршрут, но глядя на карту мира, мне кажется, что петлю так тысячи на две километров им пришлось сделать - очень сомневаюсь, что из машина прошла бы Бугузун, а больше там, вроде как, дорог в ту сторону нет...

Российскую сторону прошли очень быстро, буквально за 20 минут. Проверка виз в паспортах, транспортный контроль, досмотр машины, паспортный контроль, до свидания. На вершине перевала (кстати, высота на этой фотографии ровно 2500 метров, о чем нам с непривычки дало знать легкое головокружение) российские пограничники в последний раз проверяют визы и выпускают на нейтральную территорию.

7. Россия остается позади, ну а перед нами (в прямом и переносном смысле) - микроавтобус с казахскими номерами, в нем сидели 15 казахов, а на крыше ехали их вещи.

8. С перевала следует затяжной спуск вниз, на котором нам все же удается их обогнать. Вдалеке виднеется монгольский пропускной пункт.

9. Французы, участники благотворительного ралли Лондон - Улан-Батор. Цель - доехать на своей машине до монгольской столицы, продать там машину и отдать деньги на благотворительность. Я вроде бы читал, что по правилам ралли надо ехать на легковушке с маленьким объемом двигателя (кажется, менее полутора литров), но французы решили пройти путь на микроавтобусе.

Как и всякие законопорядочные европейцы, они по незнанию остановились в нескольких метрах перед закрытыми воротами (мы как раз умудрились попасть в обеденный перерыв пограничников с 14 до 15 часов). Что сделают казахи, догнавшие нас буквально через полминуты? Правильно, объедут всех и встанут первыми, уперевшись в ворота бампером! Все в порядке вещей. Здесь Азия.

10. Погода в горах очень быстро меняется. Только что светило солнце - и вот внезапно пошел дождь с градом, от которого пришлось прятаться в машине. А через 10 минут снова выглянуло солнце!

Обсуждаем с французом и казахами предстоящий маршрут. Француз говорит по-английски, вставляя французские слова, когда затрудняется. Казахи говорят по-казахски и немного по-русски. И при этом все друг друга понимают!

11. За нами тем временем наблюдал местный житель.

Проходили около часа. Вначале заполнили миграционные карты, благо что анкеты были на английском и монгольском. Помогли французам с заполнением, так как "монгольский вариант английского" был чем-то похож на "русский вариант английского" (извиняюсь за тавтологию), который французы местами не понимали. Дальше заполняли разрешение на временный ввоз транспортного средства, так как выходить из страны собирались в другом месте (через поселок Ханх) - без этого нас бы не выпустили на своей машине.

Пока нашли всех чиновников, пока поставили все печати. Французы везли машину на продажу, для этого им нужны были еще документы, немного помогли с заполнением и общением с таможенниками. В общем, было весело.

В этой поездке я также начал вести дневник, стараясь каждый день записывать в него наиболее запоминающиеся моменты. И вот, благодаря дневнику, я вспомнил еще одного персонажа, которого мы встретили на границе.

В общем, как бы это попроще сказать... Коротко стриженый русский парень немного "тревожного" вида с паспортом гражданина Республики Казахстан (!) ехал (по его словам) из Москвы к другу в Улан-Батор (!) на новеньком черном Лэнд Крузере 200 (!) с очень "непростыми" ПИТЕРСКИМИ номерами (!), а машиной он управлял - внимание, апофеоз ситуации - ПО ДОВЕРЕННОСТИ! :)))

Наши погранцы его выпустили, а вот монгольские от такого расклада, мягко говоря, были поражены. Пришел какой-то их начальник, выслушал весь рассказ и начал орать что-то вроде "бл#, да ты же ее в Улан-Баторе продать хочешь!!! ". На что парень скромно ответил: "да не, я к другу на пару недель в столицу отдохнуть еду... Ну а че, все ведь так ездят ! ".

Забыл сказать - крузак был нетонированный, багажник абсолютно пустой, а единственным багажом "отдыхающего" была маленькая черная сумочка для документов и бумаг, висящая на плече...

12. В общем, не знаю, чем там кончилось с ним дело, так как нас выпустили, а его оставили на КПП. Сразу после границы в маленьком домике покупаем у дедушки-монгола, плохо говорящего по-русски, местное ОСАГО за 1100 рублей (к счастью, рубли они принимают на границе), попутно меняем часть наличных денег на местные тугрики.

Два с половиной месяца назад, в начале мая мы были в Казахстане, стояли на урочище Босжира и наблюдали звездопад. Одним из моих желаний, загаданных тогда, было "оказаться в Монголии". Что же, должен признать в очередной раз - звезды все-таки умеют исполнять желания, и иногда даже существенно быстрее, чем ты ожидаешь в тот момент, когда его загадываешь!

13. Ну вот мы и здесь. Здравствуй, Монголия!

14. Буквально через пару километров от границы начинается отличный асфальт, ведущий практически до самого города. Многочисленные заборы и смотровые вышки (вроде той, что виднеется возле правого края на фото) как бы намекают, что мы все еще в пограничной зоне.

15. А Дэф тем временем радостно проглатывает километры гладкого асфальта, еще даже не подозревая, сколь "веселые" дорожки ждут нас впереди...

16. Фактурное небо, идеальный горизонт, необычные столбики ручной работы - в этой фотографии прекрасно всё!

17. Дорога вскоре привела нас в Баян-Улгий - центр одноименного "аймака" (области) и единственный оплот цивилизации на сотни километров вокруг. Город довольно большой по местным меркам.

18. Движение тут не очень интенсивное. При въезде в город эта машина начала мигать мне фарами чуть ли не с другого конца улицы. Я уже и скорость снизил до минимума, и лишний раз убедился, что мы с Юлей пристегнуты, и вокруг двадцать раз осмотрелся. Оказалось, что водитель просто захотел с нами поздороваться - остановился, помахал рукой и поехал дальше...

19. А здороваются с тобой тут все поголовно, и это нам очень напомнило Киргизию.
Ну и внимание на голубой "приус", который виднеется за столбом. Оказывается, один из пограничников уже отзвонился кому следует по поводу двух "руссо туристо", и нас в этом городе уже ждали...

Как я уже писал ранее, из Москвы я выезжал примерно с такими мыслями:

"И вот я еду по трассе. Почему-то один. В другую страну, где почти никто не говорит по-русски. У меня есть навигатор, чужой трек и отмеченные на карте точки. А единственный план на тот момент - проехать 5 000 километров, чтобы где-то в незнакомом городе найти человека по имени Мурат, который и подскажет нам, как быть дальше... "

20. Собственно, следующим пунктом нашего плана было купить сим-карту и позвонить по номеру, который Евгений john_59 прислал мне когда-то по почте. Но сделать этого мы не успели, так как Мурат сам нашел нас раньше, чем мы его. Убедившись, что это тот человек, которого мы искали, отдаем ему свои паспорта и документы на машину. После этого нам остается только следовать за белым кроликом ехать за голубым "приусом".

Мурат... Если ввести в поисковик слова "Баян Ульгий Мурат", то, оказывается, можно найти много интересного... В общем-то, наверное, все путешественники, которые посещали Монгольский Алтай, так или иначе сталкивались с этим персонажем. :)

Если бы я ехал в те края сейчас, то заранее сделал бы для него ксерокопии нужных документов (они требуются для изготовления пропусков в погранзону), а после этого отправился бы в гостиницу в центр города, где ночевка вдвое дешевле и есть горячий душ. Но опыт - это такая вещь, что чужого часто не хватает, а свой порой дается весьма непросто... В посте с я постарался обо всем этом рассказать.

Ну а на тот момент мы вдруг оказались "посередине нигде" и без каких-либо документов, что в целом добавляло ситуации пикантности. Так что мы решили просто расслабиться и будь всё как будет. А напоследок покажу немного инстаграмных карточек:

"Прежде всего мы попытались купить симку, чтобы позвонить человеку по имени Мурат, который занимается оформлением пропусков в погранзону. Симку купить не успели, так как Мурат нашел нас сам... Отдали ему паспорта и документы. Судя по его глазам, ему можно верить. А еще он обещал угостить нас монгольской водкой... "

"Этот роскошный коттедж в центре Баян-Улгия мы сняли на сутки за смешные деньги. До удобств только идти далековато... "

"Интерьер нашего жилища. Просто, стильно, молодежно! "

Впоследствии мне пришлось констатировать, что решение "забухать с местными " оказалось стратегически неверным... Но хозяин дома был весьма настойчив ("ты же уважаешь мою семью? "), жена угостила какими-то нереально вкусными мантами (горячие, тонкое тесто, нежнейшее мясо и вкусный сок - никогда таких не ел), у его дочери - какое удивительное совпадение - оказался день рождения (пришлось подарить ей 200 рублей в местных тугриках, чему Мурат был несказанно счастлив), ну а водки за столом вначале было меньше половины бутылки - в общем, как говорится, ничего не предвещало.

Еще примерно через час:

"Монгольской водки оказалось недостаточно, так что нам пришлось съездить за добавкой на древнем прульном приусе, которым управлял несовершеннолетний сын Мурата. После чего хозяева дома начали петь монгольские песни для своих гостей... "

Видя, что ситуация плавно начинает выходить из-под контроля, я объяснил Мурату, что мы очень устали с дороги, и нам надо лечь спать в 10 вечера, чтобы наутро встать в 8. Мурат пообещал, что именно так все и будет, что он встанет на час раньше и быстро оформит нам пропуска в погранзону.

Я сам водку не особо люблю, так что мы с женой пили российское пиво, привезенное с собой через границу. Мурат фактически в одно лицо выпил полторы бутылки водки, периодически "стреляя" у нас по банке пива ("а что, я все люблю, что мне предложат! ") и запивая им водку. Единственным плюсом (огромным, надо сказать) было то, что он не становился агрессивным от алкоголя (вспоминаем рассказы друзей про пьяных алтайцев и тувинцев), иначе нам бы просто пришлось заводить мотор и мчаться ночью обратно к границе...

Ну и еще какое-то время спустя:

"В левом верхнем крае кадра можно увидеть шкаф, на котором стоит коробка из-под миксера. Именно оттуда жена хозяина под всеобщие аплодисменты достала заначку, когда вся купленная монгольская водка кончилась. Разговор плавно сменился на события в Украине. С нетерпением ждем, что же будет дальше... "

А дальше на шум подтянулись какие-то соседи, знакомые, знакомые знакомых, Мурат вроде бы незаметно подливал женщинам водку в вино, всем было весело, все пели песни, мы, так сказать, сполна хлебнули местного колорита, стараясь при этом оставаться трезвыми.

Ближе к полуночи начались интересные рассказы вроде "а три года назад мой знакомый турист он немец и жестко изнасиловал мою соседку в этой комнате вот прям здесь где ты сидишь ", все присутствующие вокруг нас понимающе кивали, а жена у меня человек впечатлительный... В общем, мне пришлось встать и объявить всем, что вечеринка закончена.

- Денис, ну че ты как не мужык?
- Мурат, иди нах, нам вставать завтра рано.

Вытолкал всю компанию на улицу, дав им на прощание несколько банок пива. Женщины быстренько убрали все со стола, после чего вечеринка плавно перешла в соседний дом. Я сбегал в Дэф и принес железяку, с которой мне почему-то в той ситуации было спокойнее, после чего мы заперлись в нашем элитном бунгало и легли спать. Соседи гуляли почти до утра.

Вот таким вот оказался наш первый день в Монголии...

Точки съемки
Посмотреть все фотографии на

Между Российской Федерацией и Монголией . Практически полностью сухопутна.

Общая протяжённость границы составляет 3 485 км, в том числе 2878,6 км сухопутной, 588,3 км речной и 18,1 км озёрной . По длине уступает только российско-казахстанскому и российско-китайскому участкам.

Современные очертания граница приобрела 29 декабря 1911 года , когда Монголия получила независимость от Цинской империи. До этого она была частью границы между Российской и Цинской империями . В настоящее время с Монголией граничат 4 субъекта РФ: Республика Алтай , Тыва , Бурятия и Забайкальский край . Значительная часть границы проходит по малонаселенной и труднодоступной местности. Главной проблемой на российско-монгольской границе, особенно на её тувинском участке, являются угон скота и контрабанда мяса .

Пункты пропуска

Напишите отзыв о статье "Российско-монгольская граница"

Примечания

Отрывок, характеризующий Российско-монгольская граница

Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.

В силу своего географического положения Монголия имеет наземные пограничные переходы (контрольно-пропускные пункты) только с Россией и Китаем. Часть этих КПП имеют двусторонний статус (открыты только для граждан двух государств), часть международный статус (открыты для граждан всех государств мира).

Пограничные переходы между Монголией и Россией

На российско-монгольской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • КПП Кяхта -КПП Алтанбулаг (авто), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Наушки - КПП Сухэ-Батор , (ж/д), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Соловьевск -- КПП Эрэнцав (авто, ж/д), Дорнод
  • Ташанта --КПП Цаганнуур (авто) Баян-Улэгейский аймак (международный)
  • Хандагайты-Боршоо (авто),Увсунурский аймак (двусторонний)
  • КПП Цаган-Тологой Тува -- КПП Арц-Cуурь Завханский аймак Монголии (двусторонний)
  • КПП Монды-Ханх , авто, Хубсугульский аймак (двусторонний)
  • КПП Бага-Илен авто, авто, Булганский аймак (двусторонний)
  • КПП Желтура -- КПП Зэлтэр (двусторонний)
  • КПП Шара-Сур – КПП Тэс , Тува -- (двусторонний)
  • Киран - Хутаг-Ундэр (двусторонний)
  • КПП Верхний Ульхун -- КПП Улихун (двусторонний)

Закрытие пунктов пропуска не повлечет каких-либо экономических, социальных и иных последствий, сообщает Росграница. Договоренность о закрытии указанных пунктов пропуска через российско-монгольскую государственную границу была достигнута на встрече компетентных органов Российской Федерации и Монголии, прошедшей в ноябре-декабре 2009 г. в Улан-Баторе. Далее данное предложение было согласованно Росграницей с МИДом России, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, Минтрансом России, Минфином России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, ФТС России, ФСБ России. Совместно с монгольской стороной было решено, что решение о закрытии погранпунктов будет оформлено заключением путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу от 10 августа 1994 г.

В распоряжении Правительства РФ говорится, что изменения вступят в силу через 30 дней после завершения обмена нотами о закрытии погранпунктов, однако Прайм-ТАСС сообщает, что эти пункты пропуска прекратят свою работу уже с 1 апреля 2010 года .

Пограничные переходы между Монголией и Китаем

На монгольско-китайской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • Дзамын-Ууд -- Эрлянь (ж\д, авто),Восточногобийский аймак (международный)
  • Тайкешкен-Булган , КПП "Ярант"(авто), Ховдосский аймак (международный)

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Похожие публикации