Бронирование в организации пошаговая инструкция. Воинский учет в организации – постановка с «нуля

Какой бы мирной деятельностью не занималась компания, она обязана вести воинский учет. В случае необходимости это позволит военачальникам быстро мобилизовать военнообязанное население на защиту государства. Неслучайно Методические рекомендации, как проводить воинский учет в организации, разработаны Генеральным штабом Вооруженных Сил страны. В невоенное время учетная система также помогает выявлять армейских «уклонистов», избегающих срочной службы.

Нормативные ориентиры

Поступая на работу, некоторые категории граждан обязаны предоставлять военный билет в отдел кадров. Согласно 65-й статье Трудового кодекса, данный документ предъявляется военнообязанными соискателями и лицами, подлежащими призыву в армию.

Положение о ведении воинского учета разработано и утверждено российским Правительством (Постановление № 719 от 27.11.2006). В нем, в частности, говорится, что за правильность организации учетной деятельности отвечает руководитель компании (п. 9). Также документом установлены нормативы, касающиеся количества штатных работников, отвечающих за воинский учет в организации. Следует обратить внимание, что они высчитываются не из общего числа сотрудников на предприятии, а из количества работников, поставленных на учет (п.10):

  • до 500 человек – достаточно 1-го сотрудника-совместителя;
  • от 500 до 2 000 человек – нужно высвободить 1-го работника, который бы занимался воинским учетом полный рабочий день;
  • от 2 000 до 4 000 человек – нужно высвободить 2-х работников на эти цели.

На более крупных предприятиях на каждые последующие 3 000 сотрудников необходимо выделять по 1-му дополнительному работнику, занимающемуся воинским учетом.

Среди регламентирующих источников следует упомянуть и вышеназванные Методические рекомендации Генштаба, утвержденные в прошлом году – 11.07.2017. Их положения во многом повторяют содержание Постановления Правительства № 719, но в них имеется и добавочная информация. Например, в документе более детально расписаны обязанности сотрудников, ведущих воинский учет.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2018

Данная учетная деятельность подразделяется на несколько этапов. Об особенностях каждой организационной стадии следует рассказать отдельно.

1-й этап – определение ответственных лиц

Кто в организации будет заниматься воинским учетом, определяется ее руководителем. Он вправе предусмотреть в штатном расписании специальные кадровые единицы, на которые будут приниматься работники для ведения учета.

Если руководство собирается высвободить для учетной деятельности кого-то из имеющихся сотрудников (например, на условиях совместительства или перевода), оно издает приказ – об организации воинского учета, где перечисляются работники, назначенные его вести.

Когда на предприятии не менее 2-х человек занимаются воинским учетом, их объединяют в особое подразделение – военно-учетный стол.

2-й этап – выявление сотрудников, подлежащих постановке на учет

Не всех работников предприятия надо ставить на воинский учет. Это необходимо в отношении следующих категорий сотрудников:

  • молодых мужчин призывного возраста (18-27 лет);
  • военнообязанных подчиненных (возраст значения не имеет).

К последней категории относятся сотрудники, пребывающие в запасе. В частности, статус военнообязанных имеют женщины, которые приобрели военно-учетную специальность (например, выучились на военного фельдшера), а также лица:

  • прошедшие альтернативную службу;
  • освобожденные от призыва на законных основаниях;
  • зачисленные в запас после увольнения с военной службы;
  • успешно окончившие обучение на военной кафедре, и т.д.

Полный перечень военнообязанных работников представлен в п.12 Методических рекомендаций Генштаба от 11.07.2017.

3-й этап – оформление личных карточек

Чтобы правильно вести воинский учет в организации, инструкция предписывает принять от работников определенные документы:

  • призывники представляют удостоверение, подтверждающее их статус;
  • военнообязанные предъявляют воинский билет.

На их основании ответственный сотрудник заводит на «учетных» работников личные карточки.

4-й этап – разработка и ведение учетной документации

Методические рекомендации Генштаба обязывают предприятия вести объемный пакет документов по воинскому учету. В частности, помимо личных карточек , организации нужно иметь:

  • план учетной работы;
  • журнал проверок;
  • шаблоны расписок о приеме воинских документов.

Весь список требуемой документации представлен в п.39 Рекомендаций.

5-й этап – регулярное выполнение мероприятий по воинскому учету работников

Данный этап охватывает комплекс различных мероприятий, которые входят в обязанности работников, ответственных за воинский учет. Они поименованы в нескольких пунктах Постановления Правительства № 719: 30, 31, 32. В обобщенном виде учетные мероприятия можно разделить на 3 вида:

  • по обеспечению правильной постановки на воинский учет;
  • по ведению личных карточек;
  • по актуализации сведений о работниках, поставленных на учет.

За нарушение требований по ведению воинского учета ответственное лицо может быть оштрафовано на 300-1000 рублей (ст. 21.1-21.4 КоАП).

Каждый работодатель должен вести в своей организации воинский учет. Ответственный за это может быть как сам руководитель, так и любой сотрудник. В статье подробно рассмотрим как вести воинский учет в организации в 2018 году.

Кто обязан вести воинский учет

Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.

Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.

Как организовать воинский учет в организации

Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.

Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:

  1. Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
  2. Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
  3. Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ ). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
  4. Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.

Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.

Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Работники, не подлежащие воинскому учету

Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:

  • Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Проживающие постоянно за пределами РФ;
  • Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
  • Женщины, не имеющие военной специальности.

Сколько специалистов ведут воинский учет

В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:

  • Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
  • От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
  • От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.

Отчетность по воинскому учету

Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:

  • Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
  • По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
  • По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
  • По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.

Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.

Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.

Проверка воинского учета

Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.

Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.

Ответственность организации за воинский учет

При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:

  • 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
  • 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.

Законодательная база

«Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2019» - именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее большинство, вопрос о ведении воинского учета имеет для них высокую значимость. Как именно организация должна вести воинский учет, какие процедуры соблюдать и что еще важно не забыть в 2019 году? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18-27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?» .

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения» .

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности. Ответственность наступает в виде штрафов, к примеру, за следующие нарушения:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2019 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Любой организации, которая имеет наёмных работников, необходимо знать, что именно нужно для ведения воинского учёта. Каких правил надо придерживаться во время работы? Как выглядят образцы заполнения документов, актуальные в 2017 году? Ответы на эти и другие вопросы, пошаговая инструкция введения воинского учёта.

Ведение воинского учёта и бронирование в организации и ИП с сотрудниками

Воинский учёт представляет собой определённую систему, в которой отмечаются все граждане, попадающие под призывной возраст. Данные содержатся в специальной картотеке, которая при необходимости обновляется. Воинский учёт позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также помогает находить уклонистов от воинской повинности. Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учёта, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учёте, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Глобально этим вопросом занимаются военные комиссариаты. Но организации тоже обязаны вести воинский учёт.

Кто считается военнообязанным

Под воинский учёт попадают следующие категории граждан (в соответствии с законом № 53-ФЗ):

  • уволенных из армии в запас;
  • тех, кто имел отсрочку вплоть до 27 лет;
  • тех, кто выбрал альтернативную службу;
  • женщин, которые имеют военные специальности;
  • всех лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет.

ИП должны вести учёт в случае, если нанимают на работу военнообязанных сотрудников.

Лица, ответственные за организацию и ведение учёта

Есть положение №719, в котором регламентируется, сколько специалистов должно заниматься отслеживанием воинского учёта в организации. В отдельных случаях появляется необходимость создать структурное подразделение, которое занималось бы данными вопросами. Оно называется военно-учётный стол. Важно понимать, что оно создаётся в случае, если в организации работает более пятиста сотрудников. Если менее, то этим вопросом может заниматься всего лишь один работник. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным за воинский учёт, работодатель должен издать соответствующий приказ.

Как организовать и вести воинский учёт: пошаговая инструкция и образцы документов

Порядок введения воинского учёта на предприятии следующий:

  • издание приказа об организации воинского учёта;
  • составление годового плана;
  • создание и ведение базы данных военнообязанных сотрудников;
  • прохождение проверки уполномоченным от военкомата.

Приказ

Первый документ - приказ об организации воинского учёта. С ним обязательно должны ознакомиться военный комиссар, ответственные лица из отдела кадров. Все они ставят на приказе свою подпись.

Годовой план

Далее составляется годовой план работы по воинскому учёту. Требования: обязательно должны указываться наименование мероприятия, срок исполнения, должность ответственного лица, отметка о выполнении. План согласовывается с районным военкоматом, к которому предприятие приписано территориально. Соблюдение контролируется его уполномоченным представителем.

План включает в себя:

  • постановку на воинский учёт принятых сотрудников;
  • снятие с учёта работников, уволенных из организации, вышедших в запас или проходящих военную службу;
  • составление и ведение личных карточек военнообязанных сотрудников;
  • сверку информации с данными военкомата;
  • выявление лиц, нарушающих законы о воинской службе и учёте;
  • отправка сведений о сотрудниках в военкомат;

Проверка воинского учёта в организациях

Ежегодно сведения военно-учётного стола должны сверяться с данными военкомата. По итогам составляется акт и ведётся журнал проверок воинского учёта и других необходимых документов. В нём обязательно должны указываться дата проверки, должность и ФИО проверяющего, итоги и решение начальства.

Ответственность за нарушения процедуры

Поскольку ведение подобного учёта является прямой обязанностью организации, то за её несоблюдение применяются штрафы. Они могут быть введены в следующих случаях:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ниже представлены возможные штрафы за нарушение процедуры воинского учёта:

  1. За нарушения в области воинского учёта для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  2. Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
  3. Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведения о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, это влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Видео: вебинар о воинском учёте в организации

Воинский учёт - это система, в которой отмечаются все военнообязанные граждане, работающие на предприятии. Он позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также находить уклонистов от воинской повинности. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным, работодатель должен издать соответствующий приказ. Ежегодно сведения военно-учётного стола сверяются с информацией из военкомата. Учёт является прямой обязанностью организации. Если при проверке выявится, что он не ведётся, может быть выписан штраф.

Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2017 года к нему порой нужна специалистам отдела кадров, тем более что к категории военнообязанных относится большая часть граждан. Воинский учет - это еще один способ накопления информации о работниках, и есть моменты, на которые будет нелишним обратить внимание.

Организация воинского учета и его предназначение

Под воинским учетом понимают совокупность процедур по сбору, накоплению, систематизации данных обо всех гражданах, подлежащих призыву в армию, с формированием единой информационной базы, которая должна поддерживаться в актуальном состоянии.

Воинский учет служит инструментом, дающим возможность:

  • контролировать набор граждан в армию для прохождения срочной службы;
  • выявлять лиц, незаконно уклоняющихся от воинского призыва.

Воинский учет активно используется уполномоченными на ведение подобной деятельности ведомствами.

Основой существования воинского учета служит закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Описываемый учет позволяет решать следующие задачи, перечисленные в п. 2 положения № 719:

  • В мирное время:
    • администрирование процесса набора на срочную службу;
    • выявление граждан, не исполняющих свои воинские обязанности.
  • В военное время:
    • обеспечение проведения всеобщей мобилизации в короткие сроки;
    • привлечение необходимых государству трудовых ресурсов для поддержания функционирования народного хозяйства. Здесь под трудовыми ресурсами понимаются лица, прикрепленные к определенным госструктурам, организациям оборонного комплекса и предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность населения. Данные лица не должны быть привлечены к боевым действиям в силу необходимости их работы в указанных учреждениях.

Основные механизмы и принципы реализации воинского учета

Основное требование для надлежащего ведения воинского учета - постоянное обновление информации о каждом лице, подлежащем призыву. Для его выполнения военным комиссариатам предписывается:

  • иметь регулярно обновляемый информационный банк обо всех лицах, подлежащих призыву;
  • хранить данные о военнообязанных гражданах (находящихся в запасе, получивших отсрочку до возраста 27 лет, женщинах с военными специальностями).

С этой целью граждане в возрасте 17 лет на основании полученной повестки проходят освидетельствование с медосмотром, в результате которого определяется их годность к военной службе. Одновременно с этим происходит их регистрация в учетной системе призывников военкомата. Указанная процедура осуществляется в период с января по март года, в котором молодой человек достигнет возраста 17 лет (на момент регистрации призывнику может и не быть еще 17 лет).

В качестве ответственных за своевременную реализацию описанных процедур выступают различные правительственные структуры соответствующего профиля: Минобороны, МВД, СВР, ФСБ и местные органы власти. Помимо военкоматов учет призывников, занимающихся трудовой деятельностью, ведут их работодатели. Это направление воинского учета имеет множество специфических моментов, которые должны учитывать кадровые специалисты.

Как происходит накопление информации при ведении воинского учета

Накопление информации в компании должно производиться не только по призывникам, но и по другим военнообязанным лицам. Ко второй категории, согласно закону № 53-ФЗ, относятся граждане, находящиеся в запасе по одной из следующих причин:

  • увольнение из армии;
  • наличие отсрочки или иного обстоятельства, в силу которого человек не смог пойти в армию, но при этом ему еще не исполнилось 27 лет;
  • прохождение альтернативной службы;
  • женщины, получившие профессию военного назначения.

При этом сотрудников, официально освобожденных от воинской обязанности, и женщин, не обладающих военной специальностью, принимать к учету не нужно.

Основные правила осуществления воинского учета сформулированы в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Компании, как и военкоматы, собирают, хранят, систематизируют информацию о лицах, прошедших военную службу, и тех, кому это предстоит в ближайшее время. Опираясь на накопленные данные, организация сможет сделать вывод о достаточности трудовых ресурсов, остающихся в ее распоряжении на случай военного конфликта и последующей мобилизации.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Расчет необходимой численности персонала для осуществления военного учета определяется на основании п. 12 положения № 719:

  • если в организации трудится менее 1 500 военнообязанных, то для ведения учета достаточно 1 сотрудника, который может работать и по совместительству.
  • если компании для ведения воинского учета необходимо 2 сотрудника и больше, то ей придется сформировать дополнительное структурное подразделение - военно-учетный стол.

Работники, ведущие воинский учет, назначаются на должность после согласования с военкоматом.

Для их деятельности понадобятся инструкции с расшифровкой обязанностей и разбивкой их до уровня конкретных операций. Кроме того, в инструкции приводятся ссылки на законодательные нормы, а также меры ответственности в случае нарушения требований к ведению учета.

С инструкцией сотрудника необходимо ознакомить под расписку и обязательно до начала выполнения им соответствующих работ.

Методические рекомендации по ведению воинского учета — 2017

Для безошибочного осуществления воинского учета компания формирует график работ на год по реализации соответствующих мероприятий. График должен быть одобрен военкоматом, каждое мероприятие, предусмотренное в нем, должно иметь фиксированные сроки выполнения.

Основаниями для внесения записей в регистры учета военнообязанных служат:

  • приписные свидетельства - для не прошедших службу лиц, подлежащих постановке на учет;
  • военный билет - для отслуживших граждан, пребывающих в запасе.

Указанные документы предоставляются при приеме на работу, при этом ответственный работник проверяет их на подлинность, целостность и корректность внесенных в них записей. Если при этом будут выявлены какие-то ошибки или несоответствия, об этом обязательно информируется военкомат.

В течение года указанный кадровый работник контролирует достоверность, точность данных учета военнообязанных сотрудников. Вся необходимая информация отражается в личной карточке военнообязанного, которая заводится при приеме на работу. Личная карточка относится к обязательным документам, которые должны быть в наличии в компании, и хранится в отдельной картотеке.

Воинский учет и бронирование в организации

При поступлении повестки работнику компании он должен быть незамедлительно проинформирован об этом. Кроме того, организация должна приложить максимум усилий для содействия явке такого работника в военкомат.

Если трудоустраивается женщина с профессией военного назначения, ее обязательно направляют для постановки на учет в военкомат. Организации следует проводить разъяснительную работу с сотрудниками о том, каким образом им следует проходить службу, какими могут быть последствия уклонения от призыва и возможные меры ответственности.

Еще один момент, с которым придется иметь дело специалисту по воинскому учету, - бронирование сотрудников, остающихся в компании для работы в военное время. Однако следует помнить, что подобный механизм применяется только на предприятиях стратегического назначения и тех, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности населения. Наличие такой возможности для компании также можно выяснить в военкомате.

Военно-учетный отдел должен отчитываться перед военкоматом. В частности, туда направляются данные:

  • об оформлении на работу и расторжении трудового договора с сотрудником;
  • о любых изменениях статуса военнообязанных сотрудников.

Организация обязана известить военкомат о работниках в возрасте 15–16 лет, а также о тех, кому в ближайшее время необходимо встать на учет в военном комиссариате.

Ежегодно не менее 1 раза информация, имеющаяся в организации, сверяется с данными хранящимися в военкомате. Итоги сверки фиксируются в специализированной книге для регистрации проверок, которая также относится к обязательным документам.

Образец приказа об организации воинского учета

В целях осуществления воинского учета в компании обязательно издается распорядительный документ, подписываемый руководителем. В нем предписывается собирать информацию о военнообязанных гражданах, лицах в запасе. Приказ также указывает на необходимость бронирования на случай военного положения, если для компании эта процедура предусмотрена. Кроме того, приказом закрепляется ответственность определенного лица за ведение воинского учета, полноту и достоверность отражаемой информации, а также указывается лицо, замещающее ответственного на период отпуска. Бланк такого приказа можно получить, перейдя по ссылке на сайте.

Последствия некорректного ведения воинского учета в организации

Нужно четко понимать, что отказаться от ведения воинского учета компания не может, поскольку это прямое требование законодательства. Права выбора у организации в данном случае нет, следовательно, за отсутствие либо некорректное ведение учета компании грозит ответственность.

В качестве примеров, влекущих применение санкционных мер, можно привести:

  • несвоевременное информирование либо непредставление информации о военнообязанных, в том числе подлежащих призыву на военную службу;
  • препятствие своевременной явке военнообязанного работника в военкомат;
  • отказ от информирования военкомата при изменении сведений о лицах, подлежащих воинскому учету (в качестве примера можно привести переезд).

***

Обязанность фиксировать, хранить, обрабатывать информацию о военнообязанных гражданах для компаний предусмотрена методическими рекомендациями по ведению воинского учета, положением № 719 и законом № 53-ФЗ. Для реализации указанной задачи компания должна определить необходимую численность соответствующего персонала и издать приказ о вменении ему описанных обязанностей. Если будет необходимо свыше 2 работников, создается специализированный отдел, занимающийся только воинским учетом. Суть такого учета заключается в своевременном обновлении данных о военнообязанных работниках. В этих целях на каждого военнообязанного необходимо оформлять личную карточку. Данные, содержащиеся в ней, передаются в военный комиссариат. Помимо этого, в организациях, отнесенных к стратегически важным объектам, функционирует система бронирования. Она позволяет при наступлении военного времени оставлять себе часть работников для поддержания нормального функционирования. При несоблюдении требований к ведению воинского учета фирма может быть оштрафована.

Похожие публикации
Законодательный акт Содержание
Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне»
Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 «Положение о воинском учете»
Глава 21 КоАП РФ «Административные правонарушения в области воинского учета»
Рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017