Что такое самовоспитание личности - методы и способы самовоспитания. Как составить личную программу саморазвития

Умение искоренять недостатки и совершенствоваться во все времена считалось главным признаком духовно зрелой личности. Однако не все понимают значимость самовоспитания, и что такое работа над собой для многих остается загадкой. Попытаемся дать определение этому понятию и разберемся, действительно ли так важно воспитывать себя.

Некоторые определения

Сущность самовоспитания сводится к тому, что человек осознанно и целенаправленно реализовывает заложенный на генетическом уровне потенциал. Чтобы достигнуть этого, нужно хорошо знать особенности своего характера.

Все мы осведомлены о своих достоинствах, которыми гордимся. А вот выявить недостатки намного сложнее: для этого необходимо мыслить критически и анализировать поступки и действия.

Как правило, в случае жизненных неурядиц, мы списываем неудачи на обстоятельства, недоброжелательное отношение окружающих, да и просто на плохую погоду или самочувствие.

Цель самовоспитания состоит в том, чтобы научиться находить корень проблемы в себе, самому нести ответственность за все, что случается в жизни.

Психологические аспекты

Ученые считают, что психологическое состояние человека – та сила, которая побуждает его развиваться. Понятие самовоспитания состоит из нескольких аспектов:

  • Формирование черт характера;
  • Развитие волевых качеств;
  • Выработка стратегии поведения.

Работая над собой, личность не только совершенствует заложенные Богом способности, но и приобретает новые знания и умения.

Более того, воспитание себя может быть плодотворным только в том случае, если человек имеет четкие мотивы, которые и будут стимулировать его самовоспитание и самообразование.

Говоря о развитии, важно подчеркнуть, что самовоспитание и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из нас во взрослой жизни неосознанно пользуется установками, заложенными в детские годы. Родители показывают на собственном примере нормы поведения в обществе, и они становятся эталоном, призывом к действию.

Именно эти установки и влияют в дальнейшем на новый поток чувств и информации и, главное, на их восприятие. То, насколько человек способен преодолеть внутренние стереотипы, будет влиять на качество его развития.

Что такое самовоспитание, построенное на искоренении родительской копии, покажет наглядный пример.

Молодой человек, который вырос в семье, где отец выполнял функцию диктатора по отношению к детям и супруге, остается во власти стереотипа, что женщина не достойна уважения. Как воспитать самостоятельно чувство трепетного отношения к женскому полу, если нет наглядного примера?

В данном случае могут помочь только общественные отношения, где подобный пример покажут другие люди. Однако даже в этом случае без волевых усилий, мощной мотивации и искреннего желания добиться этого будет сложно.

Итак, самовоспитание предусматривает такую личностную деятельность, которая направлена на сознательное изменение человеком стереотипов в соответствии с новыми целями, идеалами и убеждениями.

Педагогические предпосылки

Зрелую и развитую личность характеризуют умения правильно оценивать свои возможности и воспринимать поступки.

Для того чтобы путь саморазвития был успешен, необходимо использовать следующие методы самовоспитания:

  • Познание себя;
  • Умение контролировать свои эмоции;
  • Постоянное стимулирование.

Не менее важно использование приемов, которые состоят из следующих составляющих:

  • Выполнение обязательств перед самим собой;
  • Умение дать отчет за свои поступки;
  • Контроль за словами, желаниями и поступками;
  • Осмысление и анализ действий.

Как видим, работа над собой предусматривает целый ряд действий, которые необходимо использовать в повседневной жизни постоянно.

Профессиональная сфера

Профессиональная деятельность человека является неотъемлемой частью жизни. Поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной. Особенности профессионального самовоспитания состоят в том, что они неразрывно связаны с личностным развитием, сферой духовных интересов человека.

Поэтому в этом направлении нужно также вести сознательную работу по развитию таких качеств:

  • Необходимо адаптировать личностные и душевные стремления к тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия;
  • Непрерывное повышение профессиональных навыков;
  • Постоянное развитие тех личностных качеств, которые помогут достигнуть успеха в карьере.

Профессиональное самовоспитание помогает добиться не только продвижения по карьерной лестнице. Ситуация успеха и признания профессионального окружения способствует усиленной мотивации для продолжения развития личностных качеств.

Значение и проявление самовоспитания

Говорить о самовоспитании можно очень много, мы лишь кратко осветили основные положения, которые помогают понять, зачем человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Итак, чем поможет себе личность, которая воспитывает в себе лучшие качества и искореняет недостатки:

  • Приобретает уверенность и спокойствие при преодолении жизненных трудностей;
  • Знание своих отрицательных качеств помогает через самоанализ улучшить взаимоотношения с окружающими людьми;
  • Умение сдерживать свои эмоции и контролировать их проявление – главный помощник в сохранении психического и эмоционального здоровья;
  • Наслаждение от выбора цели и ее достижения.

Заниматься самовоспитанием или нет, решать, конечно, только вам. Главное, знать, что во время этого нелегкого пути человек учится постигать самое важное, что дано не всем: радость от осознания собственных сил в преодолении трудностей и умение радоваться самым маленьким достижениям. В этом, пожалуй, и состоит счастье.

Самовоспитание как качество личности – способность к воспитательной работе над собой, формированию своей личности в соответствии с поставленными целями.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании. Человек без самовоспитания, собственного наработанного опыта не сможет стать зрелой, целостной личностью. Человек не будет гармонично развиваться, если не предоставить процессу самовоспитания самые выгодные условия. Великий критик Виссарион Белинский писал: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

Жирный плюс самовоспитания в том, что им можно заниматься в любом возрасте. К примеру, пожилой человек чувствует, что стал слишком раздражительным. Естественно, он задаёт себе вопрос, как бороться с раздражительностью? Не нужно ни с чем бороться. Нужно самовоспитать в себе уравновешенность, доброжелательность, сдержанность, радушие, словом, добродетельные качества личности, которые спокойно вытеснят раздражительность из проявленных качеств личности, загонят его в глубокое подполье подсознания.

Примеры самовоспитания:

— А я никогда в школе не дергал девочек за косички, потому что один раз в деревне дернул за хвост коня…

— Малыш, развитый не по годам, принес из библиотеки книгу «Уход за детьми и их воспитание»- Боже мой, что ты будешь делать с этой книгой? — воскликнула изумленная мать. — Как что? — ответил маленький мудрец — Я хочу посмотреть, правильно ли вы меня воспитываете.

Самовоспитание – крепкое подспорье в совершенствовании личности, в её духовном росте и приближении к Богу. Самовоспитание – удел осознанной личности, которая сознательно направляет свои усилия на воспитание в себе положительных качеств личности и, тем самым, искоренение пороков. Оно предполагает целеустремлённость, упорство и настойчивость, самокритичность и взыскательность к себе, самоконтроль и самодисциплину.

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен чётко диагностировать в себе, то над чем предстоит работать, точно осознавать, какие достоинства нужно поднять с колен и, в то же время, колонизировать недостатки. Посредством сравнения себя с другими, анализа своей притязательности и амбициозности, человек правильно формулирует цели самовоспитания. Он не ждёт, как герои известной сказки, когда ему кто-то подарит храброе сердце или мудрость, он сам начинает «путешествие в тысячу миль» за добродетельными качествами личности.

Психологи считают, что адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми. Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой. Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и не наглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самовоспитание адекватно оценивает свои способности, индивидуальные особенности и, взвесив свою ресурсную базу, приступает к саморазвитию личности. Неотъемлемыми атрибутами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль и самодисциплина. В приемы самовоспитания, по мнению психологов, входят самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния).

К методам самовоспитания относятся:

– самопознание;

– самообладание;

– самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Петр Ковалев 2014 год

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути. Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом. Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои литературных произведений.

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи - век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя». В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию. В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ. Отличный пример про самовоспитание из литературы – книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких. В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе – привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини – Наташи Ростовой. Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой жизненный путь, позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться. Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы – русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону. В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности. Патриотизм героев былин – отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в классической литературе представлены в школьной программе. Пример для подражания ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений. Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский. Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание - тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление. На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге - абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость. В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая». Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме. Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими жизненными принципами быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям. Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание. Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает». Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве. Древнегреческий оратор Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора. Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом. Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе. Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого – прекрасный пример нравственного развития и совершенствования. Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Заключение

Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования. Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И. Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание. Примеры из литературы учат помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.

fb.ru

Саморазвитие

В телесной психотерапии особое внимание уделяется работе с голосом и дыханием. Глубокое дыхание восстанавливает контакт между сознанием и чувствами, сознанием и телесными ощущениями. (Терапия безрадостности. Возвращаем радость в свою жизнь., Секреты здоровья и долголетия. Работа с дыханием.) Что же нам дает работа с голосом? Первое - это снятие горлового и челюстного зажимов, которые возникают еще в раннем детстве.

Нижняя челюсть служит своего рода запорным механизмом, не позволяющим ничему из вне проникнуть к нам во внутрь. Первоначально челюстной зажим образуются в результате сопротивления насильственному кормлению или употреблению нежелательной пищи.

В повседневной жизни каждый из нас часто сталкивается с ситуациями, когда необходимо быть сосредоточенным на чем-то одном. Обычно человека очень легко отвлечь, вывести из этого состояния. Поэтому такое сосредоточение не бывает длительным, быстро наступает усталость.

Мысли большинства людей – неуправляемые кони, которые скачут сами по себе, то останавливаясь, то поднимаясь в галоп воспоминаний. В результате такого неуправляемого состояния ума, человеку трудно сосредоточится на чем-то одном, его мысли постоянно куда-то убегают. Как следствие человек не может глубинно осознать суть происходящего и найти правильное решение тех задач, что ставит сам перед собой.

Для начала хочу привести отрывок из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев".

Блестящий гусар, граф Алексей Буланов, как правильно сообщил Бендер, был действительно героем аристократического Петербурга. Имя великолепного кавалериста и кутилы не сходило с уст чопорных обитателей дворцов по Английской набережной и со столбцов светской хроники. <...> За графом Булановым катилась слава участника многих тайных дуэлей, имевших роковой исход, явных романов с наикрасивейшими, неприступнейшими дамами света, сумасшедших выходок против уважаемых в обществе особ.

Стивен Кинг "Как писать книги". Я люблю писать. Это у меня с детства. Читать и писать. Писать и читать:-). На первый взгляд может показаться, что книга Стивена Кинга "Как писать книги" представляет интерес только для писателей или для тех кто собирается им стать. Я тоже так думала, пока не прочитала саму книгу. Да в ней есть главы посвященные исключительно технике письма, но их не много и при желании эту часть можно пропустить. Большую же часть книги представляют автобиографические моменты из жизни писателя и его размышления на тему творчества и не только.

Вот некоторые отрывки из книги Стивена Кинга "Как писать книги", которые мне особенно понравились и которые, как я надеюсь, вызовут у Вас желание купить (или хотя бы скачать) и прочитать книгу целиком.

Проводить время можно по-разному. "Копи время, которое прежде у тебя отнимали и крали. Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорней всех потеря времени по нашей собственной небрежности. "(Сенека).

И сразу же небольшая историческая справка. Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э.-65 н. э.) - римский философ и писатель. Наставник, затем советник императора Нерона. Впоследствии был обвинен в заговоре против Нерона и покончил с собой. Он был виднейшим представителем римского стоицизма. Взгляды свои Сенека изложил в «Нравственных письмах к Луцилию», «Вопросах естествознания» и др. Он также является автором девяти трагедий. Философские сочинения Сенеки впоследствии оказали влияние на мемуарно-моралистический жанр, а его трагедии - на Уильяма Шекспира и драматургов французского классицизма.

"Почему бы Вам не... - Да, но..." (ПБВДН). Пример первый. Психологическая игра "Почему бы вам не... - Да, но..."(ПБВДН) является одним из наиболее популярных способов психологического вампиризма в быту. И вот наглядный пример из жизни. Недавно ко мне на занятия пришла молодая девушка. Мы разговорились на тему выбора будущей профессии. Хочу сразу заметить, что девушка очень яркая, красивая и артистичная. Разговор на эту тему завела она:

Знаете, я люблю театр. Мне нравится выступать на сцене. Я танцую, участвую в школьной художественной самодеятельности.

Про 4 уровня убеждений (базовый, генетический, исторический и уровень души), о том как тестировать наличие убеждений в подсознании через мускульный тест и откуда берутся негативные убеждения можно прочитать в публикации Негативные установки про личную жизнь, мужчин и семью.

Иногда мне задают вопрос:" Зачем вообще работать над своими убеждениями? И что такое негативное убеждение?" Убеждение - это принятие на уровне ума чего-либо в качестве истины. Осознание того, что эмоции, чувства и мысли непосредственно влияют на наше физическое здоровье очень важно. Каждая мысль, каждая эмоция, идея или убеждение имеют свои нейрохимические последствия. Можно уверенно говорить о том, что наши мысли, слова, эмоции и физическое тело находятся в сложной синергетической связи. Любая мысль человека - это электромагнитная волна, передающая послание нейропептидам, которые, в свою очередь, выстреливаются в центральную нервную систему, чтобы наше тело могло определенным образом среагировать.

Задать себе этот вопрос заставил случай. У одного из знакомых близился День Рождения. Создали с друзьями группу в вк и начали обсуждать подарок. Вернее обсуждать начала я. Причем сама с собой. Отклика не было вообще. Стало удивительно. Почему так? Почему? Ведь он много хорошего сделал не только мне. Хороший человек, хороший друг и все молчат. Почему?

Вдаваться в подробности выбора подарка не буду. В итоге поздравили. Все закончилось благополучно. Задаться вопросом: "Врать или не врать?" заставило то, что уже когда подарок был выбран и куплен, один из знакомых написал:"Извините, что не принимал участия в обсуждении. Не было интернета." И тут я подумала о том, как часто мы врем и почему мы это делаем.

Цели саморазвития и личностного роста

Нет абсолютно никаких сомнений в том, что многие люди интересуются темой саморазвития и личностного роста. Большинство, конечно же, понимает, для чего это нужно. Однако есть люди, которые не совсем чётко осознают цели этих процессов, даже будучи вовлечёнными в них, не говоря уже о тех, кто такими вещами не интересуется вообще. На деле развитие своего потенциала имеет огромное значение в повседневной жизни и может предложить существенные преимущества каждому человеку. Давайте же разберёмся в особенностях процесса развития человеком своей личности и ответим на вопросы: зачем вообще это нужно и что это даёт?

Для начала стоит уточнить, что такое саморазвитие и личностный рост.

Саморазвитие – это сознательный и осуществляемый человеком без содействия каких-либо внешних сил процесс, направленный им на развитие своего потенциала и реализацию себя как личности. Саморазвитие всегда подразумевает наличие ясных целей, определённых убеждений и установок.

Личностный рост – это, во-первых, психологическое понятие, используемое различными направлениями психологии. А во-вторых, процесс воспитания человеком особых качеств своей личности и повышения уровня своей личной эффективности и продуктивности с целью увеличения личностного потенциала и достижения более высокого жизненного результата во всех его проявлениях.

Понятия «саморазвитие» и «личностный рост» можно считать тождественными друг другу, т.к. они, по большому счёту, преследуют одни цели. Но такие цели как повышение потенциала, развитие качеств и т.д. выглядят довольно абстрактно, чтобы послужить достойным определением того, для чего человеку нужно саморазвиваться и личностно расти. Постараемся конкретизировать их.

Итак, основными целями саморазвития и личностного роста, как правило, являются:

Развитие осознанности – в наше время бурно развивающихся технологий и автоматизации человек всё чаще и сам становится напоминающим автоматизированный механизм. Любые действия, которые он совершает, можно смело назвать механическими. Начиная с утреннего подъёма, сборов на работу и поездки в транспорте и заканчивая самими рабочим днём, возвращением домой, просмотром телевизора и отходом ко сну. Естественно, это касается не всех людей и мы не «стрижём всех под одну гребёнку», но если посмотреть на большинство людей, то можно увидеть именно такую картину. Люди живут неосознанно, не наблюдают за собой, своими поступками, образом действий и мыслей – это гораздо комфортнее и привычнее, чем начать выслеживать все свои проявления и вести максимально осознанную жизнь. Но это делает из людей роботов системы. Если же человек начинает задумываться над этим и, так скажем, осознаваться, он автоматически встаёт на путь саморазвития. И наоборот, если человек начинает заниматься своим личностным ростом, его жизнь постепенно начинает становиться более осознанной, а сам он начинает меняться, становясь несколько иным, чем был раньше, делая определённые выводы, смотря на себя со стороны, определяя свои достоинства и недостатки и начиная оказывать намеренное воздействие на какие-то (или даже все) грани своей личности.

Соответствие времени – и снова речь заходит о современном ритме жизни и, главным образом, о развитии технологий. Всё меняется. То, что было для нас привычным вчера, сегодня уже становится неактуальным, устаревшим, менее эффективным. Человек должен соответствовать так называемой модальности времени. И, в первую очередь, должен самому себе. Новые изобретения, открытия, методы, практики, теории и правила требуют от нас быть максимально мобильными и алертными. Иначе мы просто не сможем эффективно функционировать в современном мире, запутаемся в переменах, потеряем хватку; наши знания и навыки устареют и станут невостребованными, и на смену сразу же придёт кто-то, кто более адаптирован к условиям современности. Саморазвитие позволяет избежать всего этого, идти в ногу со временем, находиться на одной ступени даже с молодыми специалистами, если мы говорим о профессиональной сфере деятельности, быть в курсе всех новых течений и веяний моды и т.д. Конечно же, не обязательно принимать всё новое с распростёртыми объятиями и становиться его ярым приверженцем, но знать об этом человек должен обязательно, чему и способствует активное занятие своим личностным развитием.

Знание обо всём понемногу – можно быть узким специалистом и профессионалом в какой-то одной области и ничего не знать о других. Это, конечно, хорошо, но это показатель однобокости мышления и невнимательности к себе. Гораздо лучше, если человек стремится к разностороннему развитию. Это значит, что помимо своей профессиональной области или круга своих интересов, он имеет хотя бы поверхностное представление и о других сферах жизнедеятельности. Например, вы можете быть опытным программистом и быть в курсе всех компьютерных инноваций, однако это не мешает вам знать некоторые интересные факты о мировых войнах, из истории различных государств, о строении Солнечной системы и т.п. Это лишь пример, но, согласитесь, так даже жить становится как-то интереснее. Невозможно, да и не нужно знать абсолютно всего, но если человек не только профессионал в своей области, но и знает понемногу обо всём, это говорит о его широком кругозоре, развитом интеллекте, заинтересованности в своём развитии – это и есть саморазвитие и личностный рост. Кроме того, благодаря этому можно запросто поддержать любой разговор, заинтересовать собеседника, завести полезные знакомства и сделать много чего другого, в том числе и повысить качество своей жизни.

Помимо этого, люди, занимающиеся саморазвитием, гораздо чаще достигают своих жизненных целей и, главное, чётко осознают и их и своё предназначение. Все личные ресурсы, такие как здоровье, время, способности, знания, навыки и умения – всё это не тратится впустую, а вкладывается в какую-то деятельность и способно дать большие результаты. Не на последнем месте находится и вопрос здоровья и физического развития. Не зря существует поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Человек, занимающийся саморазвитием, если уже и не ведёт на 100% здоровый образ жизни, то, как минимум, задумывается об этом и стремится к тому, чтобы минимизировать пагубное влияние различных деструктивных факторов на своё здоровье, например, избавляется от вредных привычек, бегает по утрам, возможно, придерживается какой-либо особой концепции питания и т.д.

Следует сказать также и о том, что занимающийся саморазвитием человек овладевает, кроме всего прочего, рядом очень полезных в жизни навыков, а именно: основами тайм-менеджмента и управления временем, изучает основы планирования, а также научается ставить цели, продумывать их достижение и, в конечном счёте, достигать. Дело в том, что человек, которого заботит его всестороннее развитие, автоматически приходит к знакомству с множеством всевозможных источников разных знаний: книгами, аудио- и видео материалами, семинарами, тренингами, курсами, Интернет-ресурсами и, конечно же, с интересными и развитыми личностями. Кстати, знакомство и общение с новыми людьми - это ещё одно преимущество саморазвития. Это вполне себе может и не являться целью, однако когда человек начинает развиваться, он начинает «вырастать» из круга тех, с кем общался до этого. Как следствие, появляется потребность в новых людях. А реализуется она во многих случаях спонтанно, т.к. человек с определённым уровнем развития начинает притягивать к себе людей с таким же уровнем или превосходящим его, а также сам притягивается к ним.

И последнее, что ещё хотелось бы затронуть – личностный рост не только стимулирует развитие потенциала человека, но и способствует гармонизации его жизни, в общем и целом. Развивающийся человек, наряду с тем, что узнаёт много информации, позволяющей ему улучшить свою, так скажем, внешнюю жизнь, облагораживает и обогащает свой внутренний и духовный мир, подпитывает его всевозможными знаниями о каких-либо духовных аспектах жизни, учениях и практиках. Он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами, видеть в нём то, чего не видел раньше, замечать то, чего не замечают другие, больше ценить каждый проживаемый момент, родных, любимых, друзей. В итоге вся его жизнь становится более гармоничной, яркой, полноценной и счастливой.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что саморазвитием следует заниматься всем и каждому, кто хочет стать «лучшим собой», по максимуму раскрыть свой интеллектуальный, духовный, творческий и личностный потенциал, а также изменить свою жизнь или просто сделать её лучше.

Развивайтесь, друзья, растите как личности и самосовершенствуйтесь! Сделайте первый настоящий шаг навстречу себе и, поверьте, потом вы уже просто не сможете остановиться.

4brain.ru

Планировать надо не только дела на каждый день или великие вехи свои жизни. Также надо иметь четкую программу саморазвития, чтобы в вашей жизни не было хаоса. И ваше изменение личности должно соответствовать вашим стремлениям и целям.

В свою личную программу надо обязательно включить обработку тех качеств и навыков, что необходимы вам для достижения ваших целей. Любой человек, прежде всего, приобретает себе необходимые инструменты, а потом уже начинает осваивать какое-то мастерство. И его обучение состоит из серии последовательных шагов постепенного развития навыка.

Чем же ваша жизнь отличается от рабочей обстановки? Разве только тем, что за работу платят деньги, а развиваешься ты для себя. Люди превращаются в трудоголиков, ибо денег всегда не хватает. Работа у них высасывает все силы и энергию, усталость становится постоянной спутницей жизни. Им некогда думать о том, чтобы заниматься личностным ростом и саморазвитием. Им бы выспаться хоть когда-нибудь.

Но ведь и в процессе саморазвития есть плата, только незримая. И самая высокая валюта здесь – твое Счастье. Мы развиваемся для того, чтобы жить счастливо. Неужели это стоит меньше, чем любая валюта?

Что значит Миссия

Причем, работа над собой не требует много времени. Надо только регулярно что-то делать. Намного сложнее – начать действовать. Хотя и это сделать не так трудно, если человек понимает свое Предназначение или Миссию на Земле. Когда он это осознает, то потом ему остается лишь идти по данному пути.

Миссия – очень высокое понятие, что отражает цель, ради которой человек появился на Земле. Иногда на поиск ее уходят даже не годы, а десятилетия.

Но есть два момента, которые могут приблизить человека к осознанию своей Миссии.

  • Первое, предназначение всегда связано с тем, что тебе нравится делать. Поэтому, если пойти этим путем и начать делать то, что ты любишь, то рано или поздно ты отыщешь свою Миссию.
  • Второе, твое дело должно приносить пользу другим людям.

Где найти время

Когда люди говорят, что у них ни на что не хватает времени, это означает лишь одно – они не могут им управлять. Ни один человек не имеет “мохнатую лапу” где-то там вверху и ему никто не добавит лишний час. Только одни люди могут рационально использовать свое время и его им достаточно на все их дела. А другие свое время просто прожигают.

Чтобы выйти из бесконечной суеты и найти путь к своей Миссии, начните как раз с развития навыков управления времени. Для начала отработайте три самых больших пожирателя: прерывания, ловушки времени и карманы времени. Не ставьте сразу для себя непосильной задачи – убрать все это из своей жизни. Первый ваш шаг – сократить время, которое уходит на них, ровно в два раза.

Личная программасаморазвития

Работать над Программой личностного роста нужно обязательно письменно. Вам может потребоваться несколько дней для осознания важных вопросов и приведения мыслей в порядок.

Работу начинаем с анализа, что же мы уже имеем на данный момент. У вас должен быть список того, что у вас уже есть: знания, умения, работа, связи, имущество…

Следующий шаг – отработка желаний. Вам надо понять и записать, что вы сейчас хотите больше всего. Пишите все, невзирая на возможность или иллюзорность вашей мечты. Главное, чтобы все это было ваше, а не навязанное извне, и доставляло бы вам истинное удовольствие.

Третий шаг – выстраивание цепочки шагов, что могли бы привести вас к вашей цели. У вас должна получиться нить, которая связывает то, что вы хотите, с тем, что у вас уже есть.

Четвертый шаг – глубокое самокопание. Есть стандартный набор качеств, которые обычно мешают людям добиваться своих целей: страх, неуверенность, робость, заниженная самооценка и т.д. Ваша задача – выявить все свои страхи, что возникают внутри вас, как только вы начинаете думать о том, чего не хватает для достижения вашей мечты. Каждый страх надо написать на отдельном листе бумаге. Например, вам не хватает денег. Тут могут быть следующие страхи – Я боюсь:

Пятый шаг – определить качество (черту характера), что скрывается за каждый страхом. Например:

  • боюсь требовать прибавки к зарплате – я стеснительный;
  • боюсь менять работу – я нерешительный;
  • боюсь начать свое дело – не хватает уверенности в себе.

Вот и вы и получили первый свой список тех черт (качеств), которые вам надо развить. Запишите их в отдельный список и просмотрите его еще раз, не упустили ли чего. Как правило, для большинства людей камнем преткновения является заниженная самооценка. Многие не знают своих талантов и не умеют гордиться собой. А настоящий успех всегда начинается с уверенного “Я”.

Шестой шаг уже посложнее. Вам надо совместить составленных список нужных качеств со своей цепочкой, что вы составили на Третьем шаге. Так вы сразу увидите ту черту, с развития которой вам надо начинать.

Седьмой шаг – напишите свое первое действие, свой первый шаг по саморазвитию. Обязательно обозначьте, какой вы ждете результат. Поставьте себе сроки. Вот и готов первый вариант вашей Программы саморазвития. Остальное вы будете додумывать попозже.

В путь

Очень важно начать выполнять свою Программу как можно раньше. Есть известный эффект 72 часов – если вы ничего не сделаете за это время, вероятность достижения цели резко падает.

Когда вы начнете работать над собой, у вас возникнут новые задачи, потому что будут расширяться границы вашего восприятия и будет меняться ваш образ мышления.

Поэтому со временем вы яснее будете видеть свои ошибки и сможете уменьшить их количество. Сразу же снимите ограничение. что ошибаться плохо. Дайте себе право на ошибку, главное, чтобы вы при этом делали правильные выводы и вновь шли дальше.

Сразу же могу сказать, что одна из самых распространенных ошибок – слишком завышенные цели. Учитесь разбивать их на маленькие шаги, так вы лучше увидите способы их достижения.

Обязательно развивайте в себе настойчивость. Ни одна большая вершина не может быть покорена на один миг. Самый лучший пример упорства при достижении своей мечты, пожалуй, история Берта Монро. Берите пример с таких людей и никакие проблемы не смогут вам помешать.

Не стесняйтесь обращаться к другим с вопросами и за помощью. Когда вы задаете вопросы, вы разбираетесь лучше в сути дела. А люди часто мечтают о том, чтобы помочь кому-нибудь.

Очень сильно вас поддержит Дневник Успеха. Только записывайте в него не только все свои достижения, но и те качества, что помогли вам достичь этого. И тогда вы сможете достигать самые высокие цели, потому что будете достойны их!

Понравилась ли вам такая Программа саморазвития? Поделитесь в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Классный час «Великие люди о самовоспитании».

Цель: развитие способности к самоанализу на примере известных людей; написание дневников как средства осознания своих поступков и слов.

Ход классного часа.

Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Существуют правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания:

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характ еризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности.

Хочу напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.

Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.

Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. обдуманность в действиях.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, управлять собственной личностью.

У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития».

Прочитывая впоследствии дневник, человек может сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу».

И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой».

Таким образом дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразная план - программа самоизменения.

Возникает вопрос: а насколько человек может изменит себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например, что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты - результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер - Чеховой: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного, деликатного Чехова.

Вот ещё некоторые примеры самовоспитания .

1.Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно застенчивым и косноязычным. Его речь понимали с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал величайшим оратором Греции.

2.Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но вошел в историю как крупнейший композитор.
3.Эйнштейну трудно давалась физика, однако он не только изучил и понял ее, но и стал основоположником переворота в физике.

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей:

1. Одно сегодня лучше ста завтра, 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Надеюсь, что эти примеры дадут вам возможность проводить самоанализ, а в дальнейшем и предупредить ошибки в поведении с окружающими людьми.

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание - что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к . Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека - своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня ;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды - в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство : проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание - за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» - любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание - об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич
Похожие публикации