Что такое натуральное осаго. Ремонт вместо денег по осаго или натуральное возмещение ущерба Закон о натуральном возмещении

Предназначены пока лишь для обладателей новых полисов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Но если вы все же хотите получить направление на ремонт, можно выяснить в своей страховой компании о наличии такой возможности. Дело в том, что и до вступления в силу поправок такая возможность была. Правда, тут все зависит от желания страховой компании. Сумеете договориться - машину отремонтируют, не сумеете - получите деньги.

Если частных владельцев легковых автомобилей в автосервисы будут направлять не предлагая альтернативы, то для юридических лиц сделали поблажку. У многих фирм, которые владеют автомобилями и занимаются, к примеру, перевозками, есть договоренности со «своими» автосервисами. Но если компания-автовладелец все же пожелает получить направление на ремонт в автосервис страховой компании, то с этим проблем не будет.

Давайте рассмотрим подробно, как будет происходить выплата в «натуре».

Что делать после ДТП?

После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и раньше, страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости проводится экспертиза. После этого вам выдают направление на СТО.

Можно ли выбрать СТО самому?

Конкретный автосервис вы выбираете сами. Сделать это можно, да и нужно, заранее. Каждая страховая компания обязана опубликовать список таких СТО на своем сайте. Посмотрите, выберите наиболее удобный.

Какую СТО выбрать?

На сегодняшний день для СТО в законе установлены лишь общие требования. По словам Марии Щукиной, заместителя начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», финальной версии Правил ОСАГО пока нет. Обсуждаемый вариант изменений Правил фактически дублирует то, что прописано в законе.

Важно: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На деле это не всегда возможно. Если страховая компания организовала и (или) оплатила транспортировку автомобиля до места проведения ремонта и обратно, то выбор СТО здесь за страховой компанией. Речь идет о тех случаях, когда разбитый автомобиль не может двигаться своим ходом.

Если автомобиль гарантийный?

При ремонте должны сохраняться гарантийные обязательства производителя транспортного средства. Новые автомобили (до двух лет) будут у дилеров. Это положение, к слову, вызвало множество вопросов. Почему именно 2 года? Ведь у многих производителей гарантийный срок намного больше?

Здесь, скорее всего, законодатель исходил из средней продолжительности гарантии. Так, по словам Татьяны Федосеевой, директору по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие», одни производители дают ограниченную гарантию один год, другие - на пять лет. Но основная же масса гарантийного срока - это два года.

Действительно, если взять тех же «немцев» (БМВ, Мерседес), то у этих производителей именно двухгодичная гарантия. А , как правило, сопряжены с разными доплатами или определенными условиями и распространяются лишь на некоторые узлы и агрегаты.

Быстро ли отремонтируют?

С направлением вы приезжаете в автосервис, сдаете автомобиль в ремонт. Дальше все как и при обычном обращении в автосервис. Однако срок ремонта не будет превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО. Это вовсе не означает, что ремонт будет длиться именно столько. Это максимально допустимое время на устранение сложных повреждений.

Какие запчасти будут использовать при ремонте?

Важно отметить, что в законе прописана обязательность использования новых запчастей. Никакие б/у и восстановленные детали на автомобили ставить не должны. Конечно, новые не значит оригинальные. Но не стоит думать, что сервисмены ради экономии начнут использовать дешевые китайские запчасти.

Бояться этого не нужно, уверена Татьяна Федосеева. Во-первых, при ремонте должны использоваться только сертифицированные запчасти, а значит качественные и безопасные. К слову, в том же Китае сейчас производится большое количество и оригинальных запчастей. Взять, к примеру, производителя компанию Fuyao. Продукция этой фирмы официально используется Audi, Volkswagen, Honda, Toyota, Land Rover и другими автопроизводителями, поясняет Федосеева. Во-вторых, мы и сами, ремонтируя машины, не всегда готовы покупать дорогие оригинальные запчасти. Тем более когда аналоги стоят заметно меньше, а по качеству нисколько не уступают оригиналам.

Мария Щукина отмечает, что если бы неоригинальные запчасти были низкого качества, то на них попросту не было бы спроса. «Неоригинальная деталь может быть лучше оригинальной, полностью идентичной и равной по качеству. Аналоги выпускаются всемирно известными заводами непосредственно для рынка автозапчастей, и они всегда гораздо дешевле оригиналов», - подытоживает Щукина.

Кто оплачивает ремонт?

После окончания ремонта автовладелец должен проверить качество работ. Хотя бы визуально. Если все устраивает, то автовладелец подписывает акт приемки и забирает машину. Платить за ремонт будет страховая компания. Но только при отсутствии претензий со стороны автовладельца. Это, к слову, одна из причин, которая не позволит сервисменам халтурить. Ведь если ремонт будет сделан плохо, денег СТО не получит.

Что делать, если ремонт некачественный?

При все вопросы придется решать не с сервисом, а со страховой компанией. Заметили огрехи в ремонте при получении машины? Акт не подписываете, а фиксируете все «косяки» и обращаетесь к страховой компании с требованием устранить дефекты. Если же недостаток проявился через какое-то время, нужно его зафиксировать и опять же направить претензию в страховую компанию. Если в страховой компании согласятся с претензиями, недостатки исправят, возможно, в другом автосервисе. Если не согласятся - придется идти в суд.

По мнению Павла Самиева, исполнительного директора Национального рейтингового агентства (НРА), пока не определено само понятие «качество ремонта», пока не определены критерии, полноценно нововведения работать не будут. И СТО полноценно работать не смогут.

«Начнутся жалобы в ЦБ РФ и Роспотребнадзор. В „тестовый“ период, когда страховые компании должны показать, насколько они готовы к „натуральному“ возмещению, достаточно двух жалоб на качество ремонта, и страховая компания будет вынуждена вернуться к денежным выплатам. И все это на фоне неотработанных процедур в цепочке „потерпевший - страховщик - СТО“. А значит, опять возврат к денежным выплатам, от которых мы должны были уйти, чтобы изолировать деятельность недобросовестных автоюристов. В прошлом году отрасль потеряла на этом 40 млрд рублей, сколько она потеряет в этом - можно только гадать. Стоит ли столько „тестовый“ период? Мы оценим через полгода», - поясняет Самиев.
Пока сложно сказать, как пойдет работа новой системы. Надеюсь, что страховые компании будут выбирать качественные автосервисы, а те, в свою очередь, ремонтировать машины быстро и в строгом соответствии с требованиями и регламентами автопроизводителей.

Изменения в закон об ОСАГО, согласно которым теперь при наступлении страхового случая отдается предпочтение натуральному возмещению ущерба вместо денежной компенсации, был подписан Президентом в марте и вступил в силу в апреле 2017 года. Как и любое новшество, такие изменения были восприняты сообществом автолюбителей неоднозначно: специализированные интернет-ресурсы переполнены отзывами как сторонников, так и противников нововведения.

В чём заключается суть изменений, внесенных в закон об ОСАГО и предусматривающих возможность натурального возмещения ущерба? В каких случаях автовладелец имеет возможность отказаться от натурального возмещения и получить денежную компенсацию? Каким образом новые правила возмещения ущерба должны поднять уровень доверия к страховым компаниям и помочь в борьбе с недобросовестными автовладельцами, стремящимися извлечь материальную выгоду с помощью договора ОСАГО? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные положения нового закона

Согласно новым правилам, страховая компания будет предлагать автовладельцу, с которым у неё заключён договор, натуральное возмещение ущерба, причиненного автотранспортному средству. Это не означает, однако, что денежные компенсационные выплаты исключаются вовсе: при определённых обстоятельствах владелец ТС вправе рассчитывать именно на традиционный способ возмещения причиненного вреда, т. е. на выплату в виде денег. Следует помнить, что новый закон имеет отношение только к физическим лицам, являющимся владельцами легковых автомобилей.

Как происходит натуральное возмещение?

Если транспортному средству был причинен ущерб, то по новым правилам, страховая компания вместо осуществления компенсационной выплаты направляет пострадавшего на СТО, с которой имеется договоренность о сотрудничестве. Предложить натуральное возмещение можно только автовладельцам, заключившим страховой договор после 28 апреля 2017 года, при условии, что страховой случай наступил также после 28.04.2017. СТО, участвующая в натуральном возмещении, должна:

  • располагаться не более чем в 50 км от места происшествия или места проживания автовладельца;
  • устранить полученные повреждения максимум за 30 дней с момента обращения;
  • предоставить гарантию на выполненный ремонт минимум на 6 месяцев, для кузовных работ и покраски – на 12 месяцев.

Если расстояние до СТО превышает предусмотренные правилами 50 км, доставка поврежденного автомобиля осуществляется за счёт страховой компании. Автомобиль возрастом 2 года или менее может быть направлен только к официальному дилеру. При восстановлении и ремонте должны использоваться только новые запчасти: установка б/у запчастей допустима только по согласованию с владельцем ТС.

Именно вопрос замены запчастей вызывает определенную озабоченность части сообщества автолюбителей. Известно, что более половины легковых автомобилей в стране имеют возраст 10 лет и более. Возникает вопрос: какие запчасти будут устанавливаться на эти авто в случае ремонта по ОСАГО? С учетом износа ТС, стоимость деталей может быть гораздо ниже новых запчастей. Эксперты утверждают, что в случае с натуральным возмещением, износ автомобиля не принимается во внимание, и в любом случае устанавливаются новые запчасти. Исключением может быть только согласование с владельцем на установку б/у запчастей или снятие с производства необходимых деталей: в этом случае выплачивается денежная компенсация.

В каких случаях осуществляется денежная выплата?

В ряде случаев автовладелец может получить денежную компенсацию вместо натурального возмещения ущерба. Такое возможно, если:

  • сумма, которая потребуется для ремонта или восстановления автомобиля, превышает максимально допустимую для выплат по ОСАГО, т. е. 400 тысяч рублей;
  • восстановление транспортного средства не представляется возможным;
  • здоровью пострадавшего причинен серьезный ущерб.

Кроме того, денежная компенсация осуществляется в случае гибели автовладельца в результате ДТП. В числе других случаев, предусматривающих компенсацию деньгами:

  • личная договоренность страхователя (автовладельца) и страховщика (страховой компании);
  • отсутствие у страховой компании возможности предоставить ремонт, который устроил бы владельца ТС;
  • получение инвалидности потерпевшим.

СТО, заключившая договор со страховой компанией, должна иметь свой сайт в интернете. Ответственность за качественное и своевременное выполнение ремонтных работ несет страховая компания, которая будет обязана выплатить пеню в размере:

  • 1% - за каждый просроченный день перед отправкой на СТО;
  • 0,5% - за каждый день ремонта, сверх положенных 30-ти;
  • 0,05% - за каждый просроченный день выдачи отказа в ремонтно-восстановительных работах.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, СТО заинтересованы в том, чтобы качественно и своевременно выполнять свою работу. В случае их удовлетворительной деятельности страховые компании будут постоянно обеспечивать им поток клиентов, в обратном же случае - просто расторгнут договор.

Первые результаты нововведений

По мнению большого количества экспертов, воспользоваться натуральным возмещением ущерба смогут меньше половины страхователей. Причиной этому – большое количество автомобилей возрастом 10 и более лет, оригинальные запчасти на которые (тем более в 30-дневный срок) найти чрезвычайно затруднительно. Помимо этого, достаточно сложно будет найти в радиусе 50 км от ДТП или места проживания автовладельца подходящую СТО.

Авторы законопроекта утверждают, что одной из задач, решаемых новым законом является борьба с так называемыми автоюристами, которые, используя всевозможные хитрости, буквально разоряют страховые компании, стараясь максимизировать выплаты. Среди преимуществ, которые получает автовладелец можно выделить:

  • возможность отправить машину на ремонт в дилерский центр, что было проблематичным при старой схеме работы;
  • получение новых деталей, которые ставятся на автомобиль без учёта износа;
  • возможность самостоятельно выбрать СТО, но из числа заключивших договор со страховой компанией.

Заключение

В апреле 2017 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся страховых выплат по ОСАГО. Согласно нововведениям денежная компенсация должна заменяться натуральным возмещением, то есть ремонтом поврежденного транспортного средства. Такие меры, в числе прочего, помогут минимизировать расходы от действий автомошенников. Однако в некоторых случаях натуральное возмещение невозможно, и страхователю выплачиваются денежные средства, являющиеся компенсацией нанесенного урона.

В статье рассматриваются основные вопросы натурального возмещения ущерба по ОСАГО: процедура ремонта по ОСАГО, порядок действий потерпевшего и его права при натуральном возмещении, а также ответственность страховщика за некачественный ремонт по договору ОСАГО.

Изменения в действующее законодательство, внесенные с принятием Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств," носят по мнению специалистов кардинальный характер. Согласно изменений, которые вступают в законную силу уже с мая 2017 года, приоритетной формой возмещения материального ущерба по ОСАГО устанавливается ремонт транспортного средства.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Ранее действующий порядок, предусмотренный договорами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, предусматривал в качестве приоритетной формы страхового возмещения денежные выплаты. То есть, потерпевший получал деньги и ремонтировал своего «железного коня» самостоятельно, без какого-либо участия страховщика.

Такой способ возмещения, по мнению представителей страхового сообщества, активизировал деятельность «черных автоюристов», которые наживались на деньгах страховщиков. Выдумав ряд откровенно мошеннических схем, о которых мы не станем повествовать в данной статье, предприимчивые дельцы перекупали у потерпевших права требования по договорам ОСАГО и в судебном порядке добивались взыскания со страховых компаний завышенного размера выплат.

Кроме того, в пользу автоюристов взыскивались судебные расходы, штрафы и неустойка, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей». В итоге сложилась ситуация, при которой потерпевшие получали от автоюристов «копеечную» компенсацию, которая не покрывала расходов на восстановление поврежденных автомобилей. Бюджеты юридических образований, специализирующихся на решении страховых споров, росли как на дрожжах, а страховые компании массово банкротились.

Назревшая реформа автогражданки обсуждалась около года, и в итоге венцом правотворческой деятельности явилась замена денежной формы возмещения ущерба по ОСАГО на натуральную. Возмещение причиненного вреда в натуре включает в себя организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Натуральное возмещение по ОСАГО предусматривает страховой ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховщика.

Причем, согласно пункта 15 статьи 12 Закона, возмещение вреда, причиненного автомобилю потерпевшего осуществляется по выбору самого потерпевшего. Исключаются из числа лиц, имеющих право на такой выбор физические лица – граждане, зарегистрированные в РФ и, имеющие в собственности легковой транспорт.

Разумеется, вопросов с которыми столкнуться и страховщики, и потерпевшие при новом порядке натурального возмещения по ОСАГО будет немало. Однако исходить придётся из того, что уже есть на сегодняшний день.

Ремонт по ОСАГО – организация и порядок проведения

Новации законодательства определяют для потерпевшего следующий порядок действий.

После принятия страховой компанией заявления от потерпевшего, страховщик производит осмотр поврежденного транспортного средства. При необходимости страховая компания проводит независимую техническую экспертизу, которая назначается для определения размера причиненного ущерба и соответствия повреждений транспортного средства обстоятельствам ДТП.

Далее страховщик выдает гражданину – собственнику легкового автомобиля, зарегистрированному в РФ, направление на ремонт на станцию технического обслуживания (далее по тексту - СТО). Срок выдачи направления на ремонт и его оплата ограничивается 20 рабочими днями. При этом автосервис должен соответствовать критериям, установленным Правилами обязательного страхования.

Закон предусматривает возможность ремонта легкового автомобиля на иной СТО, указанной в заявлении потерпевшим, только при согласии на это страховщика. В этом случае, при отсутствии возражений со стороны страховой компании, потерпевший отражает в заявлении все сведения выбранного им автосервиса, включая банковские реквизиты для перечисления денежных средств за ремонт. После чего в срок не превышающий 30 рабочих дней потерпевшему выдается направление на ремонт и производится перечисление денежных средств.

Зримым противоречием, лежащим на поверхности нововведений, является попытка законодателя совместить несовместимое. По правилам, все детали, подлежащие замене должны быть новыми, то есть не иметь износа и не быть восстановленными. Вместе с тем, оценка страховщиком ущерба производится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом степени износа заменяемых запасных частей и деталей.

Можно предположить, что решать проблемы страховщиков как всегда, будут за счет потерпевших. Например, путем использования при ремонте неоригинальных и самых дешевых запасных частей. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля в СТО самим потерпевшим.

Согласно новым требованиям, СТО должен иметь договор со страховщиком на выполнение ремонта по ОСАГО. Также важно, чтобы сервис был доступен для потерпевшего и находился на расстоянии, не превышающем 50 километров от его места жительства.

Если ни одна один из автосервисов не отвечает требованиям Правил в отношении конкретного лица, то страховщик вправе выдать направление на ремонт только при согласии потерпевшего, в противном случае страховое возмещение исполняется денежной выплатой.

В отношении транспортных средств, возраст которых не превышает двух лет, Закон содержит оговорку. Их ремонт должен производиться только на станциях технического обслуживания дилеров, с учетом изложенного выше порядка.

Также страховка выплачивается без ремонта в следующих случаях:

  • при экономической нецелесообразности восстановительного ремонта;
  • при ДТП с тяжкими последствиями со смертельным исходом, причинении вреда здоровью потерпевшего не ниже средней степени тяжести;
  • при стоимости восстановительного ремонта свыше 400000 рублей;
  • при стоимости ремонта свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
  • при обращении потерпевшего, являющегося инвалидом с заявлением о выплате;
  • при отказе потерпевшего от доплаты за восстановительный ремонт автомобиля;
  • при соглашении потерпевшего и страховщика на страховую выплату в денежной форме.

Гарантии прав потерпевшего при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО

Договорный порядок решения вопросов, связанных с организацией ремонта по ОСАГО, в случаях, прямо указанных в Законе, является важной особенностью натурального возмещения. Возможность договориться – это всегда хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому Закон устанавливает гарантии соблюдения прав потерпевшего, к которым относятся:

  • возможность выбора СТО для выполнения ремонта;
  • законодательное ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего, не более 50 километров;
  • сроки рассмотрения заявления о страховом возмещении и получении направления на ремонт;
  • гарантии качества ремонта сроком 6 месяцев и 12 месяцев для кузовных работ и работ с использованием лакокрасочного покрытия;
  • возможности получения возмещения в денежной форме в случаях, прямо указанных в Законе;
  • требования об обязательном согласовании сроков и объемов работ по восстановительному ремонту;
  • прямое возмещение, при котором потерпевший обращается за направлением на ремонт в свою страховую, вне зависимости от количества участников ДТП (вводится в действие с ноября 2017 года);
  • предусмотренная законом санкция за нарушение сроков ремонта, в размере 1\2 процента от стоимости ремонта за каждый день просрочки;
  • возможность потерпевшего подать претензию страховщику при некачественном ремонте, а при её игнорировании – право обратиться в суд за защитой от недобросовестных действий страховщика с взысканием неустойки, штрафа и возмещения судебных издержек.

Важным условием, которое будет стимулировать страховщика к надлежащему исполнению обязанностей по натуральному возмещению страхового вреда, является предусмотренная Законом возможность временного лишения страховой компании права выдачи направлений на ремонт. Такое решение принимается Банком России при неоднократном, более одного раза в течение одного года, выявлении фактов нарушения страховой организацией обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) его оплате. Срок действия ограничения может быть установлен до 12 месяцев.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

28 апреля 2017 года вступил в силу законопроект о натуральном возмещении по ОСАГО. Теперь автовладельцам вместо денег по ОСАГО будут выдавать направление на ремонт в СТО. Как будет работать этот механизм, кто будет определять СТО для ремонта и в каких случаях автовладельцы все же смогут получить деньги вместо ремонта - в материале портала сайт

Законопроект о натуральном возмещении ОСАГО

28 марта 2017 года законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", устанавливающий приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой, был подписан президентом и официально опубликован на сайте Правительства .

28 апреля 2017 года он вступил в законную силу. Согласно документу, в большинстве случаев вместо выплаты деньгами автолюбители теперь будут получать только направления на ремонт в автосервис.

Приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежными выплатами действует для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года.

Как получить натуральное возмещение по ОСАГО?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

При натуральном возмещении, в отличие от денежной выплаты, не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей.

Можно ли выбрать СТО самому при натуральном возмещении ОСАГО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

Требования к ремонту при натуральном возмещени ОСАГО

  • Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.
  • СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
  • Ремонт новых автомобилей (не старше 2 лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
  • Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только двум транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то заявление о страховом возмещении необходимо подавать своему страховщику.

В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании в течение 5 рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 рабочих дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

Можно ли получить возмещение по ОСАГО деньгами?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Рассмотрим, что же это за вид возмещения ущерба после аварии? Натуральная форма возмещения вреда потерпевшему в ДТП, согласно действующему ФЗ No 40 – это оплата и организация страховой компанией ремонта ТС потерпевшего на СТОА (станции по тех.обслуживанию авто), которую подбирает СК и у которой с ней заключен договор на оказание услуг.

Законодательный аспект

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ No 40» вступил в силу с 28 марта 2017 года. Данный законопроект был рассмотрен в гос.думе и получил одобрение . Закон устанавливающий приоритетность ремонта автотранспорта потерпевшей стороны уже подписан президентом РФ и опубликован на официальном сайте Правительства РФ. Данный закон вступил в свою силу с 28 апреля 2017 года.

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, страхователи теперь в большинстве случаев будут получать направления на ремонт и лишь в исключительных случаях страхователь сможет получить от СК денежное возмещение.

Важно! Приоритетность натурального способа возмещения убытков по договорам автогражданской ответственности перед в денежном эквиваленте действует лишь для тех полисов, которые были заключены с 29.04.2017 года (о новых правилах выплат по ОСАГО мы рассказывали ).

Как происходит процесс урегулирования ущерба?

В случае, если в аварии пострадало не более двух автотранспортных средств, не был причинен вред жизни и здоровью людей и у обоих участников ДТП есть действующие договора автогражданской ответственности, то подавать заявление о выплате следует в СК потерпевшего.

Извещения о ДТП как виновник, так и потерпевший должны представить в свою СК в установленные законом сроки. Если ДТП было оформлено без вызова сотрудников автоинспекции, то обратиться с заявлением в СК участники должны в течение 5 суток с момента ДТП. Если же на место аварии вызывались сотрудники ГИБДД, то на обращение в СК дается 15 дней с момента аварии (подробнее о том, когда и как нужно подавать заявление о возмещении убытков, читайте в , а вы можете найти пошаговую инструкцию, как написать это заявление).

Срок в течение которого СК рассматривает заявление о возмещение ущерба составляет 20 рабочих дней. В течение этого срока СК обязана рассмотреть данное дело и либо выплатить потерпевшему сумму ущерба, либо предоставить письменный отказ. Так как на сегодняшний день СК практикуют натуральную форму возмещения ущерба , то в случае если по делу принято положительное решение потерпевшему выдается направление на восстановительный ремонт авто.
В случаях, когда нет возможности получить денежные выплаты, владелец авто будет вправе выбрать ту СТО для возмещения ущерба, которая удовлетворяет его требованиям, но из списка СТО, которые сотрудничают с данной СК. Выбрать СТО страхователь имеет право как при заключении договора обязательного страхования, так и после.

В отличие от денежной компенсации ущерба, при восстановительном ремонте авто износ деталей и агрегатов не учитывается. Также при восстановительном ремонте сотрудники СТО не имеют права использовать бывших в употреблении или же восстановленные комплектующие (в том случае, если иное не было согласовано с СК и потерпевшим по делу).

Внимание! Если в результате ДТП был причинен вред жизни или здоровью людей, то следует подавать заявление о возмещение ущерба в СК виновного лица.

Когда рассмотрят: сроки

Как уже говорилось на рассмотрение дела СК отведено 20 рабочих дней . Осуществить восстановительный ремонт СТО обязано не позднее 30 рабочих дней со того дня как потерпевший предоставил им свое транспортное средство.
Минимальный срок гарантии на работы связанные с восстановительным ремонтом поврежденного авто составляет пол года, а на работы связанные с лакокрасочными материалами и кузовными работами не менее 1 года.

Выбор СТОА

Для того чтобы отремонтировать машину на СТОА, с которой у страховой организации нет договора, необходимо получить согласие страховой компании в письменном виде. В своем страховом возмещение потерпевший должен указать полное наименование выбранной им СТО, адрес фактического нахождения данного СТО и реквизиты куда страховая компания должна будет перечислить средства для оплаты проведения восстановительных работ.

Особенности восстановления: плюсы и минусы

Восстановительный ремонт проводимый в рамках действия договора автогражданской ответственности, имеет как свои плюсы так и минусы.

Плюсы такого ремонта:

  • Страхователь в данном случае полностью освобожден от организации работ по восстановлению своего авто. Страхователь должен будет только подписать соответствующее соглашение с СТО и своей СК, предоставить свое авто и после ремонта забрать его из СТО.
  • СТО получает свои деньги за проведения восстановительных работ уже после того как машина потерпевшего будет отремонтирована. Именно поэтому срок проведения восстановительных работ по ОСАГО будет не большим.

Минусы натурального возмещения: пожалуй самым большим минусом в данном случае является невозможность самостоятельного выбора того автосервиса, в котором будет проведен ремонт поврежденного авто. Иногда страдает качество проведенного ремонта.

Справка! Все недочеты касающиеся проведенных работ могут быть устранены на месте по требованию владельца авто, однако на это может потребоваться время.

Требования к сервисам

На сегодняшний день существует перечень требований, которые предъявляются к СТО, такой перечень еще называют «треугольником» – это качество восстановительных работ, цена и скорость их проведения. Если за качество и оперативность отвечает импортер, то на ценовые рамки может влиять СК.

Дилерские СТО в данном случае имеют преимущество для страхователей, так как они заинтересованы в том чтобы все работы были проведены качественно и в срок , так как в ином случае они могут быть лишены права представления на рынке услуг определенного бренда авто. Станции технического обслуживания заинтересованы в клиентах, так как на сегодняшний день их недогрузка составляет порядка 40-50%.

Страховщиками был разработан перечень критерий, и у каждой СК он свой. По данным критериям страховые организации не только проводят первичный отбор партнерских СТО, но и контролируют их в процессе работы.

К таким критериям чаще всего относятся:

Также к списку критериев можно отнести, наличие полного комплекта инструментов и оборудования для проведения кузовных и слесарных работ. СК не предъявляют требования по установке оборудования и деталей конкретного производителя. Для потребителя в конечном итоге меньшую важность представляет бренд, а большую оперативность и качество проведенных работ.

Страховщиками также выдвигаются требования, которые относятся к сотрудникам станции. Естественно, что СК не в состоянии проверить уровень профессионализма каждого сотрудника станции, да и по сути СК не обязана этого делать. У страховой организации имеется одна точка входа: руководство СТО.

Именно с них СК спрашивают качество проведенных работ, а оно в свою очередь зависит от профессиональных навыков сотрудников.

Когда будет можно отказаться?

Отказаться от натуральной формы возмещения и получить денежные средства в счет погашения причиненного виновником ущерба можно в следующих ситуациях:

  1. Выбрать денежную компенсацию могут те водители чей полис страхования был приобретен до 29 апреля 2017 года.
  2. Выплатят денежную компенсацию, если в результате аварии наступила смерть потерпевшего.
  3. В том случае, если в результате аварии потерпевшему был нанесен тяжкий или средний вред здоровью.
  4. Потерпевший по делу является инвалидом 1,2,3 группы и автомобиль ему необходим по медицинским показаниям.
  5. Если ДТП привело к невозможности восстановления ТС.
  6. В случае, если сумма за ремонтные работы составляет более 400 тыс.руб. и потерпевший не готов доплатить за ремонтные работы (по Европротаколу не более 50 тыс.руб.).
  7. При обоюдной вине водителей в случае, если потерпевший не хочет доплачивать за ремонт на СТО.
  8. В случае, если в следствии ДТП был причинен ущерб не автомобилю, а другому имуществу потерпевшего.
  9. Собственник авто вправе отказаться от ремонта на СТО, в том случае если она не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к организации осуществляющей восстановительные работы.
  10. СК не может предоставить собственнику авто возможности проведения ремонтных работ на той СТО, которая была указана страхователем на момент заключения договора страхования.
  11. Также собственник авто может произвести ремонтные работы на СТО, который не является партнером данной СК, но только по соглашению со своей страховой организацией.
  12. Если в радиусе 50 км. от места регистрации собственника нет СТО с которым сотрудничает СК.
  13. Если нет официального дилера той марки авто, которое было повреждено (это касается только новых авто).

На сегодняшний день страховые организации только начинают работать с таким способом возмещения и для того чтобы отрегулировать данный процесс требуется время. Скорее всего денежная форма компенсации еще какое-то время будет работать, так как не у всех СК на сегодняшний день заключен договор с СТО (об особенностях возмещения по ОСАГО, читайте в ).

Задать вопрос эксперту

Похожие публикации