Дамское седло. Седло для лошади

Одними из главных снаряжений для верховой езды являются седло и уздечка. Очень важно не только правильно надеть их, но и подобрать, чтобы избежать физических повреждений (ссадин, потёртостей и даже травм спины) лошади. Не всегда ассортимент в магазинах позволяет найти нужное, поэтому нередко коневоды задумываются над тем, как сделать седло для лошади своими руками.

Важно правильно подобрать седло, чтобы избежать физических повреждений лошади.

Для начала следует разобраться, из чего состоит седло.

Все элементы седла

  • Ленчик седла – основа конструкции. Изготавливается из двух деревянных дощечек (обычно используется многослойная просмолённая фанера), которые, в свою очередь, скрепляются металлическими дужками на концах. Также ленчик для современного снаряжения часто изготавливается из прочного, но гибкого пластика. Форма ленчика определяет форму седла. К каркасу крепятся все остальные части седла.
  • Крылья и подкрылки необходимы для того, чтобы защитить ноги всадника от соприкосновений с подпругой, пристругой, пряжками.
  • Подушки, изготовленные из плотного материала и набитые шерстью (либо заменителями из синтетики), расположены под сидением. Они необходимы для того, чтобы седло не соприкасалось с позвоночником коня.Посередине между подушками обязательно должно проходить три пальца.
  • Ремень под крылом называется пристругой.
  • Луки – это выгнутые выступы спереди или сзади седла. Они могут иметь различную форму в зависимости от предназначения снаряжения.
  • Подпруга крепится к пристругам с обеих сторон. Она представляет собой ремень, который проходит под животом коня. Подпруга препятствует сползанию седла. Располагать её нужно, отмерив от передней ноги лошади 4 пальца, и затянуть так, чтобы под ней можно было просунуть ладонь. Если подпруга перетянута, не позволяйте лошади наклонять голову ниже груди, так как от этого происходит пережимание артерий на животе, у животного образуются гематомы.
  • Мартингал – специальный кожаный ремень, предназначение которого заключается в том, чтобы не давать коню поднять голову выше необходимого уровня. Проходит между ног лошади, прикрепляется к подпругам и оголовью.
  • Стремена – металлические приспособления, служащие для опоры ног человека при посадке и во время движения. Располагаются они на путлищах с обеих сторон седловины.
  • Подперсье предназначается для того, чтобы сидение не сдвигалось назад, особенно при пересечении неровной поверхности или на подъёме. Концы подперсья крепятся к ленчику и подпруге.
  • Путлища – ремни, которые крепятся с обеих сторон от седла (продеваются через специальные кольца, так называемые шнеллеры).
  • Вальтрап (в нашей стране довольно часто можно услышать другое название – потник) – специальный коврик или покрывало, который подкладывается под седло на спину лошади.

У вальтрапа сразу несколько функций: он впитывает пот лошади, чтобы её спина (а также и седло) оставалась сухой, защищает спину животного от перегрева и препятствует скольжению снаряжения. Также потник может нести и эстетическую функцию. Необходимо соблюдать гигиену вальтрапа, регулярно его стирать.

Седло для лошади состоит из многих элементов: подпруга, стремена, ленчик, подушка и другие.

Виды седел

Разновидностей конских седел довольно много, но подобрать нужное не составит труда, тем более что часто их названия говорят сами за себя.

В России наиболее известны 4 типа: английские, азиатские, вестерн, испанские. Также снаряжения подразделяют на седло походное и спортивное (для соревнований).

Ниже представлено краткое описание наиболее популярных лошадиных седел.

  • Казачье. Его механизм исполнен так, чтобы наездник смог привстать на прямых ногах во время езды. Основу составляют арчак, крылья и подушки.
  • Кавалерийское седло иначе называют строевым. Оно предназначается для продолжительного нахождения всадника на лошади. Основа изготавливается из высокопрочных материалов (стали, дерева). Это позволяет обеспечить хорошую износостойкость и равномерную нагрузку на спину животного. Кроме того, строевое седло оснащается креплением для оружия.
  • Конкурное седло. Применяется для соревнований с преодолением препятствий, потому главное требование к сидению – устойчивая посадка всадника. С этой целью крылья снаряжения выдвигаются немного вперёд, а задняя лука делается округлённой (реже – квадратной).
  • Выездковое. Такой вид имеет более короткое сидение и длинное зауженное крыло. Выездка требует более плотного контакта всадника с лошадью, чтобы можно было управлять животным за счёт изменения посадки, корпусом. Для этой цели обивка седла уменьшается, а полки делаются короткие и узкие.
  • Безленчиковое. Считается самым щадящим для лошадиной спины (использовать его можно даже при наличии незначительных травм). Такое седло имеет мягкую пластичную конструкцию, а потому практически вплотную ложится на спине скакуна.
  • Вестерн. Ковбойское седло достаточно комфортно как для наездника, сидящего на нём, так и для скакуна. Оно выполнено таким образом, чтобы руки всадника во время движения были свободны, а посадка оставалась устойчивой даже при внезапных резких движениях коня. Форма довольно глубокая, задняя лука высокая. Кроме того, особой характеристикой ковбойского седла является присутствие рожка для лассо. Широкие луки позволяют оптимально распределить вес наездника во время дальних поездок.
  • Скаковое седло. Скачка подразумевает особенное положение человека на коне – стоя в коротких стременах. Снаряжение имеет достаточно упрощённую форму, за счёт чего значительно снижается его масса.
  • Троеборное седло. Основное его отличие заключается в дополнительном выносе крыльев вперёд и усиленном оснащении упоров для коленей человека.
  • Универсальное седло подходит практически для любых задач, но чаще всего его выбирают для постижения азов верховой езды, в тренировочных целях, а также для прогулок и охоты.
  • Дамское седло – особый вид снаряжения. Сейчас встречается не столь часто, как в 14 веке, когда его придумали. А задумывалось оно таким образом, чтобы придать позе дамы, сидящей верхом, изысканность: ноги всадницы расположены с одной стороны коня (при этом одна находится в стремени, а вторая – на верхней луке). Когда женщины стали надевать для катания галифе, популярность таких седел значительно снизилась. Женское седло встречается на каких-либо конных шоу.

Здесь перечислены виды седел, пользующиеся наибольшей популярностью. На самом деле их гораздо больше.

Седло своими руками

Сделать седло для коня самостоятельно – непростая задача. Но если у вас имеется опыт и есть уверенность в собственных силах, то почему бы и не попробовать изготовить седло своими руками? Это позволит не только сэкономить, но и придать экипировке свой особенный стиль.

Если есть уже готовая основа (например, от другого седла), то задача в разы упрощается – остаётся только сменить обивку и ремни, а затем добавить необходимую экипировку.

Материалы, которые потребуются:

  • картон или плотная бумага;
  • ножницы;
  • проволока длиной не менее полутора метров;
  • многослойная фанера или доски;
  • гвозди и молоток;
  • поролон;
  • войлок;
  • кожа или любая прочная ткань;
  • степлер.

Изготовление седла для лошади своими руками придаст экипировке собственный стиль.

Последовательность изготовления

  1. Чтобы смастерить каркас, придется сначала снять мерки со скакуна. Сделайте это так: отметьте наиболее высокую точку на холке; затем точку передней луки — на четыре пальца ниже лопаток; потом самое низкое место на спине и, наконец, место окончания сидения (не далее 18 позвонка). Сформируйте за счёт плотного приложения проволоки плавность изгиба. Все эти замеры и образец необходимо сначала выполнить на картоне или плотной бумаге.
  2. Из досок или фанеры вырежьте полки. Соедините прочной проволокой таким образом, чтобы они поддерживали форму по спине вашей лошади. Не забудьте в досках сделать отверстия для подпруг.
  3. Из заготовки вырежьте ленчик, придайте ему гладкую форму и прикрепите гвоздями к полкам.
  4. Следующим этапом необходимо сделать обивку. По той же заготовке вырежьте поролон, затем прикрепите его к каркасу. Для полок сшейте подкладку из войлока.
  5. Далее сделайте подпруги и приструги. В магазинах они стоят не очень дорого, поэтому проще их купить. Но если у вас есть прочные ремни и необходимые крепления, то поступите так: к пристругам прикрепите стремя, а подпруги закрепите в полках.
  6. Каркас полностью обтяните негрубой кожей (либо другим прочным материалом). Крепить его удобнее всего степлером.
  7. И, наконец, пристегните стремена. Готово!

От качества седла зависит здоровье скакуна и лошади, а также удобство всадника во время езды.

Резюме

К выбору седла для лошади необходимо относиться так же ответственно, как если бы вы выбирали себе обувь. Размер и контуры должны чётко соответствовать по всем параметрам. Можно купить готовое в специализированном магазине либо изготовить его самому. Но чаще всего снаряжение изготавливается на заказ, в таком случае делаться оно будет специалистами с учётом всех особенностей и пожеланий. На седле нельзя экономить, ведь от его качества зависит в первую очередь здоровье скакуна, а во вторую – удобство всадника.

Седло - важный и неотъемлемый элемент при работе с лошадью под верхом. К выбору седла надо отнестись очень внимательно, потому что плохо подходящее седло может травмировать лошадь и стать причиной отказа лошади выполнять те или иные элементы. Хорошо лежащее на спине лошади седло не натрет спину даже при больших нагрузках. Оно должно способствовать корректной посадке всадника и равномерно распределять его вес по спине животного. Для подбора седла снимают промеры с тела лошади, определяют форму холки, ширину спины. Так же учитывают вес всадника и его умения в управлении лошадью и вообще как он держится в седле. Тип и форма седла, а так же материал, из которого оно сделано, тоже влияют на выбор при покупке седла.
Из каких материалов изготавливают седла и какие бывают виды седел.
Седла в нашем магазине бывают для выездки, конкура, троеборья или универсальные. Выездковые седла отличаются более длинными крыльями. У конкурных крылья покороче, ленчик более плоский. Если же Вы уже определились с видом седла, то мы Вам поможем подобрать сбор к нему: подперсье, чехол, подпругу, стремена, путлища, чехол на подпругу и другое дополнительную амуницию. Важный момент - брать кожаное или синтетическое седло? Кожаное дольше прослужит, но стоить будет на порядок дороже. А синтетическое дешевеле, легче по весу и в случае если всадник или лошадь перерастут его, то его легко можно будет заменить. Кстати, и синтетическое седло может быть в работе до десяти лет, а ухаживать за ним в разы проще. В нашем магазине конных товаров сайт Вы сможете купить седла марки Horze и быть уверенным в качестве материалов, будь то кожа или синтетика, в надежности ленчика, приструг и упоров седла!

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Седло для лошади является важнейшим элементов, необходимым для комфортной езды верхом. Поскольку для его изготовления требуется много ручного труда и высокий уровень мастерства, этот предмет амуниции является самым дорогим. В древности всадники использовали в его качестве обычную попону, которую крепили к животному с помощью ремней. Со временем конструкция все больше усложнялась в угоду удобства человека.

Видов седел достаточно много. Это связано с тем, что верховые лошади используются по-разному. Конструкция этого важного элемента верховой амуниции и его правильная подгонка напрямую влияют на посадку наездника и, соответственно, на движения животного.

Основу любого седла составляет твердый каркас (лошадники называют его ленчик).

Его обычно делают из дерева, иногда – из металла. В прошлом использовалась только береза, но сейчас для изготовления ленчика применяют пластмассу и клееную древесную плиту. Именно от формы ленчика зависит, как будет выглядеть готовое седло, которому окончательный вид и форму придают при помощи шерстяных либо синтетических материалов. На заключительном этапе седло обтягивают высококачественной кожей, что значительно увеличивает его цену.

Какие бывают виды седел?

Разные конструкции и формы седел предназначены для разных целей. В основном различия связаны с применением в разных видах конно-спортивных соревнований (скачки, конкур, выездка и так далее). Кроме того, седла делятся на профессиональные и ученические.

Седло универсальное

Как понятно из названия, самый распространенный тип. Его можно использовать для любого вида верховой езды – от обычных неспешных прогулок до спортивных соревнований и конной охоты. Такие седла часто удешевляют за счет применения в их изготовлении недорогих синтетических материалов, что делает их более доступными по цене

Спортивные виды седел

Основными видами среди таких седел являются скаковое, выездковое, конкурное и троеборное.

Скаковое. Во время скачек посадка жокея похожа на обезьянью. Он практически все время стоит в стременах, не касаясь ягодицами седла. В связи с этим конструкция предусматривает почти плоское сидение и сильно укороченные путлища. В настоящее время самой популярной является конструкция Джеймса Слоуна, который был первым, кто проехал с такой посадкой. Кроме того, скаковые седла бывают тренировочными и для самих соревнований. Конструкция – одинаковая, но второе – более легкое.

Выездковое для прыжков не подходит. Его конструкция предусматривает езду по плоской ровной поверхности. У него более прямые и длинные крылья, что дает возможность плотно прижать шенкель к боку животного. Кроме того, у такого седла более длинные приструги, а подпруга, наоборот, укорочена.

Конкурный тип отличается более выступающими крыльями, что дает возможность наезднику в время прыжка лошади упереться ногой и, тем самым, сохранить равновесие.

Троеборное во многом похоже на универсальное и, в принципе, вполне подходит для большинства видов езды верхом. В настоящее время большой популярностью пользуются седла конструкции Мэри Кинг. Они позволяют перемещать коленные подушки, изменяя и корректируя форму.

Для игры в конное поло седла имеют особую форму. Сидения у них – практически плоские, а коленных и бедренных валиков – просто нет.

Дамские

Этот вид элемента амуниции относится к разряду демонстрационных. Такое седло было разработано с одной лишь целью – чтобы женщина на лошади смотрелась максимально элегантно и красиво.

Идея его создания родилась в эпоху Средневековья, с его строгими нравами. В тем времена этикет не позволял дамам расставлять ноги пои езде, и они держали их с одной стороны лошади.

Дамское седло для лошади

Современные эмансипированные женщины ездят в обычных седлах, а дамские в основном используются на различных костюмированных шоу и показательных выступлениях. Левая нога дамы при этом находится в стремени, а правая – лежит на передней луке седла. Чтобы избежать соскальзывания наездницы, сидение обивается либо замшей, либо оленьей кожей. Многие говорят, что ездить в нем – не самое удобное занятие.

Охотничье

Тоже относится к группу демонстрационных аксессуаров, так как по назначению практически не применяется.

Эта конструкция отличается увеличенной глубиной сидения и более выпуклыми коленными подушками. Это делает посадку максимально устойчивой. Ранее, когда лошадей активно использовали на охоте, всаднику часто приходилось бросать поводья, чтобы выстрелить в зверя. Кроме того, такая конструкция была удобна для преодоления препятствий.

Главная цель таких конструкций – чтобы всадник мог максимально долго не слезать с лошади.

В эту группу входят следующие виды седел:

  • походное;
  • пастушье австралийское;
  • кавалерийское;
  • ковбойское;
  • военное;
  • парадное.

В походном, к примеру, увеличено количество набивочных материалов. Это позволяет значительно снизить нагрузку на спину животного.

Седло охотничье

Пастушье заботится о комфорте не только лошади, но и человека.

Особняком стоит ковбойское седло. Его основное отличие – очень высокая (по сравнению с задней) передняя часть. Это дает возможность наезднику удерживаться в нем при резких остановках. Кроме того, у такого седла – только одна подпруга и довольно глубокое сидение. Такая форма наилучшим образом подходит для комфортной езды на длинные дистанции.

Главное отличие военных седел – их высокая прочность, которая достигается тем, что для их изготовления используют металл.

Как сделать седло для лошади своими руками

Дело это – весьма кропотливое, требующее определенных навыков и умений. При изготовлении учитываются сфера будущего применения и габариты животного. С нуля сделать седло новичку очень сложно, поэтому лучше все-таки его купить.

Ну, а если все-таки хочется попробовать свои силы в этом непростом ремесле – дадим несколько полезных советов.

Ленчик

Ленчик – начало начал любого седла. Ранее его делали из дерева, сейчас нередко отливают из пластмассы. Лучше всего подобрать готовый, сделанный мастером в заводских условиях. Если такой возможности нет – придется попробовать сделать ленчик самому.

Перед началом работы снимите мерки с лошади. Для этого нужно взять нержавеющую проволоку и прямо на спине животного сформировать из нее каркас. Для этого положите проволоку на холку и, слегка надавливая, сформируйте из неё форму лошадиной спины. После этого кладем полученный контур на картон и обводим его. Это и будет заготовка для будущего макета.

Полученные контуры вырезаем и уже их прикладываем к спине коня. Это нужно для проверки правильности размера и формы. Все сошлось – идем дальше.

Проводим необходимые замеры: самая высокая точка холки; место под переднюю луку; точка, где кончается задняя лука; спинной изгиб.

Сейчас ленчики делают в основном из дерева или клееной фанеры, из которых при помощи специальных инструментов вырезают общую форму. Поскольку в ней – много изгибов, понадобятся также наждачная бумага и лобзик.

Готовый ленчик еще раз прикладываем к спине и проводим окончательную подгонку.

Внутренняя обивка

Берем поролон, складываем в несколько слоев и вырезаем по форме ленчика. Края обивки должны немного выступать.

После этого к ленчику крепится фанерная форма, а уже на нее – поролоновая обивка. Прибиваем гвоздями с тем расчетом, чтобы они дошли до самого ленчика.

Внешняя обивка

Осталось лишь сделать внешнее покрытие. Для этого обычно используются либо кожа, либо кожезаменитель.

С кожей работать сложно. Её сперва необходимо распарить, и только потом подогнать по форме и размеру и натянуть. Если опыта кожемяки у Вас нет, можно использовать другой прочный материал – плотную грубую ткань либо шерстяной коврик. Правда, такая обивка потребует частой замены, так как будет быстро стираться.

На современном дамском седле имеются "рожки", количеством две штуки. Посадка - ноги на левую сторону. Левая нога упирается в стремя - как при посадке по-мужски, правая нога плотно облегает "рожки", предупреждая заваливание на правый борт и назад.

Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета. Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.

Однако амазонка - это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства. В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление. Да и как иначе, ведь в дамском седле любая всадница - леди. Как говорится, положение обязывает...

ПОСАДКА В СЕДЛО

Садиться в дамское седло нужно всегда либо с возвышения, на которое забирается всадница перед тем, как сесть в седло обычным способом, либо с помощью помощника, который ее подсадит. Существует несколько способов подсаживания амазонки и несколько способов "приземления" в дамское седло.

Однако для начинающих удобнее и безопаснее сначала садиться как в обычное седло, а затем перекидывать правую ногу через шею лошади. При подсаживании амазонка должна стоять лицом к седлу и на таком расстоянии от переднего края седла, чтобы при приземлении не попасть на передние луки или слишком близко от них. Правой рукой при этом амазонка держится за заднюю луку, а левой - за переднюю верхнюю.

Для того чтобы подсадить амазонку, помощник должен стоять, согнув колени и чуть выставив вперед правую ногу, и, держа амазонку за ее согнутую в колене левую ногу, на счет "три" поднять ее вверх. При этом амазонка на руках подтягивается вверх, разворачивается и садится на заднюю часть дамского седла как при обычной езде. Затем, убедившись в том, что она сидит по центру, амазонка, не меняя положения тела, перекидывает правую ногу через шею лошади и поправляет передник, если таковой имеется.

ШАГ, РЫСЬ, ГАЛОП


Все аллюры, начиная с шага, рекомендуется поначалу делать только ездой направо. Посылают лошадь одновременно воздействуя левым шенкелем и хлыстом с правой стороны. Необходимо следить, чтобы левая нога при этом не уходила от колена вверх и не старалась прижаться к боку лошади, поскольку в первом случае теряется необходимое равновесие, а во втором левое колено отходит от бока лошади и рискует выскочить за пределы нижней луки. Левое бедро при езде не должно ни упираться в нижнюю луку, ни выходить из-под нее. Также важно, чтобы правое колено не поднималось и не выходило за пределы верхней луки, а было плотно прижато к телу лошади в точке опоры.

Руки амазонки находятся по обе стороны правого бедра либо, в случае хорошо выезженной лошади, в подоле. При этом руки движутся вместе с головой лошади, поддерживая легкий контакт со ртом. Перед посылом в рысь или галоп всадница делает полу подержу. Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом справа и натяжением поводьев приводят к остановке лошади. На рыси в дамском седле амазонка, как правило, не облегчается.


Но при длительной езде рысью важно и полезно уметь облегчаться. На облегченной рыси амазонка привстает не на стремени, а на правом бедре, при этом делает движение вперед и чуть вправо - так, что при желании может увидеть правое плечо лошади, а затем возвращается назад. При этом укрепляются мышцы правой ноги, обеспечивающей надежную опору в чрезвычайных ситуациях, на галопе и при прыжках. Левое колено и левое бедро на облегченной рыси плотно прижаты к боку лошади.

Также как и при обычной езде на учебной рыси, всадница амортизирует ягодицами и поясницей так, чтобы плечи, спина, шея и голова "не дергались" вверх-вниз и находились на одной прямой линии, не теряя при этом своей гибкости и упругости. Поскольку рысь - не самый удобный аллюр в дамском седле, иногда начинающей амазонке лучше после шага сразу попробовать перейти на наиболее удобный аллюр - галоп.

Посыл в галоп при езде направо - стандартный, при езде налево в галоп можно послать, выставив вперед левую ногу и воздействуя хлыстом на правый бок лошади в том месте, где при обычной езде находится правый шенкель. Заменить воздействие правой ногой можно воздействием левой стороной седалища в то время, когда лошадь выносит переднюю левую ногу: всадница воздействует левым седалищем, посылая лошади команду сделать первый такт галопа с правой задней ноги.

На галопе амазонка поясницей сопровождает движения лошади. Руки идут "вниз и вперед", затем "вверх и назад", обеспечивая легкий контакт со ртом лошади. Сама всадница не должна сильно наклоняться внутрь ни при посыле в галоп, ни на самом галопе. В любое время движения позвоночник амазонки должен быть расположен перпендикулярно позвоночнику лошади, а плечи - параллельно плечам лошади. При езде налево необходимо уделять особое внимание положению правого плеча: следить, чтобы корпус не был слишком повернут в сторону движения.

На полевом галопе руки должны быть поданы вперед и находиться по обе стороны правого колена, однако это не означает удлинения поводьев: в любой момент всадница должна быть в состоянии воздействовать на лошадь поводом, чуть подав тело назад. На полевом галопе амазонка лишь слегка подается вперед, не прогибая при этом поясницу. Также важно правильное положение правой ноги, обеспечивающее опору всаднице, если лошадь споткнется, упадет или выйдет из повиновения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Преодоление препятствий в дамском седле не сильно отличается от их преодоления в обычном. Обучение нужно начинать на хорошо управляемой и опытной лошади, переступая одиночно лежащие палки, затем переходить к кавалетти. При этом амазонка учится наклоняться вперед, не прогибаясь в пояснице и не отрывая седалище от седла. Спина остается прямой, без прогиба в пояснице, руки подаются вперед параллельно гриве.

Очень важно "сложиться" от бедер во время отталкивания, а не раньше, чтобы не помешать лошади вынести перед и самой не стукнуться грудью о луки, но и не позже, чтобы не отстать и не быть "выдернутой" поводьями вперед, если только вы не сообразите ослабить натяжение повода или отдать его столько, сколько нужно лошади. Левое плечо при прыжке стремится к правому колену, и уж если амазонка и вынуждена посмотреть вниз, то только направо. В идеале она должна все время смотреть вперед.

Необходимо помнить, что нижняя, "прыжковая" лука и "аварийный захват" не всегда используют при прыжках, а только в чрезвычайных ситуациях, чтобы не сползти на шею лошади. Самое главное на прыжках - опора правой ногой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАМСКОЙ ЕЗДЫ

Что дает езда в дамском седле? Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте - долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии нередко встретишь амазонку за 70, которая принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой всадница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, "не висеть" на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом.

В-третьих, при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. На освоение азов потребуется в среднем не больше пяти-шести уроков. Многие инструкторы отмечают, что человек, никогда не ездивший на лошади, быстрее научится ездить в дамском седле, чем в обычном.

В-четвертых, это благородно и элегантно, показатель определенного статуса. Недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки.

В-пятых, это безумно красиво, это всегда привлекает внимание и даже завораживает. Неизгладимое впечатление произвело на меня показательное выступление членов Британской ассоциации дамской езды в Ньюмаркете в декабре 2002 года. Некоторые из амазонок были одеты в костюмы прабабушек, сшитые еще в XIX веке. Но особенно поразило то, насколько легко и непринужденно сидела в седле одна из всадниц, чья лошадь внезапно начала нервничать, прыгать из стороны в сторону и "козлить". Такое спокойствие и уверенная посадка вызвали восхищение не только у меня, но и у всей публики, буквально взорвавшейся бурей аплодисментов.

В-шестых, это дополнительный стимул и возможность показать себя и лошадь в новых видах соревнований, ведь в дамском седле можно заниматься всеми видами конного спорта без исключения. Учитывая непрерывно возрастающее количество участников любительских соревнований по выездке и конкуру, нетрудно предположить, что перспективным направлением будет проведение аналогов английских соревнований типа "Лучшая прогулочная лошадь", "Лучшая дамская лошадь", "Наиболее гармоничная пара всадница-лошадь", "Лучшая всадница", в котором оцениваются навыки всадницы, а не движения лошади, "Лучший исторический костюм", где амазонка выступает в костюме соответствующей эпохи, и т.д. Такие соревнования заметно разнообразили бы жизнь конников-любителей нашей страны.

В-седьмых, это просто удобно: ведь дамское седло было изобретено именно для женщин и на протяжении веков дамы ездили так, потому что именно так им было наиболее комфортно. Кстати, во многих странах люди ездят, свесив обе ноги на один бок, если это позволяет седло. Кроме того, многие всадницы, в дамском седле ездят лучше, чем в обычном.

А есть ли какие-нибудь неудобства? Все ли женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, спешат избавиться от обычного? Ответ "да" на первый и "нет" на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск.

Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти "минусы" и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Более того, английская королева Елизавета II в свободное время предпочитала ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжала в дамском.

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади.

Современная конструкция дамского седла позволяет сидеть параллельно плечам лошади, не искривляя позвоночник: при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок, что дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это - явный пережиток викторианской эпохи, когда считали, будто дамский конь вообще не должен переходить в рысь, а двигаться только шагом или галопом только с правой ноги. При повороте налево лошадь переводили на шаг, поворачивали, а затем опять поднимали в галоп. Кроме того, выездка средней лошади в те времена оставляла желать лучшего, большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин либо в парке на светских раутах. Лошадь для дамы выезжали до такой степени, чтобы сделать ее максимально безопасной для всадниц, которых сегодня мы бы назвали начинающими.

Ездить галопом и преодолевать препятствия дамы начали только в 1870-х, когда австрийская императрица Елизавета своим примером сделала конную охоту приемлемым времяпровождением для дам.

Из истории дамской езды


"С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще". Джеймс Филлис, "Основы выездки и езды" (1901), глава "Дамская езда"

Сейчас уже не важно, кто - французы или итальянцы, назвали всадниц амазонками, но название прижилось. Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По одним сведениям, в IX, а по другим, в XII веке нашей эры женщины ездили боком фактически на подушке, а ноги ставили на дощечку внизу. Как правило, кавалер либо вел лошадь с сидящей таким образом дамой в поводу, либо сажал свою даму боком в седло за собой. Такая посадка считалась более целомудренной и наиболее соответствующей женщине.

На картинах нидерландского художника XVI века Брейгеля изображены крестьянки, сидящие боком на своих рабочих лошадках. На его же картине с библейским сюжетом "Бегство в Египет" Богоматерь таким же образом сидит на ослике. Но охота и турниры служили в то время теми видами спорта, в которых благородные мужчины доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо. Желание дам присутствовать на охоте привело к тому, что совершенствовалось не только дамское седло, но и манера в нем сидеть: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило даме больший контроль над лошадью.

Вскоре после изменения посадки была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы с внешнего боку. Анна Богемская, жена английского короля Ричарда II, привезла такую манеру езды в Англию из Франции в 1382 году. Дамское седло по праву называется "седлом королев", ведь коронованные особы принимали самое живое участие в его усовершенствовании.

Так, во времена Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды, во Франции около 1580 года была изобретена вторая верхняя лука. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, что сделало дамскую езду более безопасной. Но не только по причине безопасности изобрели вторую верхнюю луку: злые языки поговаривали, что таким образом Екатерина Медичи любила продемонстрировать свои стройные ножки. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левого бедра всадницы.

Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия: у дамского седла появилась дополнительная подпруга для большей устойчивости и безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Другая страстная охотница и великолепная всадница - австрийская императрица Елизавета - ввела моду следовать за собаками и с тех пор женщины и мужчины уравнялись в своих правах на охоте. До нее, вплоть до 1870 года считалось неприличным, чтобы амазонки преследовали добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. К 1870 году одна из верхних лук (самая первая - с внешнего правого бока) почти исчезла. Любила конную охоту и русская императрица Екатерина II, предпочитавшая ездить по-мужски, или "по-татарски".

Памятуя пристрастия императрицы, генерал-губернатор Новороссийской губернии Григорий Потемкин устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок - балаклавских гречанок, одетых в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и пожаловала предводительнице амазонок перстень с бриллиантом, а умеющему угодить властительнице Потемкину - еще большее расположение.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.


Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Тем не менее, в настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение и в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Среди других царственных амазонок встречаются имена Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины, английской королевы Виктория, русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.

И хотя прогноз Джеймса Филлиса, выдающегося всадника и старшего учителя верховой езды в офицерской кавалерийской школе С.-Петербурга, не оправдался - абсолютное большинство женщин сегодня в мире ездит именно "по-мужски" - дамская езда переживает свое второе рождение: свои ассоциации современные амазонки создали в Великобритании, Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и других странах, не желая забывать искусство амазонок прошлого.

ДАМСКАЯ ЛОШАДЬ


Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской.

Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного. Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения.

Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

ДАМСКАЯ ПОСАДКА

Основа посадки амазонки - плечи и бедра параллельно плечам лошади, позвоночник - перпендикулярно позвоночнику лошади в любое время движения. Спина прямая, поясница слегка прогнута. Со спины посадка амазонки ничем не отличается от посадки всадника в обычном седле, за исключением положения правой ноги. Правая нога от колена до ступни расположена на расстоянии одного-двух пальцев от верхней луки и полностью лежит на передней части крыла, расположенной перед луками. Правый носок повернут к шее лошади и свободно свисает. Баланс поддерживается за счет опоры (так называемой purchase), которая находится в области колена - в точке обхвата тела лошади правой ногой и достигается, если нижнюю часть правого бедра стремиться "вдавить" в седло, а внешнюю сторону правой голени сильно прижать к передней части крыла.

Для того чтобы добиться более удобного положения правой ноги, необходимо, чтобы всадница, взявшись за балансировочную подпругу и приподняв правое колено, левой рукой расправила мышцу правого бедра так, чтобы касающаяся седла сторона бедра была как можно более плоской.

Левая нога лежит почти как при езде в обычном седле: колено прижато к боку лошади, мизинец левой ноги смотрит вверх и в сторону, так чтобы со стороны была видна часть подошвы левой ступни. Между левым бедром и нижней лукой - расстояние в ладонь. При этом нога не должна стремиться обхватить бок лошади, так как в этом случае невозможно удержать колено прижатым к боку лошади и сама нога может выскочить за пределы нижней луки. Стремя поддерживает вес левой ноги, но никак не является опорой даже в случае езды облегченной рысью.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы. Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях.

Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Вес всадницы равномерно распределяется на внутренней части левой ягодицы и середине правой ягодицы, при этом таз слегка подан вперед. Это позволяет избежать распространенной ошибки - заваливанию назад левого бедра. В противном случае - при равном распределении веса на обеих ягодицах - ее левое бедро будет находиться дальше правого, поскольку большая часть веса окажется на левой стороне.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади. В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Немного о самом седле.

Оно плоское, с подбитыми подушками, имеет два рога. На верхний рог опирается правая нога, нижний рог фиксирует левую ногу. Хотя сказать фиксирует не совсем верно, поскольку по правилам между рогом и верхней частью левой ноги должна проходить ладонь. Его функция - служить опорой на прыжках. Сейчас выпускается много моделей дамских седел, но их главное преимущество - это их функциональность. Современное дамское седло максимально удобно для всадницы.

Законодательницей правил в этом виде конного спорта является Великобритания, и видимо, поэтому в этом виде спорта так много правил и ограничений, связанных с одеждой и не только. И мы немного о них расскажем вам.

Сами костюмы делятся на исторические и современные, которые в свою очередь могут быть: классическим, неформальным, охотничьим, для юниоров, для соревнований по выездке и вестерн. К историческим костюмам относят костюмы, сделанные в полном соответствии с той эпохой, в которую их носили.

Современный костюм для верховой езды состоит из пиджака и юбки. Обычные цвета это черный, коричневый и темно-синий. Пиджак должен быть достаточно длинным, но его край не должен касаться спины лошади, в идеале он должен быть до задней луки седла. Юбка полностью закрывает правую ногу, которая ни при каких обстоятельствах не должна показываться из под нее. Край юбки должен быть параллелен земле, и доходить до щиколотки левой ноги.

Рейтузы, одеваемые под юбку, могут быть любого однотонного цвета, но приветствуются в тон основного костюма. При езде также ни в коем случае не должны быть видны. Сапоги должны быть длинными до колена, черные или коричневые в тон основного костюма. Разрешены нестрогие шпоры и гаркроты. Головной убор - котелок или цилиндр, обязательна вуаль. Край головного убора располагается около бровей и параллелен земле. Волосы должны быть убраны в пучок (если волосы короткие, допустима его имитация).

Размеры пучка не должны превышать размеры пончика. Сверху надевается сетка для волос в тон. Край шляпы должен касаться пучка. Жилет не должен быть ярких цветов, только пастельных (напр. бежевый, желтый, серый) Перчатки должны быть или кожаные (коричневые или желтоватые) или из ткани (коричневые, бежевые), но ни в коем случае не черные.

Недопустимо украшать костюм цветами (напр.в петлице) и надевать драгоценности. Жесткий хлыст не более метра длиной, используется с правой стороны. В классе юниоров в качестве головного убора используется каска без вуали. Волосы должны быть аккуратно убраны. Лента для волос должна быть черной, коричневой или темно-синей. Длина хлыста не должна быть превышать 76 см. Шпоры или гаркроты не обязательны...

Кира Столетова

Одним из важнейших элементов конного снаряжения является седло для лошади. Без него занятия верховой ездой невозможны. Чем лучше седло, тем комфортнее процесс езды для обоих его участников. Каждый владелец лошади должен не только уметь правильно одевать снаряжение, но и знать, на что нужно обращать внимание при его выборе. Ошибочно подобранное обмундирование причинит дискомфорт и наезднику, и животному.

Каких видов бывают седла

Седло, равно как и уздечка, было изобретено давно. В древности оно выглядело, как обычная накидка с застежками. Со временем конструкция снаряжения не раз модернизировалась и улучшалась, в результате появилось много различных моделей, созданных с учетом индивидуальных особенностей породистых скакунов, способных удовлетворить все потребности наездников.

Существуют следующие виды лошадиных сёдел:

  • Кавалерийский - кожаное кавалерийское снаряжение отлично подходит для длительных непрерывных прогулок на лошадях. У него, в зависимости от модели, либо стальной, либо деревянный ленчик седла (твердый каркас). Использование столь плотных материалов является гарантией отличной износостойкости оборудования. Кроме того, вес наездника при использовании такого седла правильно распределяется по спине лошади и не причиняет ей дискомфорт. Ранее, когда конные были одним из основных видов войск и походы кавалеристов могли затянуться надолго, седла лошадей имели дополнительную броню и крепления для вещмешков и оружия.
  • Казачий - тоже хороший походный вид седел, но сделанный совершенно по другой технологии. Основные элементы конструкции, из которых состоит казачье седло, - арчак, крылья и подушка. На седле специальной формы с небольшой рукоятью всадник в любой момент может привстать на ровные ноги или выполнить любой из элементов джигитовки.
  • Дамский - один из видов конного снаряжения дошедший до наших дней с XVII века. В те времена считалось дурновкусием, если женщина сидела в мужском седле. Кроме того, учитывая моду на пышные длинные юбки, это делать было ужасно неудобно, поэтому было принято решение разработать специальное женское седло для лошади. С появлением моды на брюки данный вид сёдел практически перестал применяться, но с недавнего времени дамское седло вновь приобрело популярность.
  • Конкурный - специальное конкурное снаряжение со всеми вытекающими из этого вида спорта особенностями. У таких моделей крылья выдвинуты вперед, благодаря чему ноги всадника плотно прижимаются к бокам животного, тем самым повышается устойчивость наездника в седле во время совершения прыжков. Форма задней луки выполнена либо в виде круга, либо в виде квадрата.
  • Выездковый - хорошая выездка происходит только в седлах с глубокой посадкой, где всадник без труда может полностью выпрямить ноги для контакта с лошадью. Чтобы сделать требуемую глубину посадки, создателям пришлось существенно укоротить сиденье. Для правильного поддержания ног строение крыльев узкое и длинное. Во время выездки очень важно, чтобы животное максимально чутко реагировало на каждую команду человека, большая часть которых подается корпусом, поэтому у выездковых седел обивки почти нет, а полки узкие и короткие.
  • Универсальный - снаряжение подходит почти для всех конных видов спорта и для простых прогулок на лошадях. Это оптимальный вариант для любителей верховой езды, профессионально не участвующих в заездах, которые только изучают основы выездки. Если вы хотите выбрать хорошее охотничье или прогулочное седло, обязательно обратите внимание именно на универсальные модели.
  • Троеборный - визуально седла похожи на универсальные и тоже отлично подходят для любых вариантов верховой езды, но подушка с крылом у них слегка выдвинута вперед, что при кроссе дает возможность сменить обычную посадку на полевую.
  • Скаковой - спортивное седло упрощенной формы с почти плоским сиденьем и короткими стременами. Такая конструкция позволяет максимально снизить нагрузку на лошадь и все ее силы направить на главную цель - победу в скачках.
  • Офицерский - используется во время военных парадов, кроме того, его можно встретить на скакуне конной полиции, во время какого-либо длительного конного пробега или похода. На седле много креплений для оружия и других необходимых офицерам вещей.

Существуют некоторые виды седел для наездников более узкой специализации, например:

  • Вестерн - снаряжение американских ковбоев, обеспечивающее устойчивость и комфорт посадки. Даже во время резких движений или внезапной остановки животного сидеть в таком седле удобно. Кроме того, на нем есть специальный рожок для крепления лассо.
  • Безленчиковое - мягкое пластичное седло, идеально прилегающее к спине животного. Оно почти ничего не весит. Чаще всего такие седла надевают на травмированных скакунов или на тех, у кого больная спина. После выздоровления скакунам этот вид удобнейшего снаряжения может сниться еще долгое время. Поверх таких седел обычно крепится гелевая накладка.
  • Вьючное - устройство используется для перевозки на животных больших объемных грузов.

Существует еще один вид конного снаряжения, который нельзя назвать полноценным седлом, - пад. Этот амортизатор в случае чего может быть использован либо как мягкая подстилка под жесткие модели, либо в качестве самостоятельного элемента вместо седел.

Делаем седло самостоятельно

Не думайте, что изготовить снаряжение для лошади так же просто, как скрафтить его в любимой игре. Для того чтобы своими руками сделать седло, необходимо наличие специальных навыков и опыта подобной работы. Кроме того, без специфических материалов не обойтись, поэтому многие профессиональные заводчики советуют подобрать готовый вариант, тем более что сегодня в продаже существует огромный выбор разнообразных моделей.

Придя в специализированный магазин, можно не только узнать, сколько стоит тот или иной вид седел и осуществить подбор оптимальной модели, но и приобрести все необходимое снаряжение на заказ по индивидуальному дизайну.

Если вы не ищите легких путей, можете попробовать изготовить этот элемент снаряжения своими силами и одеть в него любимого скакуна. Начать стоит с самой простой модели: строевого седла, в основе которого - обычный деревянный ленчик.

Итак, необходимо заранее приготовить:

  • лист плотного картона;
  • деревянный брусок;
  • нож и пару ножниц;
  • немного гвоздей и скоб;
  • молоток;
  • строительную модель степлера;
  • кожу, неважно, искусственную или натуральную, или аналогичный материл;
  • напильник;
  • кусок поролона;
  • ремни.

Очень хорошо если перед тем, как сделать седло для лошади своими руками, удастся где-нибудь раздобыть основу от старого снаряжения. Ведь если у вас уже готов ленчик, тогда достаточно будет просто осуществить его ремонт, добавив пару элементов. Это намного проще, чем делать седло для лошади своими руками с нуля.

Подготавливаем каркас с нуля

  • Первое, что необходимо для этого сделать, - это определить размеры животного в самой верхней и в самой нижней точке холки и в изгибе спины. Полученные размеры следует перенести на картон, затем нарисовать чертеж каркаса для ленчика и вырезать его по контуру.
  • Следующий этап - создание 2-х полок. Вырезав из дерева, их соедините проволокой так, чтобы они держали форму по спине животного. В каждой полке делают по отверстию для подпруги.
  • Берут деревянную заготовку, накладывают выкройку ленчика и вырезают его, а затем при помощи гвоздей прикрепляют к полкам.

Делаем обивку

  • К каркасу нужно прикрепить поролон, а для полок сшить войлочную подкладку.
  • Затем необходимо заняться созданием из ремней приструг и подпруг. Впрочем, в продаже существуют уже готовые варианты этих элементов, можно купить их. К каждому пристругу прикрепляют по стремени, подпруги устанавливают в полках.
  • Создать седло - это только полдела. Необходимо, чтобы животное к нему привыкло.

    Обратите внимание на то, что приучение лошади к седлу должно начинаться только после того, как животное прошло базовую подготовку, доверяет наезднику, знает и выполняет основные команды.

    Эти минимальные навыки определяют дальнейшее поведение питомца.

Похожие публикации