Что такое корсунский крест. Божий Дар России (Чудотворный Крест в Годеново - Монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте – Корсунский крест в Переславле-Залесском)

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой .

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

Корсунские кресты Успенского собора Кремля

Видимо, это именно то распятие, которое сопровождало принцессу Софью Палеолог при её приезде в Москву из Рима. Из летописей известно о связанном с ним скандале: по замыслу католических организаторов свадьбы, этот католический крест должен был предшествовать свадебному поезду, и под его сенью процессия должна была въехать в Кремль. Папский легат Антоний Бонумбре вез его в обозе. Новость об этом вызвала большое волнение на Руси. Поведение папского легата вызвало в Москве решительный отпор. Узнав, что перед легатом «крыж несут » по католическому обряду, великий князь обратился за разъяснениями к митрополиту Филиппу , который категорически потребовал запретить какую-либо пропаганду католицизма на Русской земле. Тогда Иван III «посла к тому легатосу, чтоб не шел пред ним крыж ». Однако жених Иван III отправил встречать невесту боярина Фёдора Давыдовича Хромого с приказом «крыжи у легатоса отнявши, да в сани положити ». Он встретил обоз за 15 верст от Москвы и вырвал крест из рук легата, не позволив будущей государыне въехать с католическим «крыжем». . «Тогда же убоялся легатос» .

Исследователи полагают, что распятие, тем не менее, осталось в московских сокровищницах. Его история забылась, и он был установлен в алтаре главного собора - Успенского , и использовать в качестве процессионного креста больших и малых крестных ходов. Вокруг него сложилась легенда, что он был в «старину до Ивана Грозного» прислан от греческих патриархов (то есть через Корсунь) в благословение русским государям (ср. с легендой о Шапке Мономаха), что является примером планомерной пиар-политики Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследника «Второго Рима».

Наиболее близкие аналоги он находит среди крестов, изготовленных в средневековой Германии .

Корсунский крест был одной из особо почитаемых святынь Успенского собора. В комплекс «корсунских» святынь также входят: еще один выносной крест из горного хрусталя (17 век - сделан в России по образцу вышеописанного), большой серебряный запрестольный крест, а также несколько икон, в числе которых «Спас Золотая Риза», «Богоматерь Одигитрия Гефсиманская» и двусторонний образ «Христос Пантократор / Богоматерь Одигитрия (Корсунская)» . По преданию, оба креста были «издавна присланы от греческих патриархов, в благословение государям Российским»

Корсунский крест в Переславле-Залесском

Корсунский крест сохранился в городе Переславле-Залесском. Корсунский крест четырёхконечный, деревянный, двусторонний, обложен медью и позолочен. В мощевиках сохранились мощи Иоанна Предтечи, апостола Павла, мученика Виктора, мученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца, частица гробницы Иоанна Богослова.

Крест-мощевик изготовлен в Ростовской митрополии в XVI или XVII веке. Его высота 208 см, ширина 135 см. Раскольники из Суздаля принесли этот крест в Никольский монастырь как плату за своё проживание, а может быть, крест сделан в начале XVIII века и привезён в Переславль из Ростова. В 1923 году крест был передан Переславскому музею-заповеднику и сразу был выставлен в отделе церковных древностей. В 2007 году крест был реставрирован за счёт государства.

23 августа 1998 года патриарх Алексий II побывал в Переславле и молился перед Корсунским крестом. 12 июня 2009 года установлен в переславском Никольском монастыре в прозрачном ящике под ответственность музея.

Напишите отзыв о статье "Корсунский крест"

Примечания

Отрывок, характеризующий Корсунский крест

Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.

Корсунский крест - русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов.

Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками.

Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых.

Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

Предзнеменовение

Согласно церковному преданию (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак.

Вот как император описал его, в передаче Евсевия:

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил василевс, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ἐν τούτῳ νίκα (Сим победиши!)»

Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу.

Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

по святым местам

«Животворящее» путешествие к чудотворным святыням России! Редкая возможность посещения величайшей реликвии Православия - Животворящего Нерукотворного Креста в Годеново , славящегося на весь мир своими чудесами и исцелениями даже от неизлечимых заболеваний. С экскурсией к месту обретения этой нерукотворной святыни - в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте и посещением чудотворных святынь Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском - благоухающего Корсунского креста и чудотворного образа святителя Николая Угодника, известных своими исцелениями и помощью в нужде.

Цена: от 1750 RUB

Храм Иоанна Златоуста в селе Годеново хранит в себе величайшую святыню Православия - огромное деревянное распятие Иисуса Христа . Животворящий Нерукотворный Крест в Годеново обретен в 1423 году, почти шестьсот лет назад непостижимым образом и на протяжении веков свершает невероятные, удивительные чудеса! У Нерукотворного Креста обретают исцеления неизлечимо больные верующие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, алкоголизмом и самыми страшными недугами. В храме ведется документальная летопись чудес и исцелений, которая постоянно пополняется. Ученые пытались установить возраст и породу дерева, из которого изготовлен Крест и пришли к изумляющему выводу, что такого дерева на земле не существует! Во времена богоборчества Животворящий Крест пытались распилить, разрубить, сжечь, его обливали кислотой и отработанным машинным маслом, много раз пытались перенести в другое место, но непостижимым образом Крест оставался цел и невредим, и даже начал испускать тонкое благоухание! Сегодня вам представится редкая возможность приложиться с верой и молитвой к величайшей святыне (защитное стекло на Животворящем Кресте открывают только по выходным), набрать масла от лампады Нерукотворного Креста.

Экскурсия в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

Сегодня мы посетим место обретения Животворящего Креста , на котором шестьсот лет назад произошли необъяснимые явления и чудеса. Именно здесь из столпа Света возник Крест, и Глас с Небес повелел воздвигнуть храм… На месте произошедшего Чуда сейчас находится монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте - необыкновенное, благодатное, святое место! В ходе увлекательной экскурсии в сопровождении священнослужителя, вы услышите рассказ об удивительной истории обретения Нерукотворной святыни, побываете на месте ее обретения, где теперь находится колодец со святой, целебной водой, насладитесь незримой, святой благодатью веками намоленной обители. В трапезной монастыря вас ждет простой, постный, но очень вкусный обед. Отправление в Свято-Никольский женский монастырь Переславля-Залесского, к месту обретения нескольких чудотворных реликвий. По пути в монастырь - проездная экскурсия по Переславлю-Залесскому, с осмотром древнейшего Спасо-Преображенского собора, возведенного в XII веке и сохранившимся до наших дней в первозданном облике. В Свято-Никольском женском монастыре находится чудотворный благоухающий Корсунский Крест . Всего десять таких крестов с частицами мощей великих святых, привез святой благоверный князь Владимир в X веке из Корсуни. В монастыре хранятся великие святыни - мощи преподобного Корнилия Переславского Чудотворца, и редкая, почитаемая икона великого Чудотворца Николая Угодника, прославленная своими чудесами, исцелениями и помощью в нужде. находились ранее мощи святого Даниила Переславского. Обновляющее, животворное путешествие к великим Божьим Дарам России!

Время в пути: ≈4 часа.
Ярославское шоссе ≈200 км.
Продолжительность экскурсии ≈14 часов (ориентировочно).

Стоимость программы:
взрослый - 1750руб.
ребенок - 1750 руб.

Сбор в 07:15 ч. Отправление в 07:30 ч. от ст. метро «Медведково» .

Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов. Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками. Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

В Музеях Московского Кремля находится крест выносной «Корсунский» (Западная Европа, XV в. (?), серебряные обкладки — Россия, конец XVI — нач. XVII в.), выполненный из горного хрусталя, серебра и резного дерева.

Видимо, это именно то распятие, которое сопровождало принцессу Софью Палеолог при ее приезде в Москву из Рима. Из летописей известно о связанном с ним скандале: по замыслу католических организаторов свадьбы, этот католический крест должен был предшествовать свадебному поезду, и под его сенью процессия должна была въехать в Кремль. Папский легант Антоний Бонумбре вез его в обозе. Новость об этом вызвала большое волнение на Руси. Поведение папского легата вызвало в Москве решительный отпор. Узнав, что перед легатом «крыж несут» по католическому обряду, великий князь обратился за разъяснениями к митрополиту Филиппу, который категорически потребовал запретить какую-либо пропаганду католицизма на Русской земле. Тогда Иван III « посла к тому легатосу, чтоб не шел пред ним крыж». Однако жених Иван III отправил встречать невесту боярина Фёдора Давыдовича Хромого с приказом «крыжи у легатоса отнявши, да в сани положити». Он встретил обоз за 15 верст от Москвы и вырвал крест из рук легата, не позволив будущей государыне въехать с католическим «крыжем». «Тогда же убоялся легатос».

Исследователи полагают, что распятие, тем не менее, осталось в московских сокровищницах. Его история забылась, и он был установлен в алтаре главного собора — Успенского, и использовать в качестве процессионного креста больших и малых крестных ходов. Вокруг него сложилась легенда, что он был в «старину до Ивана Грозного» прислан от греческих патриархов (то есть через Корсунь) в благословение русским государям (ср. с легендой о Шапке Мономаха), что является примером планомерной пиар-политики Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследника «Второго Рима».

Наиболее близкие аналоги он находит среди крестов, изготовленных в средневековой Германии.

Типология так называемого Корсунского креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой Креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы, крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Такие Кресты являлись одновременно символами жертвы Христовой и Его торжества, победы над адом и смертью, открывающей дверь к спасению человечества. Именно как такой двойственный символ помещался драгоценно украшенный крест в алтаре за престолом. Ибо, по словам архиепископа Симеона Солунского (первая половина XV в.) – жертвенный престол – святая трапеза «являет гроб Христов и таинство страдания». «Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест».

Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI —XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями Деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).

Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI —XII вв., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV , XV —XVI вв.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.

Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским , происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда во второй половине XVII в. эта великая святыня была перенесена в Никольский монастырь Переславля-Залесского. Этот большого размера крест (247,5 х 135 см), в медном золоченом окладе, с медальонами на обеих сторонах и изображениями праздников и с серебряными ковчежцами с мощами святых угодников и их изображениями на крышках ковчежцев.

Торжественная передача Корсунского креста из Исторического музея Переславля-Залесского в Никольский женский монастырь состоялась 12 июня 2010 года. С тех пор Крест располагается в Никольском соборе монастыря и считается его главной святыней.
Мощи святых, помещенные в Корсунский крест:
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КРЕСТА
Верхняя ветвь:
Дробница «Вознесение» Мощи Св. Иоанна Предтечи
Мощи Свщмч. Василия, пресвитера Анкирского
Средокрестие. Дробница с накладкой «Голгофский крест»
Нижняя ветвь:
Мощи Св. мч. Феодора Тирона, воина
Мощи Св. мч. Виктора, воина
Мощи Св. мч. Феодора Стратилата, воина (надписи нет)
Мощи Блгв. Кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Дробница «Сошествие во ад»
Левая ветвь:
Мощи Св. мч. Димитрия Солунского, воина
Мощи Св. мч. Апостола Иоанна Богослова
Правая ветвь:
Мощи Св. апостола Павла
Похожие публикации